Урок обобщения по географии 7 класс океаны

Итоговый урок «Океаны Земли» 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7

  1. Повторить и закрепить изученный материал.
  2. Проконтролировать качество усвоения материала.
  1. Презентация “Загадочные уголки океанов” (Приложение 1)
  2. Сообщения учащихся
  3. Атласы
  4. Шум морских волн (Приложение 2)

1. Организационный момент.

Приветствие учителя: Доброе утро!

2. Постановка цели урока.

Давайте вспомним, какую тему мы проходила на последних уроках?

(Тема: Океаны Земли.)

Мы закончили изучение океанов Земли и сегодня на уроке мы должны повторить основные вопросы по характеристики океанов. Повторение у нас будет проходить в 3 этапа.

1-й этап. Географическая разминка. (Листы с вопросами у вас находятся на столах).

2-й этап. Воображаемое путешествие в удивительный и загадочный мир океанов.

3-й этап. Проверочная работа в виде теста.

За урок можно получить несколько оценок: за работу в разминке, за выступление и за проверочную работу (тест).

Каждый океан имеет свои особенности, давайте вспомним эти особенности отвечая на вопросы. (Листы с вопросами на столах.)

1. Назовите самый большой океан Земли. /Тихий./

2. Назовите океан, большая часть которого находится в южном полушарии. /Индийский./

3. Назовите самый протяженный с севера на юг океан. /Атлантический./

4. Назовите самый малоизученный океан. /Северный Ледовитый./

5. Назовите самый глубокий океан. /Тихий./

6. Какой океан не имеет связи с Северным Ледовитым океаном? /Индийский./

7. Назовите океан с наименьшей соленостью вод. /Северный Ледовитый./

8. Назовите океан, омывающий все материки, кроме Австралии. /Атлантический./

9. Назовите самый мелководный океан. /Северный Ледовитый./

10. Вода какого океана по средней температуре самая высокая? /Тихого./

11. Назовите самый изученный океан. /Атлантический./

12. Назовите самый холодный океан./Северный Ледовитый./

13. Какой океан имеет самый богатый органический мир? /Тихий./

14. Назовите самый загрязненный океан. /Атлантический./

15. Назовите самый маленький океан. /Северный Ледовитый./

Переходим ко 2 этапу.

Слайд 1. Наше путешествие по загадочным местам океанов будет проходить в той последовательности, как мы изучали океаны, и первая остановка у нас будет в Тихом океане в Марианском желобе. Опускаемся на дно Марианского желоба.

Марианская впадина находится на Западе Тихого океана, названа по находящимся рядом Марианским островам. Это самая глубокая впадина Мирового океана. Максимальная глубина 11 километров 22 метра.

Слайд 2. На такой глубине нет света, соленость постоянная, температура низкая, громадное давление. Но даже на такой глубине есть живые организмы.

Чем же питаются обитатели бездны? Источники пищи глубинных животных – бактерии и дождь “трупов” с верхних толщ воды.

Слайд 3, 4, 5, 6. Глубинные животные или слепые или с очень развитыми глазами, часто телескопическими. Многие рыбы и головоногие моллюски с фотофторами, у других форм светится поверхность тела или ее участки. Поэтому облик этих животных так же ужасен и невероятен, как и условия, в которых они живут.

Следующий удивительный уголок Тихого океана – Большой Барьерный риф.

Слайд 7. Большой Барьерный риф – это гряда коралловых рифов и островов в Коралловом море, протянувшаяся вдоль С-В побережья Австралии на 2500 км. Был открыт Джеймсом Куком в 1770 году. Температура воды круглый год +22+28 градусов. Соответствующая температура благоприятна для развития кораллов. Здесь обитает более 400 видов кораллов. Большинство из них принадлежит к твердым кораллам – грибовидные кораллы, кораллы мозговики и оленьи рога. Окраска данных кораллов может быть от красной до темно-желтой.

Слайд 8, 9. Встречаются мягкие кораллы, у которых известковый скелет отсутствует. Широко распространены горгонарии. Они ярко окрашены. Мягкие кораллы могут занимать большие площади на рифе. Многие виды мягких кораллов днем съеживаются в бесформенные комки, которые расправляются только с наступление сумерек. Поэтому их изысканную красоту в полной мере можно оценить только ночью.

