Урок океаны 4 класс поглазова

«Океаны Земли» — урок по окружающему миру. 4-й класс, УМК «Гармония»

Класс: 4

Цель: сформировать более полное представление и расширить знания об океанах Земли;

Задачи:

  • Довести до сознания учащихся, что в природе всё взаимосвязано и человек должен знать эти связи, чтобы не разрушить гармонию жизни человека;
  • Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;
  • Продолжить развивать экологическое, эмоционально-образное мышление;
  • Воспитывать восхищение красотой планеты Земля, понимание важности сохранения природы.
  • Оборудование:

  • Карта Мира (карта полушарий), глобус
  • Презентация на электронном носителе
  • Видеоролик «Акула-молот» (Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия)
  • Google Earth «Планета Земля» (выход в интернет)
  • Кассета «Штраус и звуки океана»
  • Тип урока: формирование и совершенствование новых знаний

    Вид урока: урок-путешествие

    Форма работы учащихся: групповая

    I. Организационный момент и психологический настрой учащихся.

    — Ребята, сегодня нам предстоит отправиться в космическое путешествие, поэтому вы уже разбиты на экипажи. Как вы думаете, на чём можно полететь в космос?

    (на ракете, на космическом корабле)

    (слайд №1 «Космическое путешествие»)

    — Прежде чем мы полетим в открытый космос, к полёту нужно хорошо подготовиться. Будьте внимательными на уроке, потому что позже экипажам предстоит ответить на вопросы теста.

    II. Подготовка к изучению нового материала

    — Рассмотрите на глобусе, чего больше на земной поверхности: воды или суши? (воды)

    (слайда №2 «Соотношение сухопутной и водной поверхности Земли», слайд №3: «Вид Мирового океана из космоса»)

    — Почему планету Земля не назвали планетой Океан?

    (Более 2/3 поверхности Земли покрыто водной оболочкой — Мировым океаном. Да и вы уже отметили, что голубого цвета гораздо больше на глобусе, чем зелёного, жёлтого, коричневого. Но вся толща Земли состоит в основном из горных пород, и только небольшая её часть из воды. Средняя глубина Мирового океана всего 4 км, а расстояние до центра Земли составляет 6371 км.

    б) Работа со словарём в учебнике, часть №1 стр. 158

    — Прочтите в учебнике объяснение, что такое Мировой океан.

    (непрерывная водная поверхность Земли)

    III. Сообщение темы урока

    — На земной поверхности существует много различных водоёмов. Как вы думаете, какой водоём самый большой? (океан)

    — Чтение в словаре о том, что такое океан.

    (Океан — часть Мирового океана, находящаяся между материками)

    — Сколько на Земле океанов? (4) Назовите их.

    — Тема урока «Океаны Земли» (слайд №4 «Карта Мира»)

    IV. Сообщение цели и задач урока.

    — На какие вопросы об океанах вы хотели бы получить ответы.

    (посмотреть на океаны из космоса, какие они омывают материки, какие удивительные организмы обитают в океанах, как уберечь океаны от экологических катастроф и др.)

    — Что нужно взять с собой в полёт? (карту, компас)

    V. Работа над новым материалом.

    а) «Подготовка к полёту»

    Учитель. Внимание! Всем приготовиться к запуску!

    Учащиеся. Есть приготовиться к запуску!

    Учитель. Пристегнуть ремни!

    Учащиеся. Есть пристегнуть ремни!

    Учитель. Запустить двигатели!

    Учащиеся. Есть запустить двигатели!

    Учитель. Включить контакты!

    Учащиеся. Есть включить контакты!

    Учитель и ученики. 5, 4, 3, 2, 1. Ура! (слайд №5 «Полёт на ракете»)

    б) выход в интернет (программа Google Earth «Планета Земля»)

    — Ребята, у нас есть уникальная возможность посмотреть на океаны из космоса.

