Урок окружающего мира по теме у черного моря

«У Черного моря»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» по программе «Школа России»

Скачать:

Вложение Размер
У Черного моря 86 КБ
vot_ono_kakoe_nashe_more.pptm 2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» по теме

«У Чёрного моря» (4г класс)

  1. Рассмотреть причины особенностей неживой природы Черноморского побережья Кавказа.
  2. Сформировать обобщённые представления об особенностях растительного и животного мира этой природной зоны.
  3. Развивать мышление учащихся.
  1. Учить работать с географической картой и атласом, гербарием растений.
  2. Познакомить учащихся с растениями Сочинского дендрария (бумажное дерево, эвкалипт и т.д.).
  3. Сформулировать правила поведения человека, отдыхающего у Чёрного моря.
  • Карта природных зон России;
  • Изображения благородного оленя, леопарда, короткошерстного зайца;
  • Изображения листа верблюжьей колючки и листа каштана;
  • Фотографии (ландшафтные картины) природы Черноморского побережья Кавказа;
  • Гербарий растений; апельсин, мандарин, лимон, лист лавра;
  • Медиапроектор;
  • Презентация учителя;
  • Презентация учащихся;
  • Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

А) (в форме пресс-конференции).

Поставьте вопросы для своих одноклассников по приспособлению животных к условиям жизни в пустыне.

(Учитель по желанию вызывает четырёх учеников. Остальные дети задают им вопросы, играя роль журналистов).

Посмотрите на изображение лягушки. Измените так её внешний вид, чтобы она смогла выжить в пустыне.

1.Пустыня — место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)

2.У саксаула ствол в несколько раз длиннее корня. (-)

3.В январе пустыня кажется не пустой: цветут маки, пахнет и розами, и жасмином, и сиренью. (-)

4.У черного саксаула не бывает листопада, но зато случается веткопад, так как на саксауле нет листьев, вместо зеленых листьев у него зеленые веточки. (+)

5.Самое быстрое животное пустыни — дикий осел, он пробегает за одну секунду 2 м. (-)

6.Самый чуткий в пустыне — клещ: он бежит к человеку за 5 м. (+)

7.Самая сонная в пустыне — обыкновенная черепаха. Она может спать, не просыпаясь. 5 лет. (-)

8.Пустынный сверчок до того пугливый, робкий, что его пугает даже стук сердца человека. (+)

9.В пустыне все непривычно и непонятно : озера без воды, реки никуда не впадают. дождь высыхает, не долетев до земли. (+)

Проверка – ключ на доске.

III. Сообщение темы и целей урока.

— Вспомните тепловые пояса Земли. (Полярный пояс, умеренный пояс, тропический пояс).
— В каком направлении мы с вами двигались по карте? (От полярного пояса на юг).
— Какие тепловые пояса мы с вами уже посетили?
— Какие природные зоны находились в полярном поясе?
— В умеренном поясе?
— В каком поясе мы с вами оказались потом?
— Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по карте России и изучим природу узкой полоски суши, расположенной в субтропической зоне.

Задание. Дайте название этой природной зоне, использую в качестве опоры слова, записанные на доске:

(Черноморское побережье Кавказа) Слайд 1

IV. Изучение нового материала.

1. Работа по карте “Природные зоны России”.

Найдите и покажите на карте природную зону, расположенную на побережье Чёрного моря и окружённую Кавказскими горами.
Определите размеры этой природной зоны относительно других.

(Черноморское побережье Кавказа занимает небольшую территорию России).

К северу или к югу от нашего края расположена эта природная зона?

Задание. Посмотрите на схему.

Назовите номер расположения солнышка, которое характерно для Черноморского побережья Кавказа.

(Солнышко под номером 5, т.к. оно лучше других прогревает поверхность земли, потому что его лучи падают почти отвесно).

Давайте попробуем предположить, какие погодные условия могут быть на Черноморском побережье Кавказа, какова растительность в этой природной зоне.

(Высказывания детей.
Очень жарко и сухо, растительность скудная и редкая).

Сравните ваши предположения с реальной действительностью, рассмотрев изображения растений Черноморского побережья Кавказа. Слайды 3-4

— Что такое субтропическая зона?

2. Работа по учебнику с.132.

— Прочитайте в учебнике текст о природе и погодных условиях Черноморского побережья Кавказа.