Слайд 10. Ветвящийся коралл называют “кровавой пеной” или “цветком крови”.

Коралловый риф является своеобразным магнитом, по разным причинам притягивает крабов, лангустов, моллюсков, рыб.

Слайд 11, 12. Возле рифов обитает около 1500 видов морских рыб. Здесь обитает множество видов рыб-попугаев, рыб-бабочек, мурен.

Тихий океан – самый неспокойный океан. Здесь очень большая сейсмическая активность, которая приводит к стихийным бедствиям, одним из которых является цунами.

Слайд 13. Цунами – это волны, имеющие большую скорость. Они зарождаются по причине землетрясений, которые спровоцированы движением земной коры. А тектонические движения на дне Тихого океана идут постоянно. Поэтому 80% всех цунами наблюдаются именно в Тихом океане. Средняя скорость цунами около 750 км/ч. Но не все волны обладают подобной скоростью.

Слайд 14, 15. Цунами затрагивают всю толщу воды, а не только ее поверхность, поэтому даже небольшая высота цунами может нести катастрофический характер. Цунами имеет несколько волн, и первая, как правило, не самая большая, и вводит в заблуждение, что цунами уже миновало. Повторные волны могут приходить с интервалом до 2-3 часов и они самые крупные. Цунами Тихого океана чаще всего обрушиваются на Ю-В берега Евразии, но больше всех жители Японии сталкиваются с этим стихийным бедствием.

В нашем путешествии сейчас минута отдыха.

Давайте послушаем шум океана.

Наше путешествие продолжается по Индийскому океану. Мы делаем остановку в Красном море.

Слайд 16, 17. Красное море – внутреннее море Индийского океана.. Море отличается значительными глубинами, достигающими в центральной части почти 3 тысячи метров.

Море находится в гигантском разломе в земной коре образовавшемся 40 млн. лет назад. Подводные вулканы являются одной из причин того, что Красное море самое теплое на Земле. Кроме того, оно же и самое соленое, потому что в это море не впадает ни одна река, а дожди бывают очень редко. Лишь регулярное поступление воды из Индийского океана через Баб-эль-Мандебский пролив сохраняет его постоянный уровень.

Слайд 18, 19, 20, 21, 22. В Красном море обитает около 1000 видов рыб, из них треть встречается только здесь.

Калейдоскоп красок ослепляет, на нежном фоне кораллов в различных направлениях снуют рыбы – большие и маленькие, косяками и поодиночке, некоторые быстрые как молнии, другие медлительные. В Красном море широко распространены бутылконосые дельфины, зеленые черепахи, удивительные иглокожие – морские огурцы (виды употребляемые в пищу называются трепанг). Здесь можно встретить рыбу-наполеона, получившую свое название из-за выступа на голове, который напоминает головной убор французкого императора. Отличаются яркой окраской рыбы бабочки, рыбы клоуны, султанки (барабулька).

Слайд 23. Если бы вдруг все подвижные животные исчезли, то и тогда Красное море не утратило бы полностью своего тропического очарования. Ведь основу этого природного комплекса составляют кораллы.

Кораллы – организмы очень привередливые и живут лишь в теплой (+20С +35С), достаточно соленой и чистой воде, а потому Красное море исключительно благоприятно для их развития.

Наше путешествие продолжается в Атлантический океан.

Самое удивительное место этого океана Саргассово море.

Слайд 24. Саргассово море – море без берегов, его берега образованы течениями: на западе – Гольфстримом, на севере – Северо-Атлантическим течением, на востоке – Канарским, на юге – Северным пассатным.

Это одно из соленых мест Атлантики, его соленость 36,5–37 промилле.

Слайд 25. Особенностью этого моря является большое скопление плавучей бурой водоросли – САРГАССЫ.

Слайд 26, 27, 28, 29. Их обилие связано с наличием в Саргассовом море зоны схождения поверхностных течений. В море обитают многочисленные животные, частью свободноплавающие макрелевые, летучие рыбы, морская игла, черепахи и другие, частью прикрепленные к водорослям, например актинии (морские анемоны), красочные полипы. Воды Саргассового моря одни из наиболее прозрачных (прозрачность до 60 метров).

Атлантический океан занимает 1 место по количеству айсбергов. И сейчас мы поговорим об айсбергах.

Айсберги в Атлантический океан попадают с Антарктиды и с Гренландии.

Слайд 30. Основным поставщиком айсбергов является Гренландия. Считается, что ежегодно от ледников этого острова откалывается до 15 тысяч огромных обломков льда. Отсюда они выплывают в один из оживленных районов Атлантики. Гренландские айсберги тают быстрее, всего за 2–3 года, так как они не столь велики по размерам и температура их промерзания не более минус 30 градусов.

Слайд 31, 32. Какую опасность представляют ледяные горы для судоходства, объяснять излишне. Не раз столкновения с айсбергами приводили к катастрофам. Но ни одна из таких не сравнится с трагедией разыгравшейся 15 апреля 1912 года в северной Атлантике, когда морской лайнер “Титаник” столкнулся с айсбергом. В результате этой трагедии погибло 1503 человека. В наши дни опасность столкновения с айсбергами существенно уменьшилась. На морских судах, в портах установлена радиолокационная аппаратура для слежения, оповещения и предупреждения об опасности. В северной части Атлантики, где пролегают оживленные морские пути, постоянно находится на вахте специальный ледовый патруль.

Завершаем с вами путешествие в самом малоизученном океане – Северном Ледовитом.

Слайд 33. Этот океан омывает берега Северной Америки и Евразии, поэтому на богатства этого океана претендуют Канада, Соединенные штаты Америки и Россия. Изучение этого океана продолжается и в наши дни.

В августе 2007 года российские полярники провели экспедицию “Арктика 2007” на Северном полюсе в ходе которой впервые в истории люди достигли дна в точке географического северного полюса. Ее целью было доказать, что Хребет Ломоносова является продолжением Сибирской континентальной платформы, что в соответствии с международным морским правом позволит России включить его в состав своего континентального шельфа и получить эксклюзивное право разработки находящихся на его территории полезных ископаемых.

2 августа было совершено погружение в точке Северного полюса двух аппаратов “Мир”.

Слайд 34. “Мир 1” – погрузился на глубину 4251 метр, “Мир 2” – на глубину 4302 метра, расстояние между ними было 500 метров. Давление 430 атмосфер. Были взяты пробы грунта и воды.

Слайд 35. “Мир 1” установил на дне флаг России, выполненный из титанового сплава.

Результаты экспедиции “Арктика 2007” позволили России подать заявку на присоединение хребта Ломоносова к экономической зоне.

Мы закончили с вами путешествие по загадочным местам океанов Земли.

1. За разминку.
2. За выступления.

Параграф 21,22,23. Выписать в тетрадь общие особенности южных материков.

Переходим к третьему этапу (Тестирование).

1. Площадь какого океана составляет 178, 62 млн. км. кв.
а/ Атлантического.
б/ Тихого.

в/ Северного Ледовитого.
г/ Индийского.

2. Климат этого океана разнообразен, так как он лежит во всех климатических поясах.
а/ Атлантический.
б/ Тихий.
в/ Индийский.
г/Северный Ледовитый.

3. Кто из европейцев первым совершил плавание по Индийскому океану?
а/ Ф. Магеллан.
б/ Колумб.
в/ Васко да Гама.
г/ А. Никитин.

4. Какие ветры оказывают сильное влияние на погодные условия в северной части Индийского океана?
а/ Западные.
б/ Муссоны.

в/ пассаты.
г/ Бризы.

5. Экспедиция какого европейского мореплавателя впервые пересекла Тихий океан?
а/ Ф. Магеллана.
б/ Дж. Кука.
в/ И.Ф. Крузенштерна.
г/ Х. Колумба.

6. Какое море Индийского океана является самым теплым и соленым?
а/ Красное.
б/ Аравийское.
в/ Андаманское.
г/ Южно-Китайское.

7. В каком океане большая шельфовая зона?
а/ Тихом.
б/ Индийском.
в/ Северном Ледовитом.
г/ Атлантическом.