    Название океана Наибольшая глубина в м Какие материки омывает Растительный и животный мир Экологи

    ческие проблемы Тихий 11 022 Все кроме Африки (5) Атлантический 8 742 Все кроме Австралии(5) Индийский 7 729 Африка, Евразия, Австралия, Антарктида (4) Северный Ледовитый 5 527 Евразия, Сев. Америка (2)

    в) в ходе урока учащиеся заполняют таблицу, используя карту полушарий.

    г) чтение учителем стихотворения «Океаны Земли» под мелодию вальса Штрауса и звуков океана.

    Спят четыре океана,
    Синеглазых великана.
    Солона у них водица,
    Не удастся ею напиться.
    Тихий океан к Востоку,
    Самый сильный и большой.
    Атлантический на Запад
    С голубой бежит волной.
    Океан Индийский к Югу
    Занимает синий угол.
    А для Северных сторон
    Ледовитый шлёт поклон.
    М. Погарский

    д) Проверка знаний (тестирование) (слайд №10 «Проверь себя»)

    (один ученик выполняет задание на компьютере, остальные в группах)

    1. Самый большой океан. (Тихий)
    2. Самый маленький океан. (Северный Ледовитый)
    3. Океан, разделяющий Африку и Австралию. (Индийский)
    4. Океан, названный в честь мифического героя. (Атлантический)
    5. Самый холодный океан. (Северный Ледовитый)
    6. Океан, опровергающий своё название. (Тихий)
    7. Самый глубокий океан. (Тихий)

    VI. Знакомство с удивительными организмами океанов.

    Слайды №11, №12, №13, №14 (актиния, акула, акула-молот (видеоролик), дельфины)

    VII. Самостоятельная работа.

    Учащиеся самостоятельно знакомятся с экологическими проблемами океанов, читая статью в учебнике, и заполняют таблицу.

    VIII. Итог урока

    — Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

    IX. Домашнее задание.

    Прочитать в учебнике статью на стр. 9-13, заполнить в таблице графу «животный и растительный мир океанов».

    Источник

    Океаны земли, 4 класс, УМК «Гармония» (Поглазова)
    презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме

    презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе УМК «Гармония» (Поглазова) по теме «Океаны Земли» (животный и растительный мир 4 океанов).

    Скачать:

    Вложение Размер
    zhizn_v_okeane.pptx 1 байт

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира «Жизнь в море. Океаны земли» в 4 классе по программе «Гармония».

    Данный проект подготовили учащиеся 4 а класса.

    Конспект открытого урока по окружающему миру «Океаны Земли. Жизнь в море»Презентация к уроку «Космическое путешествие»Музыкальный материал к уроку «Звуки природы — Шум океана.

    Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе по программе «Гармония&quot.

    Данный урок плановый, тип урока — открытие новых знаний. Разработан в соответствии с требованиям ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. Была осуществлена мотивация на получ.

    Цели урока:– ввести понятие “природное сообщество”; – познакомить с растениями и животными моря; – рассмотреть взаимосвязи между растениями и животными мо.

    Источник

    Конспект урока окружающего мира «Жизнь в море. Океаны земли»
    методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

    Конспект урока окружающего мира «Жизнь в море. Океаны земли» в 4 классе по программе «Гармония»

    Скачать:

    Вложение Размер
    zhizn_v_more._okeany_zemli.doc 48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока окружающего мира в 4 классе

    по теме «Жизнь в море. Океаны земли»

    Учитель Данилина Е.В.

    ЖИЗНЬ В МОРЕ. ОКЕАНЫ ЗЕМЛИ

    — познакомить учащихся с растениями и животными моря;

    — рассмотреть взаимосвязи между растениями и животными моря;

    — показать возможность негативного воздействия на море человеком;

    — познакомить с правилами экологически грамотного поведения человека с целью сохранения природных богатств.

    Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Путешествие в батискафе», физическая карта, фотографии растений и животных морей, батискафа.

