- Урок географии «Мировой океан и его части». 6-й класс
- Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Мировой океан и его части» в условиях введения ФГОС план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок по географии для 6 класса « Мировой океан и его части»
Урок географии «Мировой океан и его части». 6-й класс
Разделы: География
Класс: 6
Этап подготовки к уроку
Для проведения урока должна быть оформлена доска: начерчена схема “Части гидросферы” и приготовлен плакат “Мировой круговорот воды” (задания к комбинированному опросу) (см. приложение). Создана презентация Power Point “Мировой океан и его части”, напечатан на плакате формата А3 список новых понятий к уроку, с эстетической целью был оформлен кабинет изображениями частей Мирового океана, отобран материл для работы с электронным приложением к учебнику.
Физическая карта мира, изображения океанов, плакат с новыми понятиями, учебники, атласы, контурные карты, тетради-тренажеры, электронное приложение к учебнику, презентация ppt “Мировой океан и его части”, проектор, экран, компьютеры.
Цель урока: формирование представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
I. Организационный момент (1 мин.)
Здравствуйте, ребята. Проверьте своё рабочее место. Садитесь.
II. Целеполагание (2 мин.)
Учитель: (Слайд №1)
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение гидросферы и рассмотрим Мировой океан и его части. А для начала проверим ваши знания.
III. Актуализация знаний учащихся. (6 мин.)
2 учащихся заполняют на доске заранее приготовленные схемы: схему круговорота воды и части гидросферы.
С остальными учащимися класса проводится фронтальный опрос:
- В каких трех состояниях может быть вода? (в трёх: твердом, жидком и газообразном).
Приведите примеры каждого состояния.
IV. Изучение нового материала (20 мин)
Назовите самую большую часть гидросферы? (Мировой океан)
Около 71% поверхности Земли занято океанской водой. Что же называется Мировым океаном?
Мировой океан – всё непрерывное водное пространство Земли.
Площадь его около 361 млн. км 2 . В Мировом океане выделяются части – океаны.
Какие океаны Вы знаете?
(Слайд №2)Прослушивание шума прибоя.
Дадим определение, что называется океаном.
Океан – обширный участок единого Мирового океана, отличающийся рельефом дна, особенностями движения вод, свойствами воды, растительным и животным миром.
Рассмотрим площади океанов (учебник с. 72)
Назовите самый большой и самый маленький по площади океаны?
Учитель: А теперь немного об истории названий океанов.
Тихий океан был назван португальским мореплавателем Ф. Магелланом
Из-за спокойной погоды, господствовавшей в течение 3х месяцев и 20 дней во время его плавания от Огненной Земли до Филиппинских островов.
Атлантический океан в 2 раза меньше Тихого.
Посмотрите на карту и скажите, отличаются ли Тихий и Атлантический океаны протяженностью с севера на юг? (протяженность примерно одинаковая).
Назван океан по имени Атланта – титана, державшего на своих плечах небесный свод.
А как вы думаете, почему Индийский океан имеет такое название?
Действительно, он называется так по своему географическому положению – омывает полуостров Индостан. На площади Индийского океана могли бы уместиться обе Америки и Африка.
А сейчас рассмотрим географическое положение Северного Ледовитого океана. Где он расположен?
Северный Ледовитый океан расположен на самом севере планеты. Впервые появился на картах в середине XVII века и назывался Гиперборейским (от. Борей – мифический Бог северного ветра, в переносном смысле Север и приставка “гипер” – сверх, крайний север).
И только в начале XIX века назвали этот океан Северным Ледовитым.
Подписать на контурной карте названия всех океанов и выделить их границы. (Слайд №3)
Учитель: Я Вам предлагаю отгадать загадку:
Пляшут волны на просторе,
Берегов не видно в …
Что же такое море? Море – часть океана, прилегающая к материку вдающаяся в него.
Учитель: Найдем на карте Черное и Баренцево моря. В чем различие их географического положения по отношению к суше?
( учащиеся дают разные ответы, но, как правило, отвечают, что Черное море полностью окружено сушей, а Баренцево – частично).
Баренцево море – море Северного Ледовитого океана, омывающее нашу страну Россию. Каждое море принадлежит к бассейну одного из океанов, например, Охотское море принадлежит бассейну Тихого океана, Аравийское море – бассейну Индийского океана.
Задание: подпишите на контурной карте названия морей.
Проверим правильность выполнения задания.
Рассмотрим, что называется заливом.
Залив – часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу.
Задание: подписать названия заливов.
Проверим правильность выполнения задания.
Пролив – узкое водное пространство, разделенное сушей и соединяющее соседние моря и океаны.
Самый широкий пролив – пролив Дрейка.
Задание: Подписать на контурной карте названия проливов
Проверим правильность выполнения задания.
