Урок географії 7 клас атлантичний океан

Атлантический океан
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

конспект урока с презентацией по географии в 7 кл. по учебнику В.А. Коринская, И.В. Душина по теме «Атлантический океан» с проверкой домашнего задания.

— повторение пройденного материала;

— сформировать представление о ГП и истории иследования Атлантического океана, об особенностях его природы и хозяйственной деятельности;

— обобщить материалы, изученные в ходе прошлых уроков;

— расширение кругозора учащихся и развитие познавательного интереса к изучению географии.

Скачать:

Вложение Размер
atlanticheskiy_okean.zip 1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Атлантический океан»

Цель: изучить географическое положение, историю исследованияАтлантического океана, его

особенности природы и хозяйственное использование.

  • Образовательная – познакомить учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением Атлантического океана;
  • Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы океана, работать с разными источниками знаний – учебником, картами атласа, умение выделять главное, анализировать .
  • Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.

физическая карта мира, атласы, мультимедийный проектор, презентация «Атлантический океан».

1. Учебник 7 кл.: И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев. География. Материки, океаны, народы и

2. Географический атлас. 7 класс.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний

I. Организационный момент

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с океанами и узнаем много интересного ещё об одном океане –Атлантическим.А сейчас давайте посмотрим, как хорошо вы усвоили знания о ранее изученных океанах – Тихом и Индийском.

Проверку ваших знаний проведем в виде фронтального письменного опроса (на листочках) .

II. Проверка домашнего задания

Фронтальный письменный опрос по теме: «Тихий и Индийский океаны»

Запишите в тетради в первой строке – тихий океан, во второй – Индийский океан. Прослушав утверждение, определите, о каком океане идет речь. Запишите соответствующую цифру к океану.

1) Этот океан занимает 1/3 поверхности планеты

2) Название океану дал Ф. Магеллан.

3) Северной частью океан омывает материк Евразия.

4) В южном тропическом поясе этого океана находится уникальный природ.комплекс Большого

5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в мире.

6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном Беринговым проливом.

7) Богатейшее месторождение нефти на шельфе Персидского залива.

8) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод.

9) Через этот океан проходят многочисленные судоходные трассы.

10) В северной части океана – мощное Муссонное течение.

11) Этот океан занимает почти 1/2площади Мирового океана.

12) Западной частью омывает Африку.

13) В этом океане расположен Марианский желоб.

14) Третий океан на Земле по величине.

15) Здесь обитает самый крупный моллюск – тридакна , весом до 250 кг.

16) Берега океана слабо изрезаны. Островов значительно мало.

17) Срединно — океанические хребты делят ложе океана на три части.

18)На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку.

Правильность выполнения диктанта:

Тихий океан: 1,2,4,6,8,11,13,15,18

Индийский океан: 3,5,7,9,10,12,14,16,17

«5» — 16 — 18 правильных ответов;

«4» — 13 — 15 правильных ответов;

«3» — 9 — 12 правильных ответов;

«2» — 0 — 8 правильных ответов.

III. Изучение нового материала

(1 слайд) Итак, мы начинаем наше путешествие по Атлантическому океану.Запишите в тетради число и тему урока: “Атлантический океан”

(2 слайд) Сегодня на уроке мы изучим географическое положение, историю исследования, особенности природы и хозяйственное использование Атлантического океана.

(3слайд) Знакомиться с океаном мы будем по плану:

  1. Географическое положение океана.
  2. История исследования океана.
  3. Происхождение.
  4. Рельеф дна.
  5. Особенности природы.
  6. Хозяйственная деятельность в океане.

2. Характеристика географического положения океана

Давайте откроем атласы и охарактеризуем ГП океана. Работа с атласами.

  • Между какими материками расположен Атлантический океан?
  • С какими другими океанами он связан?
  • Какие моря и заливы входят в состав данного океана?
  • Как расположен океан относительно экватора, тропиков,

полярных кругов и нулевого меридиана?

  • В каких климатических поясах расположен океан?

(4слайд) Атлантический океан вытянут от субарктических широт до Антарктиды.

Наибольшей ширины он достигает в умеренных широтах и сужается к экватору.

3. История исследования океана

(5, 6, 7слайд) Атлантический океан стал осваиваться мореплавателями еще во II в. до н.э. Маршруты древних мореходов пролегали на север (вдоль берегов Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, Атлантику пересекли викинги.С эпохи Великих географических открытий (плавания Х.Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) Атлантический океан стал главным водным путем на Земле. Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и др.Начало комплексным исследованиям Атлантики было положено плаванием «Челленджера» в конце XIXв. По степени изученности Атлантический океан занимает первое место. В настоящее время многие страны продолжают изучать водные массы, рельеф дна, течения, взаимодействие океана с атмосферой.

