Конспект урока по теме » Индийский океан» для 7 класса.
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Подробный конспект урока по теме » Индийский океан» для 7 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока » Индийский океан», 7 класс | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Индийский океан.
Цели: -называть и показывать географические объекты Индийского океана, его ресурсы, районы добычи полезных ископаемых, природные пояса, виды хозяйственной деятельности, крупнейшие порты;
Образовательная – способствовать формированию знаний обучающихся об Индийском
-познакомить учащихся с ПК океанов;
-дать хозяйственную оценку деятельности человека в океане;
-объяснять особенности рельефа дна, течения, климата.
океане.
Развивающая – развивать умения давать оценку природно-ресурсному потенциалу океана.
Воспитательная – развивать экологическую культуру обучающихся на примере понимания ценности океанов в жизни человека
Оборудование: карты: «Строение земной коры» B-7кл- 17, «Карта океанов»
На Мировой океан приходится свыше 96% всей воды нашей планеты. Материки и острова делят Мировой океан на отдельные океаны. Океаны – самые большие природные комплексы географической оболочки.
- Повторение терминов: природный комплекс, рельеф, платформа, водные массы, изотермы, географическое положение.
- Устный опрос .
— дать характеристику физико-географического положения Тихого океана;
— рассказать об исследовании океана;
— охарактеризовать виды хозяйственной деятельности, связанной с океаном.
М о р я: Берингово, Охотское, Японское, Коралловое, Фиджи, Тасманово, Амундсена, Веллинсгаузена.
З а л и в ы: Аляска, Колифорнийский.
О с т р о в а: Алеутские, Курильские, Сахалин, Японские, Филиппинские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Пасхи, Галапагос, Гавайские.
П о л у о с т р о в а: Камчатские, Корея, Малакка.
П р о л и в ы: Магелланов, Дрейка, Берингов.
- Географическое положение Индийского океана.
- Исследование океана.
- Климат.
- Органический мир.
- Виды хозяйственной деятельности.
Для характеристики географического положения Индийского океана используется фронтальная беседа, объяснение учителя и работа с контурной картой.
Изучение второго пункта плана ведется самостоятельно по учебникам.
Следующие пункты плана рассматриваются по группам. Класс делится на климатологов, гидрологов, биологов для выполнения заданий (см. Приложение 2). При прослушивании выступлений каждой группы класс заполняет таблицу:
Источник
Конспект урока на тему: «Индийский океан»
Конспект урока предназначен для изучения океанов
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Индийский океан»»
Конспект урока по географии на тему
1. сформировать представление об особенностях природы Индийского океана, познакомить учащихся с климатом, хозяйственным использованием Индийского океана
2. развивать умения работать с картографическим материалом, умение составлять характеристику географического объекта
3. воспитывать экологическую культуру.
карта полушарий, карточки.
I. Организация класса
II. Актуализация знаний в форме фронтального опроса
III. Изучение новой темы
1. характеристика географического положения Индийского океана
2. рассказ учителя о границах Индийского океана
3. первичное закрепление
4. работа по карточкам
5. заполнение таблицы
II. Актуализация знаний в форме фронтального опроса
Определите, что означают эти цифры:
а) 178,6 млн. кв. км – площадь Тихого океана
б) 710 млн. кв. км – объем воды в океане
в) 3980 м – средняя глубина
г) 11022 м – наибольшая глубина
д) 13 – морей в океане
е) 36,5 ‰ – средняя соленость
ж) +18,1 – средняя температура поверхностного слоя.
— Скажите, какую площадь занимает Тихий океан от общей площади Мирового океана?
— Это значительная цифра. Тихий – это самый глубокий и самый большой по площади океан (показ по карте).
-Кто первым из европейцев увидел Тихий океан?
— Почему он назвал его Тихим?
— Как называются опустошительные тропические ураганы?
Показ на карте Тихого океана и его морей.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с особенностями природы Индийского океана, узнаем о климате Индийского океана и его хозяйственном использовании.
План описания географического положения океана.
1. Какими материками ограничен океан.
2. Как океан расположен относительно экватора, тропиков и полярных кругов.
3. С какими океанами сообщается и где проходит граница между ними.
Особенность географического положения Индийского океана в том, что 84% его площади лежит в Южном полушарии. Он не имеет связи с Северным Ледовитым океаном.
— Назовите материки, ограничивающие Индийский океан (показ по карте).
2. Индийский океан расположен между материками Африкой, Австралией, Антарктидой и Азией.
