- «Океаны Земли» — урок по окружающему миру. 4-й класс, УМК «Гармония»
- Океаны земли, 4 класс, УМК «Гармония» (Поглазова) презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект урока окружающего мира «Жизнь в море. Океаны земли» методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
«Океаны Земли» — урок по окружающему миру. 4-й класс, УМК «Гармония»
Класс: 4
Цель: сформировать более полное представление и расширить знания об океанах Земли;
Задачи:
Оборудование:
Тип урока: формирование и совершенствование новых знаний
Вид урока: урок-путешествие
Форма работы учащихся: групповая
I. Организационный момент и психологический настрой учащихся.
— Ребята, сегодня нам предстоит отправиться в космическое путешествие, поэтому вы уже разбиты на экипажи. Как вы думаете, на чём можно полететь в космос?
(на ракете, на космическом корабле)
(слайд №1 «Космическое путешествие»)
— Прежде чем мы полетим в открытый космос, к полёту нужно хорошо подготовиться. Будьте внимательными на уроке, потому что позже экипажам предстоит ответить на вопросы теста.
II. Подготовка к изучению нового материала
— Рассмотрите на глобусе, чего больше на земной поверхности: воды или суши? (воды)
(слайда №2 «Соотношение сухопутной и водной поверхности Земли», слайд №3: «Вид Мирового океана из космоса»)
— Почему планету Земля не назвали планетой Океан?
(Более 2/3 поверхности Земли покрыто водной оболочкой — Мировым океаном. Да и вы уже отметили, что голубого цвета гораздо больше на глобусе, чем зелёного, жёлтого, коричневого. Но вся толща Земли состоит в основном из горных пород, и только небольшая её часть из воды. Средняя глубина Мирового океана всего 4 км, а расстояние до центра Земли составляет 6371 км.
б) Работа со словарём в учебнике, часть №1 стр. 158
— Прочтите в учебнике объяснение, что такое Мировой океан.
(непрерывная водная поверхность Земли)
III. Сообщение темы урока
— На земной поверхности существует много различных водоёмов. Как вы думаете, какой водоём самый большой? (океан)
— Чтение в словаре о том, что такое океан.
(Океан — часть Мирового океана, находящаяся между материками)
— Сколько на Земле океанов? (4) Назовите их.
— Тема урока «Океаны Земли» (слайд №4 «Карта Мира»)
IV. Сообщение цели и задач урока.
— На какие вопросы об океанах вы хотели бы получить ответы.
(посмотреть на океаны из космоса, какие они омывают материки, какие удивительные организмы обитают в океанах, как уберечь океаны от экологических катастроф и др.)
— Что нужно взять с собой в полёт? (карту, компас)
V. Работа над новым материалом.
а) «Подготовка к полёту»
Учитель. Внимание! Всем приготовиться к запуску!
Учащиеся. Есть приготовиться к запуску!
Учитель. Пристегнуть ремни!
Учащиеся. Есть пристегнуть ремни!
Учитель. Запустить двигатели!
Учащиеся. Есть запустить двигатели!
Учитель. Включить контакты!
Учащиеся. Есть включить контакты!
Учитель и ученики. 5, 4, 3, 2, 1. Ура! (слайд №5 «Полёт на ракете»)
б) выход в интернет (программа Google Earth «Планета Земля»)
— Ребята, у нас есть уникальная возможность посмотреть на океаны из космоса.
Название океана | Наибольшая глубина в м | Какие материки омывает | Растительный и животный мир | Экологи |
ческие проблемы
в) в ходе урока учащиеся заполняют таблицу, используя карту полушарий.
г) чтение учителем стихотворения «Океаны Земли» под мелодию вальса Штрауса и звуков океана.
Спят четыре океана,
Синеглазых великана.
Солона у них водица,
Не удастся ею напиться.
Тихий океан к Востоку,
Самый сильный и большой.
Атлантический на Запад
С голубой бежит волной.
Океан Индийский к Югу
Занимает синий угол.
А для Северных сторон
Ледовитый шлёт поклон.
М. Погарский
д) Проверка знаний (тестирование) (слайд №10 «Проверь себя»)
(один ученик выполняет задание на компьютере, остальные в группах)
- Самый большой океан. (Тихий)
- Самый маленький океан. (Северный Ледовитый)
- Океан, разделяющий Африку и Австралию. (Индийский)
- Океан, названный в честь мифического героя. (Атлантический)
- Самый холодный океан. (Северный Ледовитый)
- Океан, опровергающий своё название. (Тихий)
- Самый глубокий океан. (Тихий)
VI. Знакомство с удивительными организмами океанов.
Слайды №11, №12, №13, №14 (актиния, акула, акула-молот (видеоролик), дельфины)
VII. Самостоятельная работа.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с экологическими проблемами океанов, читая статью в учебнике, и заполняют таблицу.