И последнее понятие, которое мы сегодня рассмотрим на уроке — это канал.
Канал — искусственный пролив, созданный людьми.
Наиболее известные каналы — Панамский и Суэцкий.
А теперь рассмотрим свойства вод Мирового океана. Учащиеся читают пункт “Свойства вод Мирового океана” с. 73 учебника.
После прочтения текста параграфа учитель задает вопросы:
- Итак, о каких свойствах вод Мирового океана Вы узнали, прочитав текст параграфа?
- Что такое солёность и в чем она измеряется?
- Как изменяется температура вод с географической широтой? С глубиной?
- Какая вода содержит меньше кислорода – теплая или холодная?
- Почему в теплых тропических морях меньше морских живых организмов, чем в холодных умеренных?
V. Закрепление знаний (7 мин.)
Давайте проверим Ваши знания – ответим на вопросы (Слайд №18)
Выполнение заданий в тетради-тренажере с. 46 №3, с. 48 (№3).
VI. Проверка усвоения материала (5 мин.)
Итак, а теперь проверим, насколько вы усвоили сегодняшний урок. (каждый учащийся выполняет компьютерный тест из электронного приложения к учебнику).
VII. Итоги урока (2 мин.)
Сегодня на уроке мы с Вами рассмотрели Мировой океан как единое водное пространство, познакомились с новыми понятиями и отметили новые географические объекты на контурной карте.
VIII. Домашнее задание (2 мин.) (Слайд №19)
Учебник §23 — пересказ, работа с атласом с. 12-15, 26-28
Задание в тетради-тренажере с. 51 № 3-5, с. 52 №6, с. 57 №2, с. 58 №3
Спасибо за работу
- Учебник “География. Планета Земля. 6 класс”. Лобжанидзе А.А. / Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. Москва, Просвещение, 2006 год.
- Тетрадь-тренажёр “География. Планета Земля. 6 класс”. А.А. Лобжанидзе. Москва, Просвещение, 2010 год.
- Иллюстрированный атлас “География. Планета Земля. 6 класс”. Л.Е. Савельева О.Г. Котляр, М.А. Григорьева. Москва, Просвещение, 2010 год.
- Контурные карты “География. Планета Земля. 6 класс”. О.Г. Котляр. Москва, Просвещение, 2010 год.
- Методические рекомендации. “География. Планета Земля. 6 класс”. О.А. Бахчиева, Л.С. Богомаз, Е.В. Николаенко. Москва, Просвещение, 2008 год.
- Электронное приложение к учебнику “География. Планета Земля. 6 класс”. Под редакцией В.П. Дронова, Москва, Просвещение, 2006 год.
Источник
Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Мировой океан и его части» в условиях введения ФГОС
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Второй урок в теме «Гидросфера».Содержит электронные образовательные ресурсы, способствующие глубокому изучению и усвоению материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_geografii_v_6_klasse_po_teme_mirovoy_okean_i_ego_chasti_v_usloviyakh_vvedeniya_fgos.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Мировой океан и его части» в условиях введения ФГОС
ФИО педагога: Богданова Марина Владимировна
Название и автор учебника: Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География (начальный курс)
Тема урока: Мировой океан и его части
Тип урока: открытие нового знания
Вид урока : урок- беседа
Метод обучения: диалогический
Программно-технические средства на уроке: ПК (10 штук) с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Цель урока: сформировать представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве.
Образовательные : создать условия для усвоения учащимися знаний о Мировом океане, его составных частях (море, залив, пролив, материк, остров, полуостров, архипелаг).
Развивающие : способствовать развитию у учащихся:
общеучебных умений – работа с учебником, анализ данных диаграммы, составление схем, составление синквейна;
специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта полушарий);
интеллектуальных умений — развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты. Развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами.
Воспитательные : воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины.
Основные термины и понятия: материки, острова, полуострова, архипелаги, океаны, моря, заливы, проливы.
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира
Метапредметные результаты: умение определять понятия, использовать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
- Познавательные УУД — освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах).
- Коммуникативные УУД — овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную.
- Регулятивные УУД — высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать
Умение использовать географическую карту как источник информации о мировом океане и его составных частях развитие основных навыков и умений использования физических карт для сбора информации и ответов на вопросы.
Источник
Урок по географии для 6 класса « Мировой океан и его части»
географии в 6 классе
Тема: « Мировой океан и его части.»
Составитель: Шутова Наталья Михайловна, учитель географии
МБОУ «Бикбардинская основная общеобразовательная школа» Пермский край.
Урок разработан на основе УМК «Полярная звезда» под редакцией Алексеева
Дидактическая – познакомить учащихся с Мировым океаном и его частями: морями, заливами, проливами.
Развивающая – направленность на творческое и аналитическое мышление, образное видение изучаемого объекта. Развивать коммуникативные умения, навыки работы в малых группах. Продолжать развивать умение работать с географической информацией.
продолжить формирование у учащихся представления о Мировом океане; познакомить с новыми понятиями и определениями; дать учащимся представления об океанах, морях, заливах, проливах; продолжить формирование умения работать с географической картой
развивать наблюдательность, память, логическое мышление , умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;
развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы
развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;
создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.
воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;
воспитывать информационную культуру;
воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;
формировать научное мировоззрение.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся извлекают информацию из текста учебника и дают определение понятия «Мировой океан, моря, заливы, проливы»
Учащиеся оценивают значение проливов, каналов в жизни человека и природы.
Умеют определять понятия (Мировой океан) по существенным признакам.
Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам,
выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их.
Осознают ценности воды во всех ее проявлениях для жизнедеятельности.
Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований
Тип урока: «исследовательское путешествие»: вовлечение детей в самостоятельную исследовательскую, аналитическую деятельность.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Методы обучения: проблемно-диалогический метод, частично-поисковый.
Необходимое техническое оборудование: физическая карта полушарий, компьютер, проектор, учебник, атласы.
I. Вход в урок – создание интриги.
– Ребята, начать наш сегодняшний
урок мне хотелось бы со слов французского путешественника Жака Пикара: «. Это бездна проблем, тайн, непонятных вещей, нелепых вопросов и
увлекательных загадок». Посмотрите внимательно на географическую карту и скажите, о каком географическом объекте ученый мог сказать эти слова.
(О Мировом океане.)
– А как вы понимаете эти слова?
Рассуждения школьников, анализ цитаты (ответы у карты).
– Я думаю, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Угадывание темы; учитель открывает тему урока на доске; запись темы в тетрадь; ребята открывают учебник на стр.105
II. Творческое создание образа, работа в микрогруппах.
– Да, действительно, Мировой океан поражает нас своей необъятностью, таинственностью. Сегодня я приглашаю вас совершить плавание по его водам.
Приглушается свет, звучит музыка, демонстрируются слайды с видами океана. Насладитесь ими, почувствуйте всю красоту и необъятность океанских просторов.
Задание. На листах бумаги запишите ассоциативный ряд слов со словом океан.
Работа в мини группах; каждая группа зачитывает свой ассоциативный ряд.
III. Аналитическое исследование (обработка данных в микрогруппах).
– Молодцы! Вы очень точно отметили особенности природы Мирового океана. Вы действительно уже довольно много знаете. А сейчас мы с вами постараемся углубить наши знания, исследовав некоторые закономерности океана. Данных очень много, по этому мы продолжаем работать в группах. У каждой группы будет свое задание. Прошу вас подойти к исследованию ответственно и серьезно, так как ваши выводы помогут человечеству больше
узнать о загадках океана. Группы получают конверты с заданием (см. Приложение) и приступают к работе.
1 -я группа: составляет словарь гидролога (учащиеся дают понятия терминам, залив, пролив)
2-я группа :остров, полуостров, архипелаг
3-я группа: моря- внутренние и окраинные
IV. Представление результатов исследования (отчеты групп).
– Ребята, будьте внимательны, слушая ответы групп; если у вас появятся вопросы к отвечающим, задавайте их.
При ответе 1_й группы следует обратить внимание класса на новые термины: залив, пролив(стр106 учебника)
В ходе представления результатов исследования групп учитель прикрепляет к доске табличку с тем термином , о котором рассказали дети.
V. Закрепление. Ребята, это задание нужно выполнить пользуясь физической картой России и контурными картами.
Эти моря соединены между собой проливом. Глубина одного из них достигает 2211м, другого в 245,5 раз меньше. Второе является самым маленьким из российских морей, площадь его в 11 раз меньше первого. У первого моря на глубинах свыше 200м отсутствует жизнь, у второго даже на дне обитают живые организмы. Какие это моря? Подпишите их на карте, и каким образом можно попасть из одного моря в другое? ( Черное и Азовское, через Керченский пролив)
Найти на физической карте полушарий Суэцкий канал, какие моря он соединяет? Какие возможности получили мореплаватели после его постройки?
Рефлексия. У меня на компьютере различные смайлики. Прошу одного представителя от каждой группы выбрать тот смайлик, который по мнению группы соответствует тем ощущениям и настроению с которыми вы уходите с сегодняшнего урока.
Д.З п.выполнить работу на к.к( подписать моря омывающие северные и восточные берега России )
Спасибо за урок.
Используемая литература : УМК Полярная Звезда «География. Природа и люди 6 класс» под редакцией А.И. Алексеева 2011год.
География. Поурочные разработки. С.И. Махов 2009 год.
Источник