Западной границей Индийского океана служит меридиан 20º в.д. на отрезке между Антарктидой и Африкой.
На С-В океан ограничен северным входом в Малаккский пролив, Ю-З и Ю берегами больших и Малых Зондских островов, Ю-З побережьем Новой Гвинеи до устья р. Бенебек, отсюда по воде до м. Йорк. На востоке граница проходит по берегу Австралии до м. Юго-Восточный, затем пересекает Басов пролив до С-З оконечности Тасмании, далее по ее западному берегу до м. Южный, до которого она идет по меридиану 147º в.д. (показ на карте).
— Где проходит Южный тропик?
Южный тропик проходит приблизительно на равном удалении от северных и южных границ океана. Индийский океан в северной части значительно обособлен от материков и архипелагов. Лишь в южной части он сообщается с Атлантическим и Тихим океанами.
— Скажите, по средством чего Индийский океан сообщается с Тихим и Атлантическим?
— К Индийскому океану относят 6 морей. Назовите эти моря и запишите их в тетрадь.
Общая площадь Индийского океана равна 76,2 млн. кв. км.
Откройте атласы на странице 18-19-й и определите среднюю и наибольшую глубину в океане.
Средняя глубина 3711 м, а наибольшая – 7729 м.
Средняя температура поверхностного слоя составляет +17º С.
Средняя соленость равна 36,5‰.
Работа по карте атласа.
— Покажите на карте Индийский океан и его границы.
— Найдите на карте проливы Индийского океана.
— Покажите острова Индийского океана.
— Найдите и покажите на карте моря Индийского океана.
— Покажите на карте заливы Индийского океана.
4. Работа в группах.
Сейчас я вам раздам карточки с набором текста и вопросами. Вы должны внимательно прочитать текст и ответить на вопросы. Затем вы познакомите класс со своей работой, все остальные заполняют таблицу.
Карточка №1. Климатические условия Индийского океана.
Особенности климатических условий Индийского океана определяется его географическим положением и конфигурацией материков. Индийский океан – самый теплый и самый соленый. Наиболее значительное влияние оказывает высокогорная и теплая в этих широтах, Азия и гористая, и очень холодная Антарктида. Широкое сообщение с Атлантическим и Тихим океаном, атмосферная и океаническая циркуляция также существенно влияют на климат океана.
Северная часть сильно подвержена континентальному воздействию. Крайние южные районы подвержены влиянию Антарктиды. В результате в Индийском океане наблюдается заметное различие климатических условий. Зимой над северной частью океана господствует С-В муссон. В полосе между 10-30º ю.ш. в течение всего года господствуют пассаты Ю-В направления, скорость которых не превышает 5 м/с.
Южнее, между 40º и 60º ю.ш. находится зона постоянных сильных западных ветров, скорость которых равна 10 м/с.
Над Индийским океаном атмосфера хорошо прогрета. Температура воздуха в декабре – феврале изменяется от +20 на севере до +27 на экваторе. Южнее она изменяется до +15 на 30º ю.ш. и до 0…+5 на 50º ю.ш. а в приантарктических районах до -5…0. Температура воздуха в июне – августе достигает +27…+26, у экватора +30..+31. Наблюдается понижение температуры в направлении Антарктиды до -18…-20. В районах, где протекают холодные течения, температура на несколько градусов ниже. Над Персидским заливом температура более высокая, чем над прилегающими территориями океана. Крайняя, С-В часть океана – один из переувлажненных районов Индийского океана, а С-З часть, наоборот, самая засушливая.
1. Рассмотрите климатическую карту Индийского океана и определите в каких климатических поясах он находится.
2. Назовите средние температуры января и июля, ГКО.
3. Какие факторы оказали наибольшее влияние на климат Индийского океана.
Карточка №2. Гидрологические условия.
В северной части океана высота волн зависит от времени года: зимой образуются волны высотой до 1 м. а летом при смене направлений ветра, дующего к берегу, высота волн достигает 2 м. В окраинных морях штормовые волны достигают 10-12 м. в зоне пассатов высота волн равна 2 м, штормовые волны – 3,5 м. При этом высота волн достигает 2-6 м, к З и В встречаются исключительно высокие волны в 15 и даже 20 м, но их повторяемость невелика.
В Индийском океане льды встречаются только на его южной окраине. Средняя кромка льдов в конце зимы проходит около параллели 60º ю.ш., но айсберги могут встречаться и севернее 40º ю.ш. Льдообразование начинается обычно в марте и к сентябрю достигают максимального положения. В октябре начинается таяние и разрушение льда, а в феврале его кромка занимает самое южное положение.