4. Происхождение Атлантического океана

(слайд 8) Атлантический океан – самый молодой. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны.

  1. Рельеф его дна не так сложен, как в Тихом океане.
  2. Через всю Атлантику почти по меридианупротянулся гигантский Срединно-Атлантическийхребет.
  3. На севере океана хребет выходит на поверхность – это остров Исландия
  4. Хребет делит ложе океана на две почти равныечасти. Ложе океана занято океаническими
  5. равнинами, подводными поднятиями.
  6. В Атлантическом океане почти нет глубоководных желобов.
  7. К берегам Европы и Северной Америки прилегают обширные шельфы.

(9 слайд) Познакомимся с основными характеристиками Атлантического океана. Работа с атласами, запись в тетрадь.

  • Второй по величине океан.
  • Площадь – 91, 6 млн. км 2 .
  • Объем — 329,7 млн. км 3 .
  • Средняя глубина — 3 600 м.
  • Наибольшая глубина — 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико).

(10 слайд) Океан лежит во всех климатических поясах.

Температура поверхностных вод в Атлантике в среднем ниже, чем в Тихом и Индийском океанах.Объясняется это охлаждающим влиянием вод и льдов, выносимых из Северного Ледовитого океана и из Антарктики, а также интенсивным перемешиванием водных масс.Значительные различия между температурой воды и воздуха в некоторых районах вызывают образование сильных туманов

Средняя соленость Атлантического океана — 34,87‰,
средняя соленость его поверхностных вод – 35,3‰,
максимальная – более 37,5‰.

(11 слайд) Ответьте на вопросы:

1) Чем объясняется пониженная соленость (менее 35‰) в экваториальной зоне Атлантического океана?

(Обилием осадков и распресняющим действием речного стока)

2) Чем обусловлена более высокая соленость (35,5 -37‰) Атлантического океана в субтропич. широтах?

(Значительным испарением и небольшим количеством осадков)

3) С чем связано повышение солености (37,5‰) водных масс Атлантики по сравнению со средним

показателем? (Значительная часть испарившейся с поверхности влаги из-за относительной

узости океана переносится ветрами на соседние материки)

(12 слайд) Течения в Атлантике в отличие от Тихого и Индийского океанов направлены не по широте , а почти вдоль меридианов. Течения в Атлантическом океане, активнее чем в других океанах, переносят водные массы, а с ними тепло и холод из одних широт в другие. Течения влияют и на ледовые условия. В водах Атлантики имеются теплые и холодные течения. Назовите их и покажите на карте .

(13 слайд) Особенность Атлантического океана – многочисленные айсберги и плавучий морской лед в северной части.Течения выносят айсберги в открытый океан до 40 0 с.ш.
Эти районы Атлантики опасны для судоходства.
(14 слайд) Трагедия «Титаника», который на полном ходу столкнулся с
айсбергом, привела к учреждению Международного ледового патруля, который сообщает всем судам о размерах, координатах и путях дрейфа айсбергов.

Органический мир Атлантики беднее видами, чем органический мир Тихого океана. Объясняется это его молодостью, сильным похолоданием климата во время последнего оледенения.

(15,16 слайд) Атлантический океан богат промысловыми видами рыб: сельдью, морским окунем, треской, скумбрией, мойвой и другими. Встречаются акулы, киты, тюлени. Район Канарских островов богат лангустами и анчоусами. В северной части встречаются морские ежи, моллюски.

(17 слайд) По обе стороны океана лежат развитые в хозяйственном отношении страны. Через Атлантику проходят самые важные морские пути. С незапамятных времён Атлантический океан – место интенсивного рыболовного и зверобойного промысла.

Природные условия Атлантики благоприятны для развития жизни, поэтому из всех океанов он самый продуктивный. Большая часть улова рыбы и добычи морских продуктов приходится на северную часть океана.

Шельфы Атлантического океана богаты месторождениям нефти и других полезных ископаемых.

(18 слайд)Транспортные пути

Издавна Атлантический океан используется для транспортного сообщения между материками и странами. На долю океана приходится половина всех морских перевозок. Для улучшения связи Атлантического океана с другими океанами сооружены Суэцкий и Панамский каналы ( показать на карте каналы). Назовите крупные порты.

