Урок географии в 7 классе по теме: «Северный Ледовитый океан»
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Урок-путешествие. Работа ведется в группах. Каждая из групп работает в одном из направлений исследования. Свои наблюдения заносит в «Судовой журнал».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_v_7_klasse.doc | 391.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 7 классе
разработан учителем первой квалификационной категории
МКОУ СОШ №1 п. Михайловка Юргиной И.В.
Тема урока: Северный Ледовитый океан
Раздел: Океаны Земли
Тип урока : урок усвоения новых знаний.
Вид урока: урок-путешествие.
- Технический – компьютер с мультимедийным проектором;
- Наглядные – стенные карты, карты атласа, мультимедийная презентация по теме;
- Раздаточный материал – судовой журнал с планом исследования.
Форма организации познавательной деятельности:
- объяснительно иллюстративный;
- частично-поисковый.
- дать систему знаний о главных особенностях Северного ледовитого океана;
- развитие аналитико-синтетической умственной деятельности при самостоятельной работе с учебной и дополнительной литературой, картами атласа и контурными картами.
- формирование умений и навыков работы с персональным компьютером,
- развитие навыков учебного труда (работать самостоятельно и сотрудничая в группах, в должном темпе).
- воспитывать умения работать в коллективе, развивать чувство ответственности, взаимопомощи.
Задачи учителя на урок:
- через логическую структуру урока осуществлять руководство самостоятельной познавательной деятельностью учеников,
- обращать внимание на качество общения учащихся в группах,
- способствовать позитивному эмоциональному настрою учащихся на уроке,
- способствовать развитию дальнейшего интереса к изучению предмета.
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний (презентация темы).
Тема, которая обычно записывается на доске — неизвестна. Она разбита по буквам, которые помещены на отдельных листах бумаги. Чтобы ее узнать, листы нужно перевернуть. Но для того, чтобы это сделать, вы должны ответить на мои вопросы. Начальная буква ответа будет прятаться за одним из квадратов.
Учитель задает вопросы:
- Иллюстрация на мультимедийном проекторе (коралл). Подсказка (если не ответили) – морские кишечнополостные, образующие целые колонии.
- Морское животное, обитающее на Байкале (нерпа).
- Иллюстрация на мультимедийном проекторе. Как называется полуостров (Аравийский).
- Одна из крупнейших рек России, относящаяся к бассейну Северного Ледовитого океана (Енисей)?
- Как называется часть суши, со всех сторон окруженная водой (остров)?
Итак, открылась тема: «Океан».
Но на Земле 4 океана. О каком из них пойдет речь?
Учитель зачитывает подсказки, учащиеся пытаются узнать океан:
- Этот океан имеет площадь больше 14 млн. кв. км.
- В его состав входит море Бофорта.
- Он омывает берега самого большого острова на Земле.
- Он целиком расположен в Южном полушарии.
- Он самый мелкий.
- Он самый малый.
После определения океана, учитель озвучивает тему целиком.
Итак, тема сегодняшнего урока – Северный Ледовитый океан. А значит, целью урока будет изучения главных особенностей этого океана по плану (на доске):
- История исследования;
- Географическое положение;
- Рельеф;
- Климат;
- Органический мир;
- Хозяйственное использование.
Когда перечислялись особенности этого океана, не была названа самая главная из них – Северный Ледовитый океан – самый холодный океан Земли. Его воды скованы льдами, в нем бушуют штормы, по долгу длятся полярные ночи. Но лучше меня об этом может сказать человек, который сам там бывал. Например полярный летчик, исследователь Арктики, герой Советского Союза — Водопьянов. Вот, что он писал: «. . . Там хранится великая тайна рождения погоды, движения ветров, дрейфа льдов. Сотни лет стремится туда человечество, чтобы разгадать эту тайну. Но природа крепко хранит ее. Корабли, аэростаты, дирижабли на которых исследователи Арктики пытались попасть на полюс, сковывало льдом, разбивало штормом, заметало пургой». Но смелые люди все же стремились покорить этот океан, порой, отдавая свои жизни за это. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Учитель использует мультимедийную презентацию, рассказывая о следующих исследователях:
- Виллем Баренц, благодаря которому на карте появилась западная часть океана;
- Большой вклад внесла Великая Северная экспедиция, начавшаяся в 1733 году и длившаяся 10 лет. Исследователи, вошедшие в ее состав, изучили побережье Северного Ледовитого океана от Белого моря до Берингова пролива. В ней участвовало множество людей: лейтенанты Малыгин, Овцын, Прончищев, бр. Лаптевы, штурман Челюскин и многие матросы. Они проявили великую выносливость и твердость, не отступая перед опасностями и лишениями.