С помощью специальных значков произведите разметку текста:

+ – это новое для меня;
? – об этом я подумаю;
! – это следует запомнить.

3. Проверка восприятия.

— Что же обозначает слово «субтропики»? (Тропики — это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.)

А что означает приставка «суб-»? В переводе с латинского это значит «под». Так что же такое субтропики? ( Это территория под тропиками.)

Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, — лишь маленький кусочек.

— В чём кроется секрет удивительного климата и богатства растительного мира Черноморского побережья Кавказа?

-Высокие Кавказские горы защищают побережье от холодных северных ветров. Лето здесь жаркое. Солнце стоит также высоко над горизонтом, как и в пустыне. Даже зимой его лучи сильно согревают поверхность земли, температура воздуха остаётся выше 0 градусов и выпадающий снег быстро тает. В то время, когда на Севере свирепствуют морозы, бушуют метели, здесь в садах цветут розы.

— Почему, в отличие от пустынь, здесь растёт огромное количество растений?

(Влажный воздух. На побережье с моря дуют влажные ветры. Они приносят много дождей).

Представьте себе, что вы находитесь в теплице, и опишите природные условия Черноморского побережья Кавказа.

Вспомните, чем отличаются растения, выросшие в теплице, от тех, которые выросли в открытой местности?

— Тепло и влага создают благоприятные условия для развития растений. Они очень быстро растут, образуя густые, непроходимые леса. (Слайд )

— Довольно часто условия на Черноморском побережье сравнивают с условиями в парнике или теплице.

— Какие породы деревьев должны расти в таком климате: хвойные или лиственные?

— На Черноморском побережье Кавказа мы можем увидеть широколиственные леса. Из вечнозелёных лиственных растений есть пальмы, магнолии, кипарисы, бамбук, эвкалипт.

Известно, что здесь произрастает 4 000 видов растений. Тогда как на всей Земле всего 20 000. Слайды 7-8

Аудиозапись шума волн.

Посмотрите вокруг, как здесь красиво!

Представьте что вы сидите на тёплом морском песочке, поиграйте им.

А сейчас расслабьтесь, закройте глаза.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Вдох — выдох, вдох – выдох, вдох — выдох.

Я слышу шум моря, прибой волны и шелест волн прибрежных.

Волна беседует со мной и говорит расслабься, успокойся, отдохни.

Почувствуй чистый воздух моря. Тепло и свет ласкают тело.

Расслабься и послушай тишину. Вдох — выдох, вдох — выдох.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

Крепче кулачки сожмите, их повыше поднимите. Потянитесь, улыбнитесь глаза откройте, проснитесь

V. Закрепление нового материала.

1. Тест с выбором ответа.

Выберите две наиболее существенные причины, благодаря которым создаются особые погодные условия на Черноморском побережье Кавказа.

  • Высокая температура воздуха;
  • Высокие горы;
  • Высокое положение солнца над горизонтом;
  • Близость моря;
  • Отсутствие сильных ветров.

(Высокие горы; близость моря).

2. Практическая работа.

— Освоив Черноморье, люди потянулись в эти края на отдых. В год на Чёрноморском побережье Кавказа гостит до 1,5 миллионов человек. Давайте совершим мысленное путешествие в этот особенный уголок земного шара.

— Перед нами Кавказские горы, пройдёмся у подножия этих гор. Слева и справа нас окружают деревья, плоды которых представлены у меня на столе.

(Мандарин, апельсин, лимон).

— Дайте название этим деревьям. (Апельсиновое дерево, лимонное дерево, мандариновое дерево).

На парте у каждого ребёнка лежит лавровый листочек.

Возьмите в руки листочек, лежащий у вас на парте и понюхайте его. С какого растения этот листочек? (Это лист лавра.)

— Что вы можете рассказать об этом листочке?
— Лавр – это представитель вечнозелёных растений, которые очень широко распространены на Черноморском побережье Кавказа. Слайды 6-7

Продолжите следующие высказывания:

Какое дерево Черноморского побережья Кавказа растёт быстрее всех, вы узнаете, выполнив это задание.

Драцена растёт медленнее каштана. Каштан растёт медленнее бамбука. Какое дерево растёт быстрее всех? (Бамбук)

VII. Продолжение работы над темой.

3. Презентация учителя.

