В. Маяковский
Превращусь
не в Толстого, так в толстого,—
ем,
пишу,
от жары балда.
Кто над морем не философствовал?
Вода.
Вчера
океан был злой,
как черт,
сегодня
смиренней
голубицы на яйцах.
Какая разница!
Все течет.
Все меняется.
Есть
у воды
своя пора:
часы прилива,
часы отлива.
А у Стеклова
вода
не сходила с пера.
Несправедливо.
Дохлая рыбка
плывет одна.
Висят
плавнички,
как подбитые крылышки.
Плывет недели,
и нет ей —
ни дна,
ни покрышки.
Навстречу
медленней, чем тело тюленье,
пароход из Мексики,
а мы —
туда.
Иначе и нельзя.
Разделение
труда.
Это кит — говорят.
Возможно и так.
Вроде рыбьего Бедного —
обхвата в три.
Только у Демьяна усы наружу,
а у кита
внутри.
Годы — чайки.
Вылетят в ряд —
и в воду —
брюшко рыбешкой пичкать.
Скрылись чайки.
В сущности говоря,
где птички?
Я родился,
рос,
кормили соскою,—
жил,
работал,
стал староват.
Вот и жизнь пройдет,
как прошли Азорские
острова.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 24.05.2021. 24. 05 1940. -день рождения И. Б.
- 21.05.2021. ***
- 20.05.2021. Вероника Тушнова
- 14.05.2021. В. Маяковский
- 04.05.2021. Константин Константинович Вагинов. 1899 — 1934
- 03.05.2021. Саша Чёрный
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
В. Маяковский. Мелкая философия. Рус. Бел
Мелкая философия
на глубоких местах
Превращусь
не в Толстого, так в толстого, —
ем,
пишу,
от жары балда.
Кто над морем не философствовал?
Вода.
Вчера
океан был злой,
10 как черт,
сегодня
смиренней
голубицы на яйцах.
Какая разница!
Все течет…
Все меняется.
Есть
у воды
своя пора:
20 часы прилива,
часы отлива.
А у Стеклова
вода
не сходила с пера.
Несправедливо.
Дохлая рыбка
плывет одна.
Висят
плавнички,
30 как подбитые крылышки.
Плывет недели,
и нет ей —
ни дна,
ни покрышки.
Навстречу
медленней, чем тело тюленье,
пароход из Мексики,
а мы —
туда.
40 Иначе и нельзя.
Разделение
труда.
Это кит — говорят.
Возможно и так.
Вроде рыбьего Бедного[1] —
обхвата в три.
Только у Демьяна усы наружу,
а у кита
внутри.
50 Годы — чайки.
Вылетят в ряд —
и в воду —
брюшко рыбешкой пичкать.
Скрылись чайки.
В сущности говоря,
где птички?[2]
Я родился,
рос,
кормили соскою, —
60 жил,
работал,
стал староват…
Вот и жизнь пройдет,
как прошли Азорские
острова.[3]
3/VII — Атлантический океан.
1925
Дробная філасофія
на глыбокіх месцах
Ператваруся
не ў Талстога, так у тоўстага, —
ем,
пішу,
ад спякоты даўбня.
Хто над морам не філасофстваваў?
Вада.
Учора
акіян быў злы,
як чорт,
сёння
пакорлівей
галубкі на яйках.
Якая розніца!
Усё цячэ…
Усё змяняецца.
Ёсць
у вады
свая пара:
гадзіны прыліва,
гадзіны адліву.
А ў Стеклова
вада
не сыходзіла з пяра.
Несправядліва.
Дохлая рыбка
плыве адна.
Вісяць
плаўнічкі
як падбітыя крылцы.
Плыве тыдні,
і няма ёй —
ні дна,
ні покрыўкі.
Насустрач
павольней, чым цела цюленя,
параход з Мексікі,
а мы —
туды.
Інакш і нельга.
Падзел
працы.
Гэта кіт — кажуць.
Магчыма і так.
Накшталт рыбінага Беднага — абхопу ў тры.
Толькі ў Дзям’яна вусы вонкі,
а ў кіта
ўсярэдзіне.
Гады — чайкі.
Выляцяць у шэраг —
і ў ваду —
брушка рыбінкай шпігаваць.
Схаваліся чайкі.
У сутнасці кажучы,
дзе птушачкі?
Я нарадзіўся,
рос,
кармілі соскаю, —
жыў,
працаваў,
стаў старават…
Вось і жыццё пройдзе,
як прайшлі Азорскія
астрава.
Построчный перевод на белорусский язык Максима Троянович
Источник
Мелкая философия на глубоких местах
Превращусь
не в Толстого, так в то̀лстого, –
ем,
пишу,
от жары балда.