VIII. Итог урока
— Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?
IX. Домашнее задание.
Прочитать в учебнике статью на стр. 9-13, заполнить в таблице графу «животный и растительный мир океанов».
Источник
Океаны земли, 4 класс, УМК «Гармония» (Поглазова)
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме
презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе УМК «Гармония» (Поглазова) по теме «Океаны Земли» (животный и растительный мир 4 океанов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_v_okeane.pptx | 1 байт |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира «Жизнь в море. Океаны земли» в 4 классе по программе «Гармония».
Данный проект подготовили учащиеся 4 а класса.
Конспект открытого урока по окружающему миру «Океаны Земли. Жизнь в море»Презентация к уроку «Космическое путешествие»Музыкальный материал к уроку «Звуки природы — Шум океана.
Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе по программе «Гармония".
Данный урок плановый, тип урока — открытие новых знаний. Разработан в соответствии с требованиям ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. Была осуществлена мотивация на получ.
Цели урока:– ввести понятие “природное сообщество”; – познакомить с растениями и животными моря; – рассмотреть взаимосвязи между растениями и животными мо.
Источник
Конспект урока окружающего мира «Жизнь в море. Океаны земли»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока окружающего мира «Жизнь в море. Океаны земли» в 4 классе по программе «Гармония»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_v_more._okeany_zemli.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира в 4 классе
по теме «Жизнь в море. Океаны земли»
Учитель Данилина Е.В.
ЖИЗНЬ В МОРЕ. ОКЕАНЫ ЗЕМЛИ
— познакомить учащихся с растениями и животными моря;
— рассмотреть взаимосвязи между растениями и животными моря;
— показать возможность негативного воздействия на море человеком;
— познакомить с правилами экологически грамотного поведения человека с целью сохранения природных богатств.
Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Путешествие в батискафе», физическая карта, фотографии растений и животных морей, батискафа.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. 3адание №5 (рабочая тетрадь, с. 4). Взаимопроверка. Ответы на экране (используется проектор).
2 — белый медведь
9 — снежный барс
1 — северный олень
2.Экологическая игра (блиц-опрос).
— Предположите, какие будут последствия:
а) если растают льды Арктики;
б) если в степи весной развести костер;
в) если летом молнией зажжет дерево в лесу;
г) если высушить все болота;
д) если передвигаться по тундре на тяжелых вездеходах.
III. Сообщение темы урока.
А с питьем беда. (Море.)
— Сегодня мы побываем на дне моря и океана, узнаем, кто обитает в морях.
— Послушайте шуточное стихотворение А. Усачева:
Если на карту Земли посмотреть
Земли на земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда?
Планета должна называться — вода!
— Посмотрите на карту. Чего больше на нашей планете: суши или воды? Вода занимает 2/3 всей поверхности планеты.
IV. Океаны Земли. Жизнь в море.
— Давайте отправимся в путешествие по океанам и морям нашей планеты. Для этого нам нужно прочитать статью «Чем важны океаны» на с. 9-11 учебника.
Фронтальный опрос по прочитанному.
— Сколько на Земле океанов? Назовите их.
— Какими океанами омываются материки: Евразия, Африка, Австралия?
— Какие удивительные организмы обитают в океанах?
— Чем важны океаны для человечества?
— А сейчас для исследования жизни морских глубин все садимся в специальный научный аппарат — батискаф. И спускаемся на дно океана со скоростью 3 метра в минуту (мультимедийная презентация «Путешествие в батискафе»).
— Ученые считают, что жизнь на нашей планете возникла именно в Мировом океане. Разнообразен живой мир морей и океанов. От планктона – мельчайших водорослей и животных, до китов – морских гигантов.
В настоящее время в морях и океанах обитают более 20 тысяч видов рыб и множество других морских животных: из млекопитающих — киты и дельфины, а также маленькие рачки, моллюски от небольшой улитки до гигантских кальмаров и осьминогов. Известны глубоководные кальмары, которые достигают со своими щупальцами 14 метров в длину. Хищные рыбы — белые акулы, прозванные «морскими разбойниками», наводят ужас на всех водных обитателей.
В глубинах морей темно и холодно. Там живут небольшие морские животные. Глубоководные рыбы редко могут добыть себе пищу, которой очень мало на глубине. Некоторые из них излучают сине-зеленый фосфоресцирующий свет для привлечения маленьких рыбок как добычи.
— Давайте поближе познакомимся с обитателями морей. Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о некоторых обитателях морей и океанов. Учитель демонстрирует фотографии на экране, используя проектор.
ВОДОРОСЛИ (Саша Б.)