Растения из Красной книги Слайды 12-13

Пион тонколистный, ветреница нежная, можжевельник высокий, касатик (ирис) карликовый, сосна пицундская.

— Богат и разнообразен животный мир. Это косуля. Слайд 15

В лесах обитают медведи, кабаны поедают плоды каштанов, орехи, жёлуди.

В море добывают себе пищу птицы – чайки, бакланы, буревестники. Слайд 16

Встречаются удивительной красоты бабочки, такие как олеандровый бражник. Слайд 17

К животным суши относятся ящерицы и змеи. Слайд 18

Растительный мир моря включает в себя 270 видов многоклеточных зелёных, бурых, красных донных водорослей.

Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, актинии, губки, морские коньки, морские иглы, дельфины. В Чёрном море обитает 2,5 тыс. видов животных. Слайды 19-27

Среди опасных рыб Чёрного моря — морской дракончик (ядовиты колючки спинного плавника и жаберных крышек) , скат (морской кот) с ядовитыми шипами на хвосте.

Экологическое состояние Чёрного моря в целом неблагоприятное. Слайд 28

4. Презентация учащихся.

— Черноморское побережье Кавказа является основным курортным регионом Российской Федерации. На российском побережье Чёрного моря насчитывается свыше 1000 пансионатов, санаториев и отелей, и их число постоянно растёт. В Сочи (вместе с посёлком Красная Поляна, находящимся в 39 км от Сочи) будут проведены Зимние Олимпийские игры в 2014 году. Чёрное море — важный район транспортных перевозок. Помимо нефти и продуктов её переработки, из российских и украинских портов Чёрного моря вывозятся металлы, минеральные удобрения, машины и оборудование, лес, пиломатериалы, зерно и др. Основные объёмы ввоза в черноморские порты России и Украины приходятся на потребительские товары, продукты питания. Чёрное море сохраняет важное стратегическое и военное значение. По мнению ученых, экологическое состояние Чёрного моря за последнее десятилетие ухудшилось. Основные причины: сильное загрязнение впадающих в море рек. Загрязнение вод нефтью и нефтепродуктами. Как следствие, это приводит к гибели морских животных, попавших в нефтяные пятна, а также загрязнению атмосферы за счет испарения нефти и нефтепродуктов с поверхности воды.

  • Площадь Чёрного моря 422 000 км? (по другим данным — 436 400 км?).
  • Наибольшая протяжённость моря с севера на юг — 580 км.
  • Наибольшая глубина — 2210 м.
  • Впадающие реки Дунай, Днестр, Днепр.

VIII. Подведение итогов урока.

— Назовите особенности неживой природы Черноморского побережья Кавказа?
— Перечислите причины разнообразия растительности на Черноморском побережье Кавказа?

Выставление оценок за работу.

IX. Домашнее задание.

  1. Ответить на вопросы рубрики “Проверь себя”.
  2. Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.
  3. Написать мини-сочинение о своих впечатлениях, о поездке (задание для тех ребят, которые летом вместе с родителями отдыхали на Чёрном море) .

Источник

Урок окружающего мира на тему «У Чёрного моря»

Тема: У Чёрного моря.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Образовательные : актуализация знаний детей о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа:

расширение кругозора по теме через прочтение дополнительной литературы;

Развивающие: формировать умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения; развивать умение работать с таблицами (таблица – ЗХУ); содействовать формированию исследовательской культуры.

Воспитывающие: работать над осознанным отношением к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности; воспитывать экологически грамотного человека.

Учебник и рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» А. А.Плешакова, Е. А. Крючкова

(УМК «Школа России»); рабочая тетрадь, тесты, энциклопедия «Зелёные страницы», энциклопедия «Животные», карта «Природные зоны России»; мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран); индивидуальные карточки; карточки для работы в группах, презентация «Знаете ли вы природные зоны?», ватманы, маркеры.

Орг. момент. Мотивация.

Тут затеи и проблемки,

Игры, шутки, всё для вас!

Пожелаю вам удачи –

За работу, в добрый час!

— Ребята, у нас урок окружающего мира. С какой большой темой мы уже работаем несколько уроков? ( Природные зоны России)

— Как мы какому плану мы строим свою работу при изучении природных зон?

1. Повторяем изученное.