1. Работая с картой, назовите основные течения, господствующие в Индийском океане.
2. Волнения в океане.
3. Льды в океане.
Карточка №3. Виды хозяйственной деятельности.
Морская вода служит для получения пресной воды и химических веществ. В основном опреснение воды ведется в странах Аравийского полуострова и стран Персидского залива, где пресная вода очень ценна. Мощными опреснительными установками обладают Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Катар, Израиль. Химические вещества получают в меньшей степени, чем пресную воду, и в меньших объемах, чем в Тихом океане.
В отношении добычи морских организмов индийский океан уступает Тихому. Основные промысловые ресурсы располагаются в Аравийском море, Аденском заливе, в прибрежных зонах Индостана и Шри-Ланки. Значительную долю добычи занимают окуневые, морские угри, сардинелла, креветки. В относительно небольших объемах добывают лангустов, крабов.
В Индийском океане ведется добыча твердых полезных ископаемых: циркон – вдоль побережья Австралии. Индии; олово – вдоль берега Таиланда, Индонезии. Нефтегазоносные месторождения обнаружены на шельфе Южной Азии, западного берега Австралии.
1. Назовите основные виды хозяйственной деятельности.
2. Добыча каких полезных ископаемых ведется в Индийском океане? Каковы последствия?
5. Характеристика природы Индийского океана.
1. Большая часть океана находится в экваториальном и тропическом климатическом поясе.
2. Средняя температура января +20…+27…+15.
Средняя температура июля +27…+30…+18.
ГКО 3000 – 200 мм.
3. Географическое положение; атмосферная и океаническая циркуляция воздушных масс.
1. Летом господствуют С-В и В течения, зимой: Ю-З и З.
2. Высота волн зависит от времени года. Средняя высота волн 2-5 м, максимальная: 15-20 м.
3. льды встречаются только на его южной окраине. Льдообразование начинается в марте. В октябре начинается таяние льдов. Встречаются айсберги.
1. Морская вода служит для получения пресной воды. Добыча морских организмов.
2. Ведется добыча циркона – Индия; олово – Таиланд, Индонезия. Обнаружены нефтегазоносные месторождения. Добыча нефти и газа приводит к загрязнению океана, морей; погибают организмы в Индийском океане.
Я вам буду зачитывать особенности двух океанов, 1-й вариант записывает особенности Тихого океана, а 2-й – Индийского.
1. Этот океан занимает 1/3 поверхность Земли.
2. Большая часть этого океана лежит в Южном полушарии.
3. Этот океан самый большой и теплый.
4. В этом океане часто бывают тайфуны.
5. Береговая линия этого океана расчленена слабо.
6. Этот океан расположен во всех полушариях Земли.
7. Особенность климата этого океана – сезонные ветры муссоны.
8. В этом океане часто бывают ураганы.
9. Это самый глубокий из всех океанов.
10. Этот океан не имеет связи с Северным Ледовитым океаном.
11. Береговая линия этого океана то прямолинейна, то сильно расчленена.
12. Большая часть этого океана лежит в экваториальном, субэкваториальном и тропическом климатических поясах.
домашнее задание: § 34.
Сегодня за работу на уроке оценки получают (фамилии учеников и оценки).
Источник
Урок по географии на тему » Индийский океан»
Тема урока «Индийский океан»
Учащиеся должны знать:
— географическое положение и историю изучения Индийского океана;
— особенности рельефа дна океана;
— особенности климата и свойства водных масс океана;
— хозяйственное использование Индийского океана;
Учащиеся должны уметь:
— работать с различными источникам географической информации (картами атласа, учебником, справочниками, энциклопедиями);
-уметь составлять презентационные материалы, используя различные источники информации.
— анализировать и обобщать факты;
-выявлять причинно- следственные связи;
— составлять различные виды планов;
— производить поиск информации, анализировать, проверять подлинность полученной информации.
— уметь доказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников и педагога;
— уметь принимать позицию одноклассников.
— самостоятельно находить и решать учебную проблему;
-определять цели учебной деятельности.
— оценивать позитивное отношение к природе океана и основам рационального использования природных ресурсов океана.
Тип урока : практикум
Оборудование: физическая карта мира, атласы 7 класс , приложение №1, приложение №2
Организация учащихся на работу
Приветствие, проверка готовности к уроку
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Проверка номенклатуры (Приложение №1 , работа по карточкам)
Соотнесите географические объекты : Гавайские острова, о. Шпицберген, о-ва Зеленого Мыса, Берингово море, Мексиканский залив, Балтийское море, Японское море, Карское море, Бермудские о-ва, залив Аляска, о Новая Зеландия, Галапагоские о-ва, Малые Антильские острова.
II . Атлантический океан
III . Северный Ледовитый океан
Соотнесите географические объекты: Желтое море, море Лаптевых, Охотское море, о. Исландия, Калифорнийский залив, Северное море, Курильские острова, Большие Антильские острова, Новосибирские острова, Новая Земля, Саргассово море, Канарские острова, о. Сахалин
II . Атлантический океан
III . Северный Ледовитый океан
Сообщение темы и цели урока
Мы с вами изучаем Мировой океан.
Какие океаны мы с вами изучили?
Какой океан мы с вам не рассматривали?
Что вы можете сказать об Индийском океане? ( Предполагаемый ответ : называют острова, проливы, моря Индийского океана)
Какой источник информации вы использовали при ответе? ( Предполагаемый ответ: физическая карта мира)
А какие источник информации мы с вами используем на уроках географии? (Предполагаемый ответ: учебник, атлас, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета, презентации)
Как вы думаете, что необходимо для составление презентаций?
Что необходимо нам, что бы составить презентации об океане? Как вы думаете, какие цели необходимо поставить, что бы справиться с данной задачей? ( Предполагаемый ответ : наличие плана)
Практическая работа «Составление презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации»
Задание: составить презентационные материалы об Индийском океане, используя различные источники информации.
При работе воспользуйтесь планом (приложение№2).
Географическое положение Индийского океана
Индийский океан пересекается экватором в северной части.
Расположен в восточном и преимущественно в южном полушариях
Омывает берега Евразии, Африки, Австралии и Антарктиды.
Соединяется с Тихим и Атлантическим океанами.
Атлас. Карта «Индийский океан» стр.36
Крупные острова, полуострова, моря, заливы
Моря: Адаманское, Аравийское, Тиморское, Красное
Острова : Мадагаскар, Коморские, Сейшельские, Мальдивские, Зондские, Шри- Ланка
Полуострова : Аравийский, Индостан, Малакка, Сомали
Заливы : Аденский, Бенгальский, Большой Австралийский, Персидский
Атлас. Физическая карта мира стр. 2-3
Наибольшая глубина в Зондском желобе — 7729 м
Шельф имеет небольшую ширину, он значителен лишь у берегов Азии
Ложе океана разделено на три части срединно-океаническими хребтами : Аравийско- Индийский, Западно-Индийский, Восточно- Индийский
Атлас. Карта «Индийский океан», стр.36
Большая часть океана расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом, умеренном, субантарктическом поясах
Особенность климата океана – сезонные ветры муссоны в его северной части.
К югу от 10 с. ш. господствует юго- восточный пассат.
Самый теплый и самый соленный
Средняя температура поверхностных вод + 17
В Красном море соленость 42 промилле
Средняя соленость 35- 37 промилле
Теплые течения : Мозамбикское, Южное Пассатное, Муссонное , Течение Мыса Игольного
Холодные течения: Сомалийское, Западно –Австралийское, Западных Ветров
Атлас. Карта «Индийский океан», стр.36
Опреснение вод в странах Аравийского полуострова: Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Катар, Израиль
Добыча морских организмов в Аравийском море, Аденском заливе, в прибрежных зонах Индостана и Шри- Ланки
Добыча полезных ископаемых: олова- вдоль берега Мьянмы, Таиланда, Индонезии , нефти в Персидском заливе
Справочник школьника стр. 276
Оценивание работ учащихся
Соотнесите географические объекты : Гавайские острова, о. Шпицберген, о-ва Зеленого Мыса, Берингово море, Мексиканский залив, Балтийское море, Японское море, Карское море, Бермудские о-ва, залив Аляска, о Новая Зеландия, Галапагоские о-ва, Малые Антильские острова.
II . Атлантический океан
III . Северный Ледовитый океан
Соотнесите географические объекты: Желтое море, море Лаптевых, Охотское море, о. Исландия, Калифорнийский залив, Северное море, Курильские острова, Большие Антильские острова, Новосибирские острова, Новая Земля, Саргассово море, Канарские острова, о. Сахалин
II . Атлантический океан
III . Северный Ледовитый океан
Источник