Атлантический океан самый рыбопродуктивный. Обилие промысловых рыб привело к развитию интенсивного рыбного промысла. Большая часть улова рыбы приходится на его северную часть.

Атлантический океан и его моря принимают на свои берега миллионы отдыхающих. К наиболее крупным морским рекреационным центрам относятся Средиземное море, Черное море, южное побережье Балтийского моря, Флорида, Антильские и Бермудские острова, Венесуэла, Куба, Колумбия, Бразилия (показать на карте).

(19 слайд) Добыча полезных ископаемых

Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти и другими полезными ископаемыми. Тысячи скважин пробурены на дне Мексиканского залива и Северного моря (показать на карте.)

(20 слайд) В связи с развитием судоходства, ростом городов на побережье океана природные условия в нем резко ухудшились. Ежегодно в океан попадают десятки миллионов тонн вредных токсичных веществ.

Океан уже не в состоянии самоочищаться. Требуются международные усилия по спасению Атлантического океана. Подписаны договоры, запрещающие сброс в океан опасных радиоактивных отходов.

  • Второй по величине океан.
  • Площадь – 91, 6 млн. км 2 .
  • Объем — 329,7 млн. км 3 .
  • Средняя глубина — 3 600 м.
  • Наибольшая глубина — 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико).
  • Океан лежит во всех климатических поясах.
  • Атлантический океан пересекается и экватором, и начальным меридианом.
  • Обширные шельфы Атлантического океана прилегают к берегам: Европы и Северной Америки.
  • По общему объему мировых морских перевозок Атлантический океан: превосходит Тихий и Индийский океаны.

Источник

Конспект урока географии в 7А классе по теме «Атлантический океан» (УМК «Сферы») с использованием ЭОР.
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Конспект урока географии в 7А классе по теме «Атлантический океан» (УМК «Сферы») с использованием ЭОР. Данный материал представлен из опыта моей работы с использованием на уроках ЭОР.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_geografii_v_7a_klasse_po_teme.docx 32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока географии в 7А классе по теме «Атлантический океан» (УМК «Сферы») с использованием ЭОР.

Учителя географии ГБОУ СОШ №454 Колпинского района Санкт-Петербурга

Лисниченко Елены Ивановны,

Цели урока : выявить особенности географического положения Атлантического океана, тектонической структуры, строения дна, комплекса природных условий, хозяйственного использования.

1. Учебно – образовательные :

  • дать знания об особенностях природы Атлантического океана;
  • продолжить формирование основных терминов и понятий;
  • сформировать у учащихся представления об особенностях рельефа дна океана, свойствах вод Атлантического океана;
  • продолжить формирование умений учащихся составлять характеристику географического объекта.
  • развитие логического мышления, памяти, внимания;
  • развитие умения проводить анализ, сравнение, обобщение;
  • развитие монологической и диалогической речи;
  • развитие познавательного интереса к географии;
  • развитие практических умений и навыков работы с географической картой, интерактивной доской.
  • формирование экологического мировоззрения;
  • культуры общения учащихся на уроке.

Тип урока : урок изучения нового материала

Географическая карта «Океаны Земли», учебный атлас «География. Земля и люди. 7 класс», тетрадь-тренажёр, электронное приложение к учебнику «География. Земля и люди. 7 класс», учебник.

Технические средства обучения :

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Термины и понятия:
Географическое положение, тектоническое строение, котловина, срединно-океаническое поднятие,

вулканические острова, теплые и холодные течения, соленость, протяженность моря и океана, климат.

Учебник «География. Земля и люди. 7 класс», стр.58-59;
учебный атлас, стр. 2-5, стр. 7;

тетрадь-тренажер, стр.32 (№3), стр.33(№2, частично), стр.34 (№3-4, частично), стр.35 (№6 частично);
электронное приложение к учебнику.

Введение в тему

Проверка готовности к уроку

Учитель: в течение первой четверти вы изучили две темы «Главные закономерности природы Земли» и «Человек на планете Земля» первого раздела учебника.
Включает звук «Шум океана»
А сейчас – вслушайтесь в эти звуки и попробуйте догадаться, что мы будем изучать дальше?

Начиная с этого урока, мы будем с вами изучать океаны, причем по определенному плану.

Слушают шум волн, крики птиц

Ответ: будем изучать океаны

Звук «Шум океана»

Рубрика «Вы узнаете»

Учитель: посмотрите на постоянную рубрику «Вы узнаете» в учебнике на стр. 58

Учитель: ответьте, пожалуйста, а что же такое океан?