2. Определяю тему урока и ставлю цель.

2. Открываем новые знания. Работаем в группах по созданию проекта.

3. Защита и представление проекта.

На доске учитель размещает пункты плана на лесенке.

— Предлагаю немножко поиграть, но в процессе игры мы выясним, как вы учили материал к предыдущим урокам. Итак, будьте внимательны, игра начинается!

Учитель: Слушайте внимательно!

Игра : можно отвечать только ДА или НЕТ ( показывают «+» или «-« на пальцах)

Сделайте вывод о пользе данной работы. (Повторил об изученных природных зонах. Вспомнила о климате и особенностях изученных природных зон)

— Некоторые ребята иногда отвечали неверно. Какой вывод нужно сделать? ( Нужно повторить про эти природные зоны)

Введение в тему.

Учитель: Итак, путешествие по нашей карте продолжается. Двигаемся

дальше. А поможет определить дальнейшее направление загадка.

*Кругом вода, а с питьём беда .

Варианты ответов: океан, море, река.

Учитель: А почему с водой беда ? ( она солёная)

А в реке ? (Хоть и пресная, но грязная и неочищенная)

А теперь я назову несколько слов, а вы определите с каким из этих слов оно связано:

* Россия, курорты, пляж, Сочи, дельфины.

Слова фиксируются на доске.

Учитель: Что объединяет все эти слова? Чёрное море Вот мы и озвучили тему урока.

Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и тёплая морская вода,-

Субтропики России раскроют тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

— Поставьте цель урока.

— Что мы будем делать для достижения цели ? (Создавать проект в группах)

— Кто из вас побывал на Чёрном море? Ваши знания сегодня пригодятся, поделитесь ими с ребятами при работе в группе, а потом и со всеми остальными при защите проекта.

Нам предстоит работать 2 урока.

Что же друзья в путь дорогу пора!

Ждут с нетерпением нас

Чудный берег, море и пляж.

Но мы отправляемся не отдыхать,

А зону субтропиков России изучать.

Открытие новых знаний.

Определение ролей ( координатор, чтец, хранитель времени, оформители)

Определение объекта изучения.

Дети распределив роли и рассмотрев информацию, определяют объект изучения. Координаторы подходят к учителю и берут карточки с заданием для работы.

Карточка для ботаников.

Разнообразен ли растительный мир этой зоны?

Используя учебник (С. 133-134), энциклопедию «Я познаю мир. Растения», гербарий, найдите ответы на вопросы:

1.Какая отличительная особенность растений субтропиков.

2. Перечислите растения дикорастущие, фруктовые, завезенные из теплых стран.

3.Подтвердите ответы демонстрационным материалом.

Карточка для зоологов.

Разнообразен ли животный мир этой зоны?

Используя учебник (с. 134-136), энциклопедию «Почемучка», карточки с изображением животных, найдите материал об:

2. Обитателях суши, добывающих пищу в море,

3.Обитателях моря. Подготовить о них рассказ.

Карточка для экологов:

Как влияет человек на экологию Черноморского побережья?

Используя учебник (с. 136-139) найдите ответы на вопросы:

1.Чем является для человека Черноморское побережье?

2.Какие экологические проблемы существуют в зоне субтропиков?

3.Перечислите названия растений и животных, занесенных в Красную книгу России.

Карточка для климатологов.

В чём секрет климата и природы субтропической зоны России?

Используя учебник ( с. 126) и карту «Природные зоны России» расскажите о расположении этой зоны на территории страны.

Расскажите о климате этой зоны.

Объясните, что повлияло на климат субтропиков.

Оценивание работы группы. Самооценка.

Оценивание работы каждого в группе.

-Какое замечательное место Черноморское побережье. Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы! Но человек везде оставляет свой след. А главное сейчас для всего человечества – это сохранить экологическое равновесие, но об этом мы поговорим на следующем уроке.

10. Домашнее задание.

Т. с. 60 № 2,3. У. с. 126-130 чит.

Номер материала: ДБ-382095

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

На ПМЭФ-2021 презентовали программу стратегического академического лидерства вузов страны

Время чтения: 2 минуты

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19

Время чтения: 1 минута

Условленные жесты облегчили дистанционное обучение студентов по видеосвязи

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Ричард ли свитки мертвого моря
Оцените статью