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    1. 3адание №5 (рабочая тетрадь, с. 4). Взаимопроверка. Ответы на экране (используется проектор).

    2 — белый медведь

    9 — снежный барс

    1 — северный олень

    2.Экологическая игра (блиц-опрос).

    — Предположите, какие будут последствия:

    а) если растают льды Арктики;

    б) если в степи весной развести костер;

    в) если летом молнией зажжет дерево в лесу;

    г) если высушить все болота;

    д) если передвигаться по тундре на тяжелых вездеходах.

    III. Сообщение темы урока.

    А с питьем беда. (Море.)

    — Сегодня мы побываем на дне моря и океана, узнаем, кто обитает в морях.

    — Послушайте шуточное стихотворение А. Усачева:

    Если на карту Земли посмотреть

    Земли на земле всего одна треть.

    Но странный вопрос возникает тогда?

    Планета должна называться — вода!

    — Посмотрите на карту. Чего больше на нашей планете: суши или воды? Вода занимает 2/3 всей поверхности планеты.

    IV. Океаны Земли. Жизнь в море.

    — Давайте отправимся в путешествие по океанам и морям нашей планеты. Для этого нам нужно прочитать статью «Чем важны океаны» на с. 9-11 учебника.

    Фронтальный опрос по прочитанному.

    — Сколько на Земле океанов? Назовите их.

    — Какими океанами омываются материки: Евразия, Африка, Австралия?

    — Какие удивительные организмы обитают в океанах?

    — Чем важны океаны для человечества?

    — А сейчас для исследования жизни морских глубин все садимся в специальный научный аппарат — батискаф. И спускаемся на дно океана со скоростью 3 метра в минуту (мультимедийная презентация «Путешествие в батискафе»).

    — Ученые считают, что жизнь на нашей планете возникла именно в Мировом океане. Разнообразен живой мир морей и океанов. От планктона – мельчайших водорослей и животных, до китов – морских гигантов.

    В настоящее время в морях и океанах обитают более 20 тысяч видов рыб и множество других морских животных: из млекопитающих — киты и дельфины, а также маленькие рачки, моллюски от небольшой улитки до гигантских кальмаров и осьминогов. Известны глубоководные кальмары, которые достигают со своими щупальцами 14 метров в длину. Хищные рыбы — белые акулы, прозванные «морскими разбойниками», наводят ужас на всех водных обитателей.

    В глубинах морей темно и холодно. Там живут небольшие морские животные. Глубоководные рыбы редко могут добыть себе пищу, которой очень мало на глубине. Некоторые из них излучают сине-зеленый фосфоресцирующий свет для привлечения маленьких рыбок как добычи.

    — Давайте поближе познакомимся с обитателями морей. Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о некоторых обитателях морей и океанов. Учитель демонстрирует фотографии на экране, используя проектор.

    ВОДОРОСЛИ (Саша Б.)

    Водоросли могут быть и крошечными, и длиной до 60 метров. Они прикрепляются ко дну коротенькими выростами. На конце выроста находится утолщение-подушечка, которая работает как присоска. Размножаются водоросли спорами. Почти все солнечные лучи поглощаются верхними слоями воды. Поэтому чем глубже слой морской воды, тем в нем холоднее и темнее. Поэтому больше всего морских растений находится на мелководье. Чем глубже растет водоросль, тем она бурее. В Черном море находят на глубине 200 метров водоросли красного цвета.

    Многие обитатели водоемов питаются водорослями. С ними связано «цветение» воды в водоемах. Если водоем загрязнен сточными водами, водоросли настолько сильно размножаются, что могут лишить кислорода всех других обитателей водоема, и тогда они погибают.

    Есть съедобные водоросли, из которых приготовляют пищевые добавки. Есть водоросли, которые используют для удобрения рисовых полей.