Кто над морем не философствовал?
Вода.
Вчера
океан был злой,
как черт,
сегодня
смиренней
голубицы на яйцах.
Какая разница?
Все течет…
Все меняется.
Рассыпается волна
и опять взбухать.
Горою кажется
на этаком расстоянии.
Тут и водоросль,
и вода,
и прочая труха –
обрастание!
Есть у воды своя пора,
часы прилива,
часы отлива.
А у Стеклова
вода
не сходила с пера.
Несправедливо.
Дохлая рыбка
плывет одна.
Висят плавнички,
как подбитые крылышки.
Плывет недели,
и нет ей ни дна,
ни покрышки.
Волны
друг друга
лупят плашмя́.
И так и этак,
то всыпят, то высыпят,
и вновь водословят,
звеня и шумя…
Диспут…
Это кит, говорят.
Возможно и так.
Вроде рыбьего Бедного –
обхвата в три.
Только у Демьяна
усы наружу,
а у кита
внутри.
Годы – чайки.
Вылетят в ряд –
и в воду –
брюшко рыбешкой пичкать.
Скрылись чайки.
В сущности говоря,
где птички?
Я родился,
рос,
кормили соскою, –
жил,
работал,
стал староват…
Вот и жизнь пройдет,
как прошли Азорские
острова.
Этот стих – скелет, который может и должен обрастать при моей помощи и вашей, товарищи поэты, мясом злободневных строк. Так строки про «обрастание» и «диспут» – новы. Другие – устаревшие – вычеркнуты. Таковым скелетом, например, была моя «Схема смеха».
Источник
Снова о Маяковском.
Недавно в постоянной передаче режиссера и продюсера Рудольфа Фурманова известный петербургский актер Олег Басилашвили рассказал о последнем публичном выступлении Владимира Маяковского перед комсомольской аудиторией, стенограмма которой у него хранится.
Это было, в отличие от всех предыдущих ярких выступлений «великого поэта революции» в Политехническом музее и других залах, выступление поистине трагическое. Если раньше зрители знали поэта, как блестящего полемиста и мастера остроумных реплик и ответов, которых сохранилось множество, то в этот раз Маяковский выглядел подавленным и практически не отвечал на грубоватые выкрики из зала, что тогда было в порядке вещей: публика была пролетарская.
В конце выступления,где он читал в основном лирические стихи, бесцеремонные комсомольские слушатели потребовали прочитать отрывки из поэмы «Хорошо».
Но Маяковский неожиданно прервал выступление и сошел со сцены. «Всё плохо» негромко сказал он, сев на ступеньки лестницы на сцену и. расплакался, закрыв лицо руками.
Известно, что эмоциональные срывы часто бывали у поэта и в молодости и потом, когда он стал уже маститым поэтом. Но они тогда были связаны с «делами сердечными». В это раз, причина была, видимо , более глубокая: Маяковский не только уже чувствовал политическую опалу, но и внутреннюю опустошенность. Неустроенность личной жизни только усугубляло дело.
В последней поездке в Америку, как рассказал Басилашвили, Маяковского увидел в нью-йорском кафе известный художник — эмигрант Юрий Аненнков, близко знавший поэта знавший в молодости. Маяковский был мрачен. Аненнков подсел к его столику, они разговорились. «Оставайтесь здесь, Владимир Владимирович» — предложил настоятельно Аненнков в конце разговора, — «в нынешней России вы перестанете быть поэтом». » Я уже стал чиновником — горько сказал Маяковский, — во мне всё внутри перегорело. Вот сейчас сюда приходили моя дочь с матерью. А во мне не возникло никаких чувств. Никаких. «. На этом они расстались.
Вскоре после возвращения на родину Маяковского не стало. Его выстрел в сердце и причины гибели обросли многими версиями — и правдоподобными и неправдоподобными. Несомненно был комплекс причин. Но главной была начавшаяся политическая травля. Юбилейная выставка Маяковского была в это смысле показательной — почти никто из друзей и коллег поэта на неё не пришел.
Маяковский был отвержен. И причиной отверженности стала недостаточная лояльность Сталину. У Маяковского нет стихов, прославляющих вождя. А к тому времени Сталин фактически стал вождем. Есть версия, что Маяковский был троцкист. Но она абсурдна — поэт был верный солдат партии, а партия отвергала Троцкого, как и многих к тому времени соратников Ленина.
Есть доля истины, видимо, в статье Александра Анрюхина «Маяковский застрелился из-за Сталина» (см. в инете), в которой предлагается политическая версия причин опалы Маяковского. Версия связанная больше с оппозиционной Сталину литературной деятельностью поэта предложена поэтом Кедровым — Челищевым «Маяковского убил Сталин», опубликованