- Технологическая карта урока «Мировой океан-главная часть гидросферы» план-конспект урока по географии (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок в 7-м классе с использованием ИКТ на тему «Мировой океан — главная часть гидросферы»
- урок географии «Мировой океан-главная часть гидросферы» материал по географии (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Мировой океан-главная часть гидросферы»
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме
Урок по структуре ФГОС. Расписаны УУД учеников по каждому этапу урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mirovoy_okean.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока « Мировой океан-главная часть гтдросферы »
Образовательная область «География», 5 класс
Урок географии в 5 классе по программе УМК «Вентана-Граф» Летягин А. А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. А. Летягин; под общ. ред. В. П. Дронова. – 2 изд., дораб. и доп. – М.; Вентана-Граф, 2014. – 160 с.
Летягин А. А. Атлас. Начальный курс географии/ под. ред. Летягина А. А. – М.; Вентана-Граф, 2013. – 24 с.
Автор: Кулигин Сергей Владимирович.
Место работы, должность: МОУ «СОШ№19» г. Ухта Республики Коми, учитель географии. Предмет: География 5 класс.
Тема: Мировой океан – главная часть гидросферы.
Цель урока: формирование знаний об океанах, морях, заливах, проливах, островов, полуостровов, архипелагов.
Тип урока: изучение нового материала
Используемое оборудование: настенная карта, карты атласа, учебник, компьютер
Целевая установка урока: формирование знаний об океанах, морях, заливах, проливах, островов, полуостровов, архипелагов.
· создать условия для формирования представлений об океанах, морях, заливах, проливах, островов, полуостровов, архипелагов.
· создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;
· продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать и преобразовывать информации, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
· развивать умения организовывать свою деятельность;
· развивать умения работать в группе, взаимодействовать с людьми.
· способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности;
· способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.
. способствовать воспитанию патриотизма, любви к красоте природы.
· формирование представлений об океанах, морях, заливах, проливах, островов, полуостровов, архипелагов.
Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ информации, её преобразование, логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, установление причинно-следственных связей), умение создавать модели для понимания закономерностей
Регулятивные УУД: умения организовывать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике), планирование, оценка способов достижения цели.
Коммуникативные УУД: планирование, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
· освоение социальных норм и правил поведения в парах;
· формирование коммуникативной компетентности.
Источник
Урок в 7-м классе с использованием ИКТ на тему «Мировой океан — главная часть гидросферы»
Разделы: География
Мировой океан – главная часть гидросферы
Эпиграф (слайд 1)
Вы совершите путешествие в страну чудес! Смена впечатлений взволнует ваше воображение. Вы не устанете изумляться виденному… Я хочу еще раз окинуть взглядом все, что мной изучено в морских глубинах, не однажды, мною исследованных! Вы будете участником моих научных занятий… — и Мировой океан раскроет перед нами свои тайны! Ж. Верн
Краткий рассказ о Ж. Верне, знакомство с его книгами (слайд 2)
Объявление темы и задач урока (слайд 3)
Цели урока:
- формировать представление о Мировом океане,
- показать его роль в формировании природы всей Земли,
- вспомнить важнейшие свойства вод Мирового океана,
- изучить особенности распределения температур,
- солености по поверхности океана.
I. Изучение нового материала
1)Вопросы классу:
- Что такое гидросфера?
- Назовите части гидросферы? (слайд 4)
- Что такое Мировой океан?
- Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан? (слайд 5)
Из 510 млн. кв. км площади земного шара на Мировой океан приходится 361 млн.кв. км или почти 71%. Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем на много больше, чем желтой, белой, коричневой, зеленой. Южное полушарие более океаническое (81%), чем северное (61%).
Единый Мировой океан подразделяется на 4 океана. Некоторые исследователи выделяют пятый – Южный океан. В него включают воды южного полушария Земли между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки и Австралии.
2) Происхождение вод Мирового океана
- Космическое – вода попала на Землю с падающими метеоритами
- Земное – вода появилась из мантии
3) Роль океана в жизни Земли
Океан:
- колыбель жизни на Земле
- регулятор температуры
- поддерживает постоянство газового состава атмосферы
- обладает свойством самоочищаться, отходы Земли уничтожаются в нем
- вода – бесценный дар природы
4) Свойства вод океана
Соленость – количество граммов соли, содержащееся в 1 литре воды (промилле)
Средняя соленость Мирового океана составляет 35‰
? От чего зависит соленость вод в океане? (гп, реки, лед) (слайд 6)
Изменение солености (‰) | ||
с широтой | по океанам | по морям |
экватор – 34 |
умеренные — 33
Северный Ледовитый — 32
Карское — 10
Температура поверхностных вод неодинакова и распределяется в зависимости от широты (см. стр.54, рис.24) – работа с учебником (авт. И.В.Душина)
Определите по карте в учебнике средние температуры на следующих широтах:
90° с.ш. – 1,7° 60° с.ш. + 4,8° 30° с.ш. + 22° 0° ш. + 27°
Средняя температура воды в океане + 17,5°, самый теплый океан – Тихий, самый холодный – Северный Ледовитый.
Температура воды меняется и с глубиной:
0 м + 16° 200м + 15,5° 1000м + 3,5° 5000м + 2,8°
5) Водные массы – большие объемы воды, обладающие общими свойствами (температура, соленость, прозрачность, количество кислорода)
Типы водных масс (слайд 7)
Типы водных масс | Температура | Соленость | Прозрачность |
Экваториальные | высокая | низкая | высокая |
Тропические | высокая | высокая | высокая |
Умеренные | меняется по сезонам | низкая | низкая |
Арктические | низкая | средняя | средняя |
6) Льды в океане (слайд 8)
Морская вода замерзает при t — 2°, льды образуются в арктических и субарктических широтах. Они могут быть неподвижными и дрейфующими. Антарктида и Арктика дают большое количество айсбергов. Айсберги – громадные плавучие горы, это – кладовая чистейшей пресной воды. Антарктические айсберги живут дольше (6-12 лет) гренландских (3-4 года).
Ледяной покров океана оказывает большое влияние на климат Земли, на жизнь в самом океане:
- отражение солнечных лучей
- охлаждение воздуха
- образование туманов
- затруднение судоходства морского промысла
II. Домашнее задание §7 вопросы после §7
III. Закрепление изученного
— В связи с чем и как изменяется температура с глубиной?
— Почему Мировой океан называют “кладовой”?
— Что означает соленость 37‰? Сравни ее со средней соленостью океана.
— Сколько соли нужно растворить в 1 л воды, чтобы сделать у себя дома воду Красного моря?
— Реши задачу. Сколько соли содержится в 1м воды, если соленость водоема 37 %0?
Источник
урок географии «Мировой океан-главная часть гидросферы»
материал по географии (5 класс) на тему
«Мировой океан-главная часть гидросферы.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_5_kl._fgos.docx | 38.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мировой океан-главная часть гидросферы.»
1. ФИО : Тарасова Ольга Владимировна
2. Место работы : МОУ «СОШ с. Большой Карай Романовского района
3. Должность : учитель
4. Предмет : география
5. Класс : 5 класс
6. Тема урока : «Мировой океан-главная часть гидросферы.»
7. Базовый учебник : «География» 5 класс .Автор А.А.Летягин.»Вентана-Граф» 2012
-сформировать представление о Мировом океане, как о главной части гидросферы,
-показать его роль в формировании природы всей Земли.
-сформировать мировоззренческую идею о единстве Мирового океана, с частями океана.
— развивать умение определять географическое положение моря или другого водного объекта;
-продолжить формирование приёмов работы с картой (читать, анализировать, обобщать информацию).
показать значимость Мирового океана для окружающей среды и человека.
-оценивание усваиваемого содержания, овладение основными навыками нахождения,
— использования и презентации географической информации;
-умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
-умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий.
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в парах;
-осознанно использовать речевые средства для представления результата.
10.Тип урока: урок открытия новых знаний.
11.Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор,
Дополнительное оборудование к уроку:
1.Сигнальные карточки: красные – требуется помощь,
зелёные – готов отвечать,
2. Смайлики: весёлый – урок прошёл хорошо, грустный – нет удовлетворения от урока
3. Солнышко – поощрение, так как Солнце – звезда, а стремиться к звёздам, значит, стремиться к знаниям, подниматься вверх, развиваться.
Образовательные ресурсы : учебник «География» 5 класс .Автор А. А. Летягин. «Вентана-Граф» 2012 ,карта полушарий, атласы
12.Структура и ход урока:
2.Актуализация опорных знаний.
3.Мотивация к учебной деятельности.
4.Формулирование темы урока и постановка целей.
5.Изучение нового материала.
7.Контроль полученных знаний.
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать!
(Пожелание плодотворной работы на уроке.)
создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе, привлечь внимание учащихся к предстоящей работе. Вовлечь учащихся в урок, во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.
Проверяет наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.
Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию.
Ориентация на освоение обучающимися ключевых теорий, идей, понятий, фактов.
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
2.Мотивация к учебной деятельности
Видеофрагмент «Мировой океан»( с музыкальным сопровождением) http://www.youtube.com/watch?v=r5Lw8H1biSQ
Во время показа видеофрагмента учитель предлагает угадать детям о чём пойдёт речь на уроке: «Это неотъемлемая часть существования человечества. По площади он занимает 3/4 площади Земли и примерно столько же людей на планете так или иначе связаны с ним. В современную эпоху все белые пятна более или менее изучены, но в прошлые века существовало немало загадок, легенд и мифов, связанных с ним. Впрочем, некоторые из них живут и по сей день .»
Слушают учителя, смотрят фрагмент видеофильма называют тему урока.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Внимания
Развитие монологической речи.
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно -следственные связи в окружающем мире.
Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
3.Актуализация опорных знаний
Вопросы в начале параграфа 16 на стр.90.
1.На какую составную часть гидросферы приходится наибольшее количество воды на Земле?