- Геогрий Седов в 1912 году организовал экспедицию для исследования архипелага Франца Иосифа.
- Но все же больше притягивал к себе Северный полюс.
- В 1937 году была организована первая станция на дрейфующей льдине, где находились 4 полярника во главе с Ив. Дмит. Папаниным. Они проделали путь от Северного полюса до Гренландского мор
Об исследования океана можно говорить долго, но мы не можем это себе
позволить. А вот совершить путешествие по следам экспедиций в наших силах. Что я сейчас и предлагаю сделать.
Каждый из вас сейчас получат судовые журналы (см. Приложение), в которых вы будете записывать свои наблюдения.
Знакомство с журналом, оформление титульного листа.
Мы не можем начать нашу экспедицию, пока не наметим маршрут на карте. Выполните первое задание – нанесите границы океана на контурную карту.
Учащиеся работают с судовыми журналами.
Итак, маршрут намечен, нужно выбрать корабль. Я это сделала за вас (учитель расставляет на столы флажки с названием кораблей – «Св. Фока», «Седов», «Челюскин», «Северный полюс»).
Вот теперь можно отправляться. Все мы будем исследовать один океан, но разные его особенности.
Учитель распределяет задания для команд:
- «Св. Фока» — изучает подводный рельеф;
- «Седов» — изучение особенностей климата;
- «Челюскин» — органический мир (работа с компьютером, Интернетом);
- «Северный полюс» расскажет о хозяйственной деятельности человека.
Команды работают (заполняют судовой журнал). Учитель консультирует.
После окончания работы один из членов команды выступает у доски. Остальные команды, заслушивая сообщения, вносят записи в журнал. По мере заслушивания отчетов команд, учитель размещает на стенной карте, вырезанные из бумаги, следы от человеческих ног. На каждом следе – вопрос по изученной теме.
Учащимся предлагается убрать «следы своего пребывания» в океане. К доске выходят представители команд и, снимая «следы», зачитывают вопросы, помещенные на обороте, отвечают на них.
- Вся ли территория С.Л. океана лежит в пределах северного полярного круга?
- В чем характерная особенность рельефа дна С. Л. океана?
- В каком климатическом поясе расположена большая часть океана?
- Располагается ли океана в умеренном климатическом поясе?
- Какие воздушные массы преобладают над океаном?
- Какой представитель органического наиболее распространен в океане?
- Живут ли в С. Л. океане киты?
- Каких ластоногих, обитающих в С. Л., океане вы знаете?
- В шельфе каких морей обнаружена нефть?
- Как называется транспортный путь, проходящий по С. Л. океану?
- Назовите самого крупного сухопутного хищника.?
- Как называется самый крупный остров, который омывает С. Л. океан?
- Кто руководил экспедицией, дрейфовавшей на льдине?
- Какой путешественник изучил западную часть С. Л. океана?
- Как называлась экспедиция, изучавшая береговую линию С. Л. океана 10 лет?
- Учитель подводит итог;
- Учащиеся делятся своим впечатление об уроке, поднимая на головой, изображение солнца (если они довольны) или тучки (если нет).
Источник
Конспект урока по географии «Северный Ледовитый океан» 7 класс
Тема: Северный Ледовитый океан.
– осознание роли географии в познании окружающего мира:
1. Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
– освоение системы географических знаний о природе:
1. Анализировать и оценивать географическую информацию и делать обобщающие выводы.
2. Находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений.
3. Определять географические особенности природы океана.
– использование географических умений:
1. Находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы в океане.
– использование карт как моделей:
Выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений в океане.
Оборудование: физическая карта мира, атласы.
и технология оценивания учебных успехов
Проблемная ситуация и актуализация знаний.
1. – С какими океанами мы уже познакомились? 1 2
– В чём их особенности?
– Выделите самые яркие признаки изученных океанов.
– О каком океане мы не говорили?
– Предложите свой вариант проблемного вопроса к уроку. 1
Каковы отличия Северного Ледовитого океана от уже изученных океанов?