    Фантастическим цветком распускается в морских водах животное актиния. Примостившись к скалам, они порой образуют огромные поселения на мелководье. Ярко окрашенная в красный или зеленый цвет, с венцом из нежных прозрачных щупальцев, которых у нее 192, актиния действительно похожа на цветок. Раки-отшельники и некоторые виды крабов носят актиний на себе для самозащиты. Актинию можно держать в аквариуме, создав ей необходимые условия. Вот кто на животное совсем не похож, так это актиния. И без ног, и без сердца, и без головы. Ну, цветок и цветок! Торчит себе на одном месте, словно дремлет. Словно все-то ей безразлично. А так ли это? Вот приближается к актинии стайка шустрых мальков — все ближе, ближе. Мигом наша «спящая красавица» проснулась. Все свои щупальца напрягла цап! Прощай, малек, пойдешь ты хищнице на завтрак.

    Из всех животных, плавающих в море, акула вызывает наибольший страх. Ученые считают, что акулы живут на земле уже около 100 миллионов лет. Бывают акулы совсем маленькие, размером не более карандаша и массой всего 200 грамм, другие имеют длину 20 метров и массу до 20 тонн. Эти хищницы имеют страшные зубы, которые остры, как бритва. Располагаются зубы акул в четыре-шесть рядов, а у некоторых видов и до двадцати рядов. В желудках этих прожорливых хищниц находят веревки, части погибших кораблей, металлические части машин, птиц, собак, буранов, даже других акул. Их кожа покрыта чешуей, нет у них, как у рыб, плавательного пузыря. Интересно, что размножаются акулы по-разному. Одни откладывают на дно яйца, другие рождают живых акулят.

    Физкультминутка (упражнения для глаз)

    V. Закрепление полученных знаний о растительном и животном мире морей.

    — Какие группы живых организмов обитают в морях? Учитель составляет из карточек схему на доске:

    Животные морей

    Млекопитающие Пресмыкающиеся Птицы Моллюски

    киты черепахи чайки осьминоги

    дельфины альбатрос мидии

    моржи

    тюлени

    — Рассмотрите рисунок в рабочей тетради (задание № 6 на с. 5).

    Составить по рисунку список обитателей моря. Работа в парах. Самопроверка.

    Ответы на доске: 1. Дельфин. 2. Кит. 3. Черепаха. 4. Медуза. 5. Водоросли. 6. Рыбы. 7. Планктон. 8. Кальмар. 9. Удильщик. 10. Актиния. 11. Альбатрос.

    VI. Влияние человека на жизнь морских обитателей.

    — В жизни животных, растений все взаимосвязано, и человек должен знать эти связи, чтобы не разрушить гармонию жизни природы.

    Безобидные, практически никому не известные организмы, природные явления приобретают неожиданно угрожающие свойства. Кого беспокоили водоросли еще десяток лет назад? А между тем из-за неразумного сброса отходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий в моря и реки там начали очень быстро развиваться разные виды водорослей, забирая большое количество кислорода и тем самым лишая его других жителей моря.

    Масляные и нефтяные пятна на поверхности морской воды мешают жизни птиц и других животных. Гибнет планктон, лишая морских обитателей пищи. Слипшиеся перья не дают тепла, делают птиц малоподвижными, и они погибают от холода. Химические выбросы, отравляя морских животных, отправляют затем и людей, которые питаются ими. Тюлени, которые очень чувствительны к чистоте воды, все чаще рождают мертвых детенышей. Есть ли выход?

    Учащиеся делятся своими мнениями.

    Самостоятельная работа у доски 3 человека, остальные на листочках.

    — Составьте цепи питания обитателей моря (по вариантам):

    • водоросли планктон кит

    • водоросли рыбы чайки

    • водоросли планктон морские губки.

    Проверка с использованием сигнальных карточек.

    — Какие растения обитают в морях?

    — Каких морских животных вам приходилось наблюдать?

    — Как жизнедеятельность человека может навредить обитателям моря?

    Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания № 8, 9, с. 6); учебник (с. 9-17).

    Источник

    Читайте также:  Особые районы мирового океана
    Оцените статью