Урок мировой океан 6 класс лобжанидзе

Урок географии «Мировой океан и его части». 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6

Этап подготовки к уроку

Для проведения урока должна быть оформлена доска: начерчена схема “Части гидросферы” и приготовлен плакат “Мировой круговорот воды” (задания к комбинированному опросу) (см. приложение). Создана презентация Power Point “Мировой океан и его части”, напечатан на плакате формата А3 список новых понятий к уроку, с эстетической целью был оформлен кабинет изображениями частей Мирового океана, отобран материл для работы с электронным приложением к учебнику.

Физическая карта мира, изображения океанов, плакат с новыми понятиями, учебники, атласы, контурные карты, тетради-тренажеры, электронное приложение к учебнику, презентация ppt “Мировой океан и его части”, проектор, экран, компьютеры.

Цель урока: формирование представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве

Образовательные

  • Сформировать понятия “океан”, “море”, “залив”, “пролив”, “канал”.
  • Начать формирование знаний об особенностях Мирового океана и его частей;
  • Сформировать представление о типах морей
  • Развивающие

  • Продолжить развитие умений работать с картой
  • Продолжить развитие умения работать с контурной картой
  • Способствовать развитию интереса к географическим исследованиям
  • Воспитательные

  • Продолжить воспитание любви к Родине
  • Воспитание эстетического вкуса
  • I. Организационный момент (1 мин.)

    Здравствуйте, ребята. Проверьте своё рабочее место. Садитесь.

    II. Целеполагание (2 мин.)

    Учитель: (Слайд №1)

    Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение гидросферы и рассмотрим Мировой океан и его части. А для начала проверим ваши знания.

    III. Актуализация знаний учащихся. (6 мин.)

    2 учащихся заполняют на доске заранее приготовленные схемы: схему круговорота воды и части гидросферы.

    С остальными учащимися класса проводится фронтальный опрос:

      В каких трех состояниях может быть вода? (в трёх: твердом, жидком и газообразном).

    Приведите примеры каждого состояния.

  • Что нагревается быстрее: вода или суша?
  • Быстро ли вода отдает тепло, остывает? Почему?
  • Что такое гидросфера?
  • Какова роль воды в жизни человека?
  • Почему морскую воду называют “железной рудой”?
  • IV. Изучение нового материала (20 мин)

    Назовите самую большую часть гидросферы? (Мировой океан)

    Около 71% поверхности Земли занято океанской водой. Что же называется Мировым океаном?

    Мировой океан – всё непрерывное водное пространство Земли.

    Площадь его около 361 млн. км 2 . В Мировом океане выделяются части – океаны.

    Какие океаны Вы знаете?

    (Слайд №2)Прослушивание шума прибоя.

    Дадим определение, что называется океаном.

    Океан – обширный участок единого Мирового океана, отличающийся рельефом дна, особенностями движения вод, свойствами воды, растительным и животным миром.

    Рассмотрим площади океанов (учебник с. 72)

    Назовите самый большой и самый маленький по площади океаны?

    Учитель: А теперь немного об истории названий океанов.

    Тихий океан был назван португальским мореплавателем Ф. Магелланом

    Из-за спокойной погоды, господствовавшей в течение 3х месяцев и 20 дней во время его плавания от Огненной Земли до Филиппинских островов.

    Атлантический океан в 2 раза меньше Тихого.

    Посмотрите на карту и скажите, отличаются ли Тихий и Атлантический океаны протяженностью с севера на юг? (протяженность примерно одинаковая).

    Назван океан по имени Атланта – титана, державшего на своих плечах небесный свод.

    А как вы думаете, почему Индийский океан имеет такое название?

    Действительно, он называется так по своему географическому положению – омывает полуостров Индостан. На площади Индийского океана могли бы уместиться обе Америки и Африка.

    А сейчас рассмотрим географическое положение Северного Ледовитого океана. Где он расположен?

    Северный Ледовитый океан расположен на самом севере планеты. Впервые появился на картах в середине XVII века и назывался Гиперборейским (от. Борей – мифический Бог северного ветра, в переносном смысле Север и приставка “гипер” – сверх, крайний север).

    И только в начале XIX века назвали этот океан Северным Ледовитым.

    Подписать на контурной карте названия всех океанов и выделить их границы. (Слайд №3)

    Учитель: Я Вам предлагаю отгадать загадку:

    Пляшут волны на просторе,

    Берегов не видно в …

    Что же такое море? Море – часть океана, прилегающая к материку вдающаяся в него.

    Учитель: Найдем на карте Черное и Баренцево моря. В чем различие их географического положения по отношению к суше?

    ( учащиеся дают разные ответы, но, как правило, отвечают, что Черное море полностью окружено сушей, а Баренцево – частично).

    Баренцево море – море Северного Ледовитого океана, омывающее нашу страну Россию. Каждое море принадлежит к бассейну одного из океанов, например, Охотское море принадлежит бассейну Тихого океана, Аравийское море – бассейну Индийского океана.

    Задание: подпишите на контурной карте названия морей.

    Проверим правильность выполнения задания.

    Рассмотрим, что называется заливом.

    Залив – часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу.

    Задание: подписать названия заливов.

    Проверим правильность выполнения задания.

    Пролив – узкое водное пространство, разделенное сушей и соединяющее соседние моря и океаны.

    Самый широкий пролив – пролив Дрейка.

    Задание: Подписать на контурной карте названия проливов

    Проверим правильность выполнения задания.

    И последнее понятие, которое мы сегодня рассмотрим на уроке — это канал.

    Канал — искусственный пролив, созданный людьми.

    Наиболее известные каналы — Панамский и Суэцкий.

    А теперь рассмотрим свойства вод Мирового океана. Учащиеся читают пункт “Свойства вод Мирового океана” с. 73 учебника.

    После прочтения текста параграфа учитель задает вопросы:

    1. Итак, о каких свойствах вод Мирового океана Вы узнали, прочитав текст параграфа?
    2. Что такое солёность и в чем она измеряется?
    3. Как изменяется температура вод с географической широтой? С глубиной?
    4. Какая вода содержит меньше кислорода – теплая или холодная?
    5. Почему в теплых тропических морях меньше морских живых организмов, чем в холодных умеренных?

    V. Закрепление знаний (7 мин.)

    Давайте проверим Ваши знания – ответим на вопросы (Слайд №18)

    Выполнение заданий в тетради-тренажере с. 46 №3, с. 48 (№3).

    VI. Проверка усвоения материала (5 мин.)

    Итак, а теперь проверим, насколько вы усвоили сегодняшний урок. (каждый учащийся выполняет компьютерный тест из электронного приложения к учебнику).

    VII. Итоги урока (2 мин.)

    Сегодня на уроке мы с Вами рассмотрели Мировой океан как единое водное пространство, познакомились с новыми понятиями и отметили новые географические объекты на контурной карте.

    VIII. Домашнее задание (2 мин.) (Слайд №19)

    Учебник §23 — пересказ, работа с атласом с. 12-15, 26-28

    Задание в тетради-тренажере с. 51 № 3-5, с. 52 №6, с. 57 №2, с. 58 №3

    Спасибо за работу

    1. Учебник “География. Планета Земля. 6 класс”. Лобжанидзе А.А. / Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. Москва, Просвещение, 2006 год.
    2. Тетрадь-тренажёр “География. Планета Земля. 6 класс”. А.А. Лобжанидзе. Москва, Просвещение, 2010 год.
    3. Иллюстрированный атлас “География. Планета Земля. 6 класс”. Л.Е. Савельева О.Г. Котляр, М.А. Григорьева. Москва, Просвещение, 2010 год.
    4. Контурные карты “География. Планета Земля. 6 класс”. О.Г. Котляр. Москва, Просвещение, 2010 год.
    5. Методические рекомендации. “География. Планета Земля. 6 класс”. О.А. Бахчиева, Л.С. Богомаз, Е.В. Николаенко. Москва, Просвещение, 2008 год.
    6. Электронное приложение к учебнику “География. Планета Земля. 6 класс”. Под редакцией В.П. Дронова, Москва, Просвещение, 2006 год.