2. – Какие у вас будут гипотезы? 1 2
3. – Вспомните имена исследователей Северного Ледовитого океана. Какие методы они применяли для исследования природы океана? Когда и кто совершил первый дрейф по океану на льдине? Что было установлено в результате этого дрейфа? Кто первым побывал на Северном полюсе? 1 2
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2. Вычитывать все уровни текстовой информации.
3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.
4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания.
6. Устанавливать причинно-следственные связи.
7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
1. – Опишите географическое положение океана по плану на с. 375.
2. – Выполните задание на с. 97: найдите и покажите на карте острова, архипелаги, а также моря, расположенные в Северном Ледовитом океане. 1 2 4
3. – В чём особенности природы Северного Ледовитого океана? 1 2 4
– Выполните задания 1, 2 в рабочей тетради.
– Выполните задание на с. 98. Определите по карте и опишите течения в Ледовитом океане.
– Какие особенности природы Северного Ледовитого океана определяются его географическим положением? 1 2 6
4. – Как суровые природные особенности Северного Ледовитого океана отразились на органическом мире? 1 2 6
5. – Какие виды хозяйственной деятельности в этом океане имеют наибольшее значение? Почему? 1 2 2
– Работа в группе. Выполните задание 5 на с. 101. Какими профессиями надо овладеть, чтобы работать в Северном Ледовитом океане? Составьте каталог таких профессий с их описанием для размещения в сети Интернет. 1 2 1 2 3 1 2
6. – Как ответим на основной вопрос урока? 3
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.
2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
III . Самостоятельное применение знаний.
1. Вопросы 1–3, с. 101.
2. Задания 3–5 в рабочей тетради.
– Сделайте вывод по уроку. 3 4
Домашнее задание: § 17; повторить всё про океаны, подготовиться к географической игре.
Источник
Урок географии по теме «Северный Ледовитый океан». 7-й класс
Класс: 7
Презентация к уроку
Цель: сформировать у учащихся знания об особенностях природы Северного Ледовитого океана, об истории исследования и современных исследованиях океана, об основных направлениях хозяйственной деятельности человека в этом районе, прежде всего в российском секторе Арктики
Оборудование: мультимедиа, компьютерная презентация, карты атласа
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала (см. Презентацию)
Вступительное слово учителя — тема, план изучения океана
(Демонстрация слайдфильма, см. Приложение 3)
Начнем наш урок с эпиграфа. Это слова японского путешественника Наоми Уэмура, совершавшего (чаще всего в одиночку) экстремальные путешествия в разных точках мира:
“Я и раньше представлял себе, что Северный Ледовитый океан страшное место на Земле, но увиденное превосходит все, что мне довелось слышать о нем”.
Каков же он. Ослепительный, загадочный, суровый, непредсказуемый. Океан манит и настораживает, притягивает и отталкивает. Почему же он вызывает у нас столь противоречивые чувства? Мы должны выяснить это сегодня на нашем уроке.
Игра “Лови ошибку” При изучении темы, мной будет допущена ошибка, и тот, кто ее обнаружит, получит “5”.
Задание: На протяжении всего урока, вам предстоит быть очень внимательными. Необходимо собрать в ваши книжки-малышки рекорды СЛО.
Задание: Проанализируйте карты атласов и дайте характеристику ГП и береговой линии
Ответ: океан расположен в Северном полушарии, вокруг Северного полюса. Через него проходит нулевой меридиан, поэтому океан находится как в западном, так и в восточном полушарии.
Океан расположился на макушке Земли около Северного полюса. Раньше на Руси его называли Студеным морем, сейчас называют — Северным Ледовитым океаном. Это название океана лучше всего отражает тот факт, что большую часть года океан укрыт мощными плавучими льдами. Северный Ледовитый Океан расположен в центре Арктики, которая занимает все пространство вокруг Северного полюса, включающее океан, прилегающие части материков, архипелаги и отдельные острова.
СЛО связан с Атлантическим океаном. Связь осуществляется через Норвежское море. Теплое Североатлантическое течение приносит в океан свои теплые воды. В обратном направлении движутся потоки холодных вод и айсберги.
Связь СЛО с Тихим океаном осуществляется через Берингов пролив.
Такое положение океана повлияло на суровость его климата.