8. Какое самое соленое море Атлантического океана?
а/ Северное.
б/ Карибское.
в/ Средиземное.
г/ Саргассово.

9. Почему Тихий океан самый теплый?
а/ Он самый большой.
б/ Он пересекается экватором.
в/ Он особенно широк у экватора.
г/ Он имеет форму ромба.

10. Какова толщина многолетних льдов Северного Ледовитого океана?
а/ 1000 м.
б/ 750–800 м.
в/ 40–50 м.
г/ 2–4 м.

вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ответ

10 – “5”.
От 9 до 8 – “4”.
От 7 до 6 – “3”.
Менее 5 – “2”.

Источник

Урок обобщающего повторения по теме: Океаны.Урок — игра » Географический марафон».
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Ребятам предлагаются разнообразные формы работы: индивидуальная, парная, групповая, которые будут способствовать развитию коммуникативных универсальных действией: интегрироваться в пару, группу и продуктивно в них работать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, принимать решение, быть толерантным. Разнообразные виды деятельности и интересные сведени в заданиях в течение всего урока поддержат работоспособность учащихся. Работа с картами атласа расширит и закрепит номенклатуру. Домашнее задание в виде кроссворда углубит знания учащихся по данной теме.

Скачать:

Вложение Размер
okeany_obobshchenie.docx 69.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 6-м классе по теме «Океаны».

Форма урока: урок-игра «Географический марафон».
Тип урока. Обобщение, проверка и систематизация знаний.
Цели:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Океаны”. Развивать умения выделять и объяснять особенности природы океанов
2. Развивать умение работать с картой, принимать информацию на слух. Развивать географическую речь и культуру. Развивать познавательный интерес к географии и географическое мышление учащихся.
3.Способствовать развитию коммуникативных универсальных действий: интегрироваться в группу и продуктивно в ней работать, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, принимать решение.
Методы:
работа в парах
в группах
индивидуальная работа,
работа с атласами, контурными и настенными картами.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Сообщение цели урока, порядка работы.
2.Основная часть урока.
3.Рефлексия.
4. Домашнее задание.

Задание№1. Учащиеся выполняют индивидуально.
Запишите ответы в таблицу, при этом используйте следующие обозначения:
Инд.- Индийский океан
Сев. Лед. ок.-Северный Ледовитый океан
Тих.- Тихий океан
Инд.-Индийский океан
Юж.-Южный океан.

1. Имеет только южные берега. (Сев.Лед.ок)
2.Океан, имеющий S образную форму.(Атл.)
3.В морях этого океана соленость достигает 42‰ промилле(Инд).
4.Самый теплый океан.(Инд)
5.. В нем расположена знаменитая Марианская впадина.(Тих)
6.1/3 океана занимают шельфовые моря (Сев.Лед.ок)
7. Изучение океана затруднено суровыми климатическими условиями.(Сев.Лед.ок)
8. Самый транспортабельный океан.(Атл)
9.Самый маленький по площади, малоизученный, холодный названный поморами студеным морем.(Сев.Лед.ок)
10.Течения проходят в меридиональном направлении.(Атл.)
11.Имеет самые теплые поверхностные воды до + 30 градусов.(Инд)
13. В этом океане могут поместиться все материки.(Тих)

Задание №2. Учащиеся выполняют в парах , при выборе ответа используют карты атласа, данные вносят в таблицу, сохраняя обозначения океанов как в первом задание.
Задание №2
Ф.И. учащихся:

1. В каком океане подводные хребты выходят на поверхность в виде острова Исландия.(Атл)
2. Эти океаны омывают самый большой остров мира. (Сев.,Лед.ок., Атл.)
3.Самый широкий в мире пролив Дрейка соединяет эти океаны.(Атл. Тих.)
4. Эти океаны соединяет Берингов пролив. (Сев.,Лед.ок.,Тих.)
5.Океаны, омывающие самый большой полуостров мира.(Атл. Инд.)
6.Океан омывающий самый южный материк. (Юж)
7.Через эти океаны проходит Течение Запад. Ветров.( Атл., Инд.,Тих.)
8.Океан, который не имеет связи с Северным Ледовитым океаном.(Атл.,Инд.,Тих.)
9.Огромная Евразия имеет выход в эти океаны.(Сев,.Лед. ок.,Тих.,Инд.,Атл.)
10. Проходит теплое пассатное течение.(Тих.)

Задание№3. Учащиеся образуют группы по 4 человека.

1.Скандинавский полуостров расположен за полярным кругом. Однако все порты не замерзают даже зимой. Чем объяснить такое необычное явление.
2. Чем можно объяснит большую разницу в солености вод Северного — Ледовитого океана. Баренцево море 35 ‰, Карское 10‰, Лаптевых 18‰, Восточно – Сибирское 4-5‰, Чукотское 35‰.

Задание №4 острова отметить на контурной карте.
1. В ночь с 14 на 15 апреля 1912 г. затонул «Титаник» — самое большое судно того времени в мире, длиной более 250 м. Утонули и замерзли в воде более 1,5 тыс. чел. У берегов какого острова произошла самая известная морская катастрофа, произошедшая из-за столкновения с айсбергом? ( Ньюфаундленд)
2. В 1917 г. у берегов какого-то государства (его столица Дублин) взорвался на немецкой мине британский «Лаурентик». На борту его находилось 43т золота. Как называется государство
3. Наиболее удаленное от суши место отметить точкой на контурной карте.
Это точка с координатами 47°30′ ю.ш., 120° з.д. в южной части Тихого океана располагается приблизительно в 2575 км от трех островов Питкэрн, Петра 1 и Дюси.

Задание№5. Ученики выполняют устно.

1. Какова средняя соленость морской воды? (35 ‰)
2. При какой температуре замерзает морская вода?( -2°С)
3. Что является главной причиной образования океанических течений? ( Постоянные ветры)
4.Какой пролив соединяет два моря, два океана и разделяет два полуострова, два материка и два государства? ( Берингов пролив, Чукотское и Беренгово, Аляску и Чукотку, Сев.Ам. и Евразию)
5.Где находятся самые суровые районы Индийского океана ( в южной его части)
6.Шельфы каких морей и заливов богаты нефтью? ( Мексиканского залива и Северного моря)
7.Как называется главная судоходная магистраль Арктики, которая значительно сокращает расстояние между европейскими и дальневосточными портами.(Северный морской путь).
8. Какое море самое маленькое по площади? (Азовское)
9. Какое опасное природное явление называют в северном полушарии женским именем, а в южном полушарии – мужским именем? ( Тропические циклоны – ураганы, тайфуны )
10.За какие «три моря» совершил свое путешествие Афанасий Никитин в 1466-1472 гг.? ( Каспийское, Аравийское, Черное ).

Реши кроссворд на тему «Океаны»

1. Что такое мировой океан?

3. Пролив между США и Россией?

5. Совокупность островов в центральной и юго-западной части Тихого океана

8. Ворота в Атлантический океан

9. Древний океан, существовавший в эпоху мезозоя между древними континентами Гондвана и Лавразия

15. Третий по размеру океан земли, покрывающий около 20 % её водной поверхности

19. Это море солоновато водный водоём, существовавший на месте Балтийского моря в послеледниковое время (около 7,5—4 тысяч лет назад, или 5500 — 2000 гг. до н. э.)

20. Пассивно перемещающиеся водоросли и животные это…

21. Самый теплый океан?

23. Морские … — постоянные или периодические потоки в толще мирового океана и морей

2. Какое необычное море «впадает» в Индийский океан

3. Общее название обитателей дна, донных организмов

4. название предмета который изучает океаны. и другое.

7. Это связующее звено между Чёрным и Эгейским морями

10. Кто открыл Тихий океан?

11. Самая глубокая(ий) впадина или желоб?

12. Глубочайший желоб на дне Индийского океана

13. Основная часть гидросферы, составляющая 94,2 % всей её площади

14. Самое сильное теплое течение Атлантики?

16. Площадь океана составляет 14,75 миллионов км², объём воды — 18,07 миллионов км³. Средняя глубина — 1225 м, наибольшая глубина — 5527 м

17. Какой океан самый глубокий?

18. Самый большой по площади и глубине океан на земле

Источник

Читайте также:  Подводные вулканы мирового океана
Оцените статью