Учитель: сколько океанов на Земле? Перечислите их.

— об особенностях природы океанов;

— об использовании их человеком;

— об экологических проблемах

Ответ:
Океан — от греч. «океан» — крупные части Мирового океана, отделенные друг от друга материками, но составляющие единое водное пространство, занимающие около 71% её площади

Ответ:
4(5) Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, (Южный)

Рубрика «Вы узнаете»

Изучение нового материала «Атлантический океан»

Фронтальная беседа с актуализацией знаний

Учитель: «море за Геракловыми столбами, Западный океан, Море мрака» – так до начала XIV века называли этот океан. О каком океане идёт речь?

1.Происхождение названия Атлантического океана

2.История образования океана

Вспомните, пожалуйста, почему океан так назван?

Учитель: Мы вспомнили о происхождении названия океана, а каково происхождения самого океана?

Атлантический океан назван в честь Атланта, героя греческой мифологии, державшего по преданию на своих плечах небосвод. Современное название появилось на карте лишь в 1507 году.

Современный Атлантический океан появился и начал медленно расширяться около 200 лет назад в результате раскола огромного материка Пангея.

3.Географическое положение. Граница океана

Атлантический океан самый изученный и освоенный людьми, второй по размерам океан Земли.

Мы знаем уже, что изучение любого географического объекта начинается с определения его ГП.
Кто может показать на карте Океанов границу Атлантического океана?

Показ на карте границ океана

Интерактивная карта (электронное приложение).

4.Состав Атлантического океана

Второй пункт нашего плана – состав Атлантического океана.

Для того, чтобы вспомнить, какие заливы, проливы, острова, полуострова, моря входят в состав Атлантического океана, предлагаю 2 учащимся, которые получили опережающее задание, озвучить вопросы. Все же остальные – стараются ответить на эти вопросы и показать объекты на карте.

2 учащихся задают вопросы, а остальные ребята отвечают и показывают объекты на карте.

— Какие материки омывает Атлантический океан? (все, кроме Австралии);
— Какими проливами соединяется с Северным Ледовитым океаном (Датский пролив, Девисов пролив);
— Какой пролив соединяет Средиземное море и Атлантический океан? (Гибралтарский пролив);
— Какими проливами соединяется с Тихим океаном? (Пролив Дрейка, Магелланов пролив);
— по какому меридиану проходит граница с Индийским океаном? (меридиан 20° в.д.);
— назовите заливы, которые являются частями Атлантического океана? (Мексиканский, Гвинейский, Бискайский, Финский, Рижский, Ботнический заливы);
— назовите внутренние моря, входящие в состав океана? (Чёрное, Средиземное, Азовское, Балтийское, Мраморное море);
— назовите окраинные моря, входящие в состав океана? (Карибское, Северное море).

На экране – слайды из презентации учащихся с видами географических объектов, называемых ребятами

Учитель: в состав Атлантического океана также входит уникальное море — море без берегов. Как же оно называется?

Ответ: Саргассово море

(индивидуальное сообщение -опережающее задание)

Презентация (слайд – сопровождение)

5.Строение дна океана (фронтальная беседа)

Давайте представим, что вся вода из Атлантики испарилась. Перед нами –обнаженное дно, которое внешне напоминает участок суши.
Какие части можно выделить в строении дна океана?

Что такое континентальные окраины?
Что такое ложе океана?

Самое длинное горное сооружение Земли – Срединно-Атлантический хребет. Для него характерны землетрясения и вулканическая деятельность, так как находится на стыке нескольких литосферных плит. Какие это плиты?
Самые высокие части Срединно-Атлантического хребта возвышаются над поверхностью океана и представляют собой острова вулканического происхождения.
Посмотрите, пожалуйста, на карту океанов и скажите, в каком направлении вытянут океан? На какие особенности природы это может повлиять?

Ответ:
Ложе океана, континентальные окраины, Срединный хребет.
Переходная зона от шельфа к материковому подножию.
Крупнейшая форма рельефа, основными частями которой являются котловины и хребты.
Индивидуальная работа с географической картой атласа

Ответ:
Северо-Американская, Южно-Американская, Евразийская, Африканская, Антарктическая

Индивидуальная работа с географической картой атласа

Ответ: в меридиональном направлении, то есть с севера на юг;

Источник

Читайте также:  Крупный хребет атлантического океана
Оцените статью