Береговая линия океана достаточно изрезана, о чем свидетельствуют острова, полуострова, моря.
Вопрос: Какие типы морей преобладают в океане?
Ответ: Окраинные (Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское и т. д.), но есть одно внутреннее (Белое).
Задание: Какой вывод можно сделать, проанализировав диаграмму «Площади океанов»?
Вывод: СЛО самый маленький океан Земли, его площадь 14,8 млн. кв.км.
Задание: К какому выводу можно прийти анализируя таблицу «Основные морфологические характеристики океанов»?
Вывод: СЛО самый мелководный океан Земли, максимальная глубина океана — 5527 м, а средняя глубина — 1220 м.
Перед тем, как изучить природу океана, давайте познакомимся с историей исследования СЛО. Это история героических подвигов и мужества многих мореплавателей, путешественников, ученых разных стран.
В истории исследования СЛО выделяют пять периодов.
В далекие времена на утлых суденышках плавали по морям СЛО русские люди, жившие по берегам этих морей. Их так и называли поморы. Они вели промысел рыбы, охотились на морского зверя.
Используя сведения русских, англичане и голландцы предприняли попытки отыскать кратчайшие пути из Европы в страны Востока. В итоге плавания Виллема Баренца была составлена карта западной части океана.
Начало планомерному изучению берегов океана положили исследования Семена Дежнёва и Великая Северная экспедиция (руководитель Витус Беринг).
Первые сведения о природе приполярных областей были собраны в конце XIX века во время дрейфа корабля Фритьофа Нансена “Фрам” (корабль сохранился до наших дней и выставлен в музее норвежского города Осло)
Исследования XX века и современные комплексные исследования
1903-1906 годы — покорение Северо-Западного прохода полярным путешественником Руалем Амундсеном
1909 год — американский полярный путешественник Роберт Пири достиг Северного полюса
Изучение океана русскими: в 1912 году на судне “Св. Фока” русский гидрограф и полярный исследователь Георгий Яковлевич Седов организовал экспедицию с целью достичь Северного полюса. Но из-за сложных погодных условий экспедиция не удалась, сам Седов умер и был похоронен своими товарищами на острове Рудольфа архипелага Земля Франца-Иосифа (сейчас этот остров считается крайней северной островной точкой нашей страны)
В 1930 году экспедиция Отто Юльевича Шмидта прошла на ледоколе “Георгий Седов” из Баренцева моря к западным берегам Северной Земли.
А в следующем году Шмидт совершил арктическое плавание на пароходе “Челюскин”. В Карском море пароход попал во льды, в его корпусе появилась трещина. Корабль затонул в районе, куда самолеты еще не долетали. Экипаж и пассажиры вынуждены были высадиться на берег и организовать лагерь. Позже они были спасены полярными летчиками под командованием Каманина. Пилоты в сложных метеоусловиях совершили в общей сложности 9 посадок на льдину. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, летчикам были присвоены звания Героев Советского Союза.
В 1937 году Шмидт организовал первую научную станцию на Северном полюсе, ее начальником был назначен Иван Дмитриевич Папанин.
Задание: Проанализируйте карту “Строение земной коры” последнего форзаца учебника, и физическую карту океана. Какой можно сделать вывод о причинах образования океана?
Согласно теории литосферных плит СЛО образовался путем раздвижения материковых плит Евразии и Северной Америки. Главная особенность рельефа дна океана — обширный шельф, который занимает 1/2 площади дна океана. На большей части шельфа преобладают глубины 200- 300 м.
Вопрос: Что образует рельеф дна?
Ответ: Хребты, поднятия, котловины, впадины
Срединно-Атлантический хребет продолжается в Северном Ледовитом океане и носит название Срединного хребта. От Евразии к Северной Америке, почти параллельно друг другу, проходят подводные хребты, носящие имена великих русских ученых.
Вопрос: Как они называются?
Ответ: Ломоносова и Менделеева
Вопрос: Какие котловины есть на дне океана?
Ответ: Нансена, Амундсена, Макарова, Канадская и др.
Задание: Проанализируйте климатическую карту.
Вопрос: В каких климатических поясах расположен океан?
Ответ: в арктическом и субарктическом
Вопрос: Что характерно для этих климатических поясов? (3 абзац стр 96).