Водоросли могут быть и крошечными, и длиной до 60 метров. Они прикрепляются ко дну коротенькими выростами. На конце выроста находится утолщение-подушечка, которая работает как присоска. Размножаются водоросли спорами. Почти все солнечные лучи поглощаются верхними слоями воды. Поэтому чем глубже слой морской воды, тем в нем холоднее и темнее. Поэтому больше всего морских растений находится на мелководье. Чем глубже растет водоросль, тем она бурее. В Черном море находят на глубине 200 метров водоросли красного цвета.
Многие обитатели водоемов питаются водорослями. С ними связано «цветение» воды в водоемах. Если водоем загрязнен сточными водами, водоросли настолько сильно размножаются, что могут лишить кислорода всех других обитателей водоема, и тогда они погибают.
Есть съедобные водоросли, из которых приготовляют пищевые добавки. Есть водоросли, которые используют для удобрения рисовых полей.
Фантастическим цветком распускается в морских водах животное актиния. Примостившись к скалам, они порой образуют огромные поселения на мелководье. Ярко окрашенная в красный или зеленый цвет, с венцом из нежных прозрачных щупальцев, которых у нее 192, актиния действительно похожа на цветок. Раки-отшельники и некоторые виды крабов носят актиний на себе для самозащиты. Актинию можно держать в аквариуме, создав ей необходимые условия. Вот кто на животное совсем не похож, так это актиния. И без ног, и без сердца, и без головы. Ну, цветок и цветок! Торчит себе на одном месте, словно дремлет. Словно все-то ей безразлично. А так ли это? Вот приближается к актинии стайка шустрых мальков — все ближе, ближе. Мигом наша «спящая красавица» проснулась. Все свои щупальца напрягла цап! Прощай, малек, пойдешь ты хищнице на завтрак.
Из всех животных, плавающих в море, акула вызывает наибольший страх. Ученые считают, что акулы живут на земле уже около 100 миллионов лет. Бывают акулы совсем маленькие, размером не более карандаша и массой всего 200 грамм, другие имеют длину 20 метров и массу до 20 тонн. Эти хищницы имеют страшные зубы, которые остры, как бритва. Располагаются зубы акул в четыре-шесть рядов, а у некоторых видов и до двадцати рядов. В желудках этих прожорливых хищниц находят веревки, части погибших кораблей, металлические части машин, птиц, собак, буранов, даже других акул. Их кожа покрыта чешуей, нет у них, как у рыб, плавательного пузыря. Интересно, что размножаются акулы по-разному. Одни откладывают на дно яйца, другие рождают живых акулят.
Физкультминутка (упражнения для глаз)
V. Закрепление полученных знаний о растительном и животном мире морей.
— Какие группы живых организмов обитают в морях? Учитель составляет из карточек схему на доске:
Животные морей
Млекопитающие Пресмыкающиеся Птицы Моллюски
киты черепахи чайки осьминоги
дельфины альбатрос мидии
моржи
тюлени
— Рассмотрите рисунок в рабочей тетради (задание № 6 на с. 5).
Составить по рисунку список обитателей моря. Работа в парах. Самопроверка.
Ответы на доске: 1. Дельфин. 2. Кит. 3. Черепаха. 4. Медуза. 5. Водоросли. 6. Рыбы. 7. Планктон. 8. Кальмар. 9. Удильщик. 10. Актиния. 11. Альбатрос.
VI. Влияние человека на жизнь морских обитателей.
— В жизни животных, растений все взаимосвязано, и человек должен знать эти связи, чтобы не разрушить гармонию жизни природы.
Безобидные, практически никому не известные организмы, природные явления приобретают неожиданно угрожающие свойства. Кого беспокоили водоросли еще десяток лет назад? А между тем из-за неразумного сброса отходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий в моря и реки там начали очень быстро развиваться разные виды водорослей, забирая большое количество кислорода и тем самым лишая его других жителей моря.
Масляные и нефтяные пятна на поверхности морской воды мешают жизни птиц и других животных. Гибнет планктон, лишая морских обитателей пищи. Слипшиеся перья не дают тепла, делают птиц малоподвижными, и они погибают от холода. Химические выбросы, отравляя морских животных, отправляют затем и людей, которые питаются ими. Тюлени, которые очень чувствительны к чистоте воды, все чаще рождают мертвых детенышей. Есть ли выход?
Учащиеся делятся своими мнениями.
Самостоятельная работа у доски 3 человека, остальные на листочках.
— Составьте цепи питания обитателей моря (по вариантам):
• водоросли планктон кит
• водоросли рыбы чайки
• водоросли планктон морские губки.
Проверка с использованием сигнальных карточек.
— Какие растения обитают в морях?
— Каких морских животных вам приходилось наблюдать?
— Как жизнедеятельность человека может навредить обитателям моря?
Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания № 8, 9, с. 6); учебник (с. 9-17).
Источник