2.Назовите и покажите на карте полушарий известные вам океаны и их части.
3.Перечислите материки Земли и океаны, омывающие каждый из них.
4.Какие острова вам известны и где они расположены?
Делит класс на 4 группы. Каждая группа должна угадать «свой» океан по описанию.
Задание: «Угадайте о каком океане идёт речь?»
1.Назван португальским мореплавателем Фернандом Магелланом из-за спокойной погоды, господствовавшей в течение трех месяцев его плавания через океан от Огненной Земли до Филиппинских островов в 1520-1521гг. На русских картах до 1917г. употреблялось название Восточный океан.(Тихий)
2.Происхождение названия связано с мифом об Атланте – титане, державшим на своих плечах небесный свод, — местопребыванием которого греки считали крайний запад Средиземноморья.(Атлантический)
3. По Индии наиболее известной своими богатствами стране на берегах этого океана, назывался Индикон-Пелагос у Александра Македонского (4 в. До н.э.), у арабов Бахр-эль- Хинд «Индийское море». (Индийский).
4. Расположен на самом севере планеты, так что все берега у него — южные. Впервые выделен как самостоятельный океан на картах середины 17 века под названием «Гиперборейский океан», от древнегреческого слова Борей (мифический бог северного ветра). На русских картах 17-18 вв. употреблялись названия Море-океан, Море – океан Ледовитый, Ледовитое море, Северный океан, Ледовитое море, Ледовитый океан. Известный русский мореплаватель и ученый , адмирал Ф.П. Литке, в 20-х гг 19 века проводивший исследования в Арктике дал название океану.(Северно-Ледовитый)
Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя, опираясь на ранее изученный материал и с помощью карты, атласов, показывают океаны на карте.
Применяется фронтальный метод организации деятельности, для продуктивной работы класса
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
4.Формулирование темы урока и постановка целей.
Учитель обобщает и корректирует ответы учащихся и подводит их к тому, что океан-главная часть гидросферы и состоит из частей, самые большие части это океаны.
Учитель помогает учащимся сформулировать цели урока.
Учащиеся формулируют цели урока, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач).
Формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
5. Изучение нового материала.
1.Организация беседы по слайдам презентации, по материалу параграфа(стр.90.),по карте.
Работа по алгоритму :
1.Прочитайте текст и проанализируйте его и ответьте на вопросы:
-Чему равна поверхность Земли?
-Какую площадь занимают океаны?
-Сравните площадь океанов и их глубину по рис.58.Сделайте выводы.
-Кем и когда был предложен термин Мировой океан?
-Почему же нашу планету назвали Земля ,а не Вода? Хотя большую часть поверхности Земли занимает вода?
Формулировка термина «Мировой океан».
2.Учитель называет части океана.
Например: залив- Мексиканский, Бенгальский, Гвинейский и т.д.
Учитель корректирует ответы
Работают с материалом учебника, с рис.58.,записывают понятия в тетрадь ,отвечают на вопросы, участвуют в беседе.
Учащиеся формулируют термины и понятия с помощью поиска на карте данных объектов, выявляя общие признаки. Сверяют формулировку своих терминов и понятий с терминами и понятиями, данными в параграфе.(работа в парах -«Кто точнее?»).
Формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Освоение доступных способов изучения Мирового океана.
Умение работать с разными источниками географической информации
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Сядьте дети на песок,
Продолжаем наш урок.
Формирование ценности здорового образа жизни
6. Первичное закрепление знаний.
Учитель раздаёт шаблоны с изображением различных участков суши и океана.
Задание : На первых партах каждого ряда лежат листы бумаги (А4) ,на которых изображены участки суши и океана, там где нужно обозначить объект нарисован знак вопроса. Каждый ученик в порядке очерёдности подходит к шаблону и подписывает объекты, используя при этом атлас
Учащиеся работают с шаблонами. По окончании работы (по желанию) один из учащихся от каждого ряда проверяет выполненную работу.
Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками
Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Выполняют тестовые задания и самостоятельно оценивают себя по данным критериям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Формирование практической направленности практических действий при работе с картами.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно
Скоро прозвенит звонок,
Пора заканчивать урок.
О чём мы говорили сегодня на уроке?
Всё ли было понятно на уроке?
Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?
Какую оценку вы поставите себе за работу на уроке.
С каким настроением вы уходите с урока? Давайте оценим нашу работу с помощью смайликов
Учащиеся совместно с учителем обобщают изученный материал, делают вывод по проблеме, используя свои новые знания Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе.
Умение правильно оценивать свою работу.
Уметь сопоставлять данные.
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Задаёт домашнее задание:
1.Выучить материал параграфа 16 (для всех).
-ответить устно на вопросы в конце параграфа.
-Задание по топонимике (стр.94.)
-Совершите кругосветное путешествие (круиз) через заданные точки и определите по карте географические объекты (острова, полуострова, заливы, проливы, моря), через которые пройдёт маршрут.
Маршрутный лист для выполнения проектной работы.
Записывают домашнее задание в дневники. Берут маршрутный
Формирование способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой
Источник