Ответ: Арктический пояс отличается суровостью. Температура января -20°С — -40°С, июля — около 0°С. Осадков выпадает мало — 100-200 мм, в основном в виде снега. Господствуют АВМ. Летом часты туманы. Субарктический пояс — это переходный пояс. Поэтому здесь полгода господствует воздух из Арктики, принося холод и сухость. А вторую половину года — из умеренных широт, принося потепление и влагу.
В течение полярной ночи океан не получает солнечного тепла, а во время полярного дня солнечное тепло поступает непрерывно. Однако лед и снег отражают 80 % солнечного тепла, поэтому поверхность океана и атмосфера над ним очень слабо прогреваются.
На свободных ото льда пространствах вода прогревается местами лишь до +0,5°С.
В морях летом температура воды от +2 °С до +6°С.
Вопрос: Почему соленость водных масс ниже среднеокеанической (32%о) – от 10%о до 31%о.
Ответ: происходит интенсивное таяние льдов, а также значительный приток речных вод
Вывод: Северный Ледовитый океан самый холодный океан Земли и самый пресноводный
Задание: Рассмотрите карту течений (рис.25, стр.51, прочитайте текст на стр. 97 учебника)
Какой вывод можно сделать?
Ответ: Под действием западных ветров из Северной Атлантики в Ледовитый океан входит мощный поток теплых вод из Североатлантического течения.
Вдоль берегов Евразии воды движутся с запада на восток.
Близ Чукотского моря зарождается мощное холодное Трансарктическое течение. Оно движется с востока на запад (от Берингова пролива до Гренландии).
Важной особенностью океана являются льды, покрывающие зимой до 9/10 его поверхности
Морские льды бывают: припайные и дрейфующие.
Припайные прикреплены к берегам и могут образовывать сплошные поля в несколько км. Образуются из однолетнего льда. Практически непроходимы для ледоколов.
Дрейфующие движутся под влиянием морских течений. Смесь ледниковых полей разного возраста. Редко бывают сплошными: изобилуют полыньями
Задание: Прослушав сообщение, прочитав текст учебника на стр.97-98, дайте описание органического мира.
Итак, холодный, суровый, лежащий на самой «макушке» Земли океан:
Вопрос: Имеет ли он хозяйственное значение для человека? Столь ли необходимо его освоение, связанное с риском и значительными затратами? (стр. 98 учебника).
Ответ: Шельф таит в себе большие запасы полезных ископаемых, но их разведка и добыча очень затруднены. На некоторых участках шельфа добывают руды олова и золота. На шельфе обнаружено несколько месторождений нефти. Они есть в Баренцевом море, на побережье Аляски, на дне моря Бофорта, близ устья реки Макензи
В 2007 году российские батискафы “Мир-1” и “Мир-2” первыми в мире достигли дна Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса. На дне океана установлен российский триколор из титанового сплава и оставлена капсула с посланием, будущим поколениям. “Наша задача – напомнить всему миру, что Россия является великой полярной и научно-исследовательской державой”, – это слова руководителя экспедиции Артура Чилингарова.
Используются в океане и биологические ресурсы. На приатлантических окраинах Ледовитого океана добывают рыбу, морских моллюсков, млекопитающих (тюленей, моржей) и водоросли
Главное в настоящее время — транспортное значение океана. Огромную роль в этом играет Северный Морской путь. По Северному морскому пути вдоль берегов России ежегодно проходят сотни судов. Они доставляют в отдаленные районы страны необходимые грузы (продовольствие, топливо, промышленные изделия и оборудование), вывозят оттуда лес, руды, нефть. Караваны судов проводят мощные ледоколы. При благоприятных условиях суда проходят трассу за 25 суток. В устьях рек расположены порты (Игарка, Дудинка, Тикси, Диксон).
Северный Ледовитый океан изучают люди, которых называют «полярниками». Несмотря на то, то человек вооружен мощной техникой, работать в Ледовитом океане трудно и опасно. Полярникам присущи, не только отвага и мужество, выносливость и трудолюбие, но и высокое профессиональное мастерство
Продолжите предложения:
- Я не зал, что.
- Я удивился, что.
- Я горд, что.
- Я узнал, что.
3. Домашнее задание: параграф 20, заполнить контурную карту «Северный Ледовитый Океан», подготовить творческое задание: составьте маршрут воображаемого путешествия по СЛО, рассказав о нем в классе.
Источник