  • Уроки географии с использованием информационных технологий 6-9 классы/ Методическое пособие с электронным приложением. Серия “Современная школа”. Издательство “Глобус”, 2010 год.
  • Источник

    Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Мировой океан и его части» в условиях введения ФГОС
    план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

    Второй урок в теме «Гидросфера».Содержит электронные образовательные ресурсы, способствующие глубокому изучению и усвоению материала.

    Скачать:

    Вложение Размер
    tekhnologicheskaya_karta_uroka_geografii_v_6_klasse_po_teme_mirovoy_okean_i_ego_chasti_v_usloviyakh_vvedeniya_fgos.doc 83.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Мировой океан и его части» в условиях введения ФГОС

    ФИО педагога: Богданова Марина Владимировна

    Название и автор учебника: Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География (начальный курс)

    Тема урока: Мировой океан и его части

    Тип урока: открытие нового знания

    Вид урока : урок- беседа

    Метод обучения: диалогический

    Программно-технические средства на уроке: ПК (10 штук) с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

    Цель урока: сформировать представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве.

    Образовательные : создать условия для усвоения учащимися знаний о Мировом океане, его составных частях (море, залив, пролив, материк, остров, полуостров, архипелаг).

    Развивающие : способствовать развитию у учащихся:

    общеучебных умений – работа с учебником, анализ данных диаграммы, составление схем, составление синквейна;

    специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта полушарий);

    интеллектуальных умений — развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты. Развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами.

    Воспитательные : воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины.

    Основные термины и понятия: материки, острова, полуострова, архипелаги, океаны, моря, заливы, проливы.

    Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

    осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

    Метапредметные результаты: умение определять понятия, использовать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

    • Познавательные УУД — освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах).
    • Коммуникативные УУД — овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную.
    • Регулятивные УУД — высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать

    Умение использовать географическую карту как источник информации о мировом океане и его составных частях развитие основных навыков и умений использования физических карт для сбора информации и ответов на вопросы.

    Источник

    Урок по географии для 6 класса « Мировой океан и его части»

    географии в 6 классе

    Тема: « Мировой океан и его части.»

    Составитель: Шутова Наталья Михайловна, учитель географии

    МБОУ «Бикбардинская основная общеобразовательная школа» Пермский край.

    Урок разработан на основе УМК «Полярная звезда» под редакцией Алексеева

    Дидактическая – познакомить учащихся с Мировым океаном и его частями: морями, заливами, проливами.

    Развивающая – направленность на творческое и аналитическое мышление, образное видение изучаемого объекта. Развивать коммуникативные умения, навыки работы в малых группах. Продолжать развивать умение работать с географической информацией.

    продолжить формирование у учащихся представления о Мировом океане; познакомить с новыми понятиями и определениями; дать учащимся представления об океанах, морях, заливах, проливах; продолжить формирование умения работать с географической картой

    развивать наблюдательность, память, логическое мышление , умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;

    развивать умение владеть картой, развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации, развивать умение приводить примеры, сравнивать, сопоставлять, делать выводы

    развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;

    создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.

    воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;

    воспитывать информационную культуру;

    воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;

    формировать научное мировоззрение.

    Планируемые результаты обучения:

    Учащиеся извлекают информацию из текста учебника и дают определение понятия «Мировой океан, моря, заливы, проливы»

    Учащиеся оценивают значение проливов, каналов в жизни человека и природы.

    Умеют определять понятия (Мировой океан) по существенным признакам.

    Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам,

    выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их.

    Осознают ценности воды во всех ее проявлениях для жизнедеятельности.

    Учащиеся осуществляет коммуникативную рефлексию как осознание оснований

    Тип урока: «исследовательское путешествие»: вовлечение детей в самостоятельную исследовательскую, аналитическую деятельность.

    Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

    Методы обучения: проблемно-диалогический метод, частично-поисковый.

    Необходимое техническое оборудование: физическая карта полушарий, компьютер, проектор, учебник, атласы.

    I. Вход в урок – создание интриги.

    – Ребята, начать наш сегодняшний

    урок мне хотелось бы со слов французского путешественника Жака Пикара: «. Это бездна проблем, тайн, непонятных вещей, нелепых вопросов и

    увлекательных загадок». Посмотрите внимательно на географическую карту и скажите, о каком географическом объекте ученый мог сказать эти слова.

    (О Мировом океане.)

    – А как вы понимаете эти слова?

    Рассуждения школьников, анализ цитаты (ответы у карты).

    – Я думаю, вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

    Угадывание темы; учитель открывает тему урока на доске; запись темы в тетрадь; ребята открывают учебник на стр.105

    II. Творческое создание образа, работа в микрогруппах.

    – Да, действительно, Мировой океан поражает нас своей необъятностью, таинственностью. Сегодня я приглашаю вас совершить плавание по его водам.

    Приглушается свет, звучит музыка, демонстрируются слайды с видами океана. Насладитесь ими, почувствуйте всю красоту и необъятность океанских просторов.

    Задание. На листах бумаги запишите ассоциативный ряд слов со словом океан.

    Работа в мини группах; каждая группа зачитывает свой ассоциативный ряд.

    III. Аналитическое исследование (обработка данных в микрогруппах).

    – Молодцы! Вы очень точно отметили особенности природы Мирового океана. Вы действительно уже довольно много знаете. А сейчас мы с вами постараемся углубить наши знания, исследовав некоторые закономерности океана. Данных очень много, по этому мы продолжаем работать в группах. У каждой группы будет свое задание. Прошу вас подойти к исследованию ответственно и серьезно, так как ваши выводы помогут человечеству больше

    узнать о загадках океана. Группы получают конверты с заданием (см. Приложение) и приступают к работе.

    1 -я группа: составляет словарь гидролога (учащиеся дают понятия терминам, залив, пролив)

    2-я группа :остров, полуостров, архипелаг

    3-я группа: моря- внутренние и окраинные

    IV. Представление результатов исследования (отчеты групп).

    – Ребята, будьте внимательны, слушая ответы групп; если у вас появятся вопросы к отвечающим, задавайте их.

    При ответе 1_й группы следует обратить внимание класса на новые термины: залив, пролив(стр106 учебника)

    В ходе представления результатов исследования групп учитель прикрепляет к доске табличку с тем термином , о котором рассказали дети.

    V. Закрепление. Ребята, это задание нужно выполнить пользуясь физической картой России и контурными картами.

    Эти моря соединены между собой проливом. Глубина одного из них достигает 2211м, другого в 245,5 раз меньше. Второе является самым маленьким из российских морей, площадь его в 11 раз меньше первого. У первого моря на глубинах свыше 200м отсутствует жизнь, у второго даже на дне обитают живые организмы. Какие это моря? Подпишите их на карте, и каким образом можно попасть из одного моря в другое? ( Черное и Азовское, через Керченский пролив)

    Найти на физической карте полушарий Суэцкий канал, какие моря он соединяет? Какие возможности получили мореплаватели после его постройки?

    Рефлексия. У меня на компьютере различные смайлики. Прошу одного представителя от каждой группы выбрать тот смайлик, который по мнению группы соответствует тем ощущениям и настроению с которыми вы уходите с сегодняшнего урока.

    Д.З п.выполнить работу на к.к( подписать моря омывающие северные и восточные берега России )

    Спасибо за урок.

    Используемая литература : УМК Полярная Звезда «География. Природа и люди 6 класс» под редакцией А.И. Алексеева 2011год.

    География. Поурочные разработки. С.И. Махов 2009 год.

    Источник

    Читайте также:  Рекорды индийского океана 7 класс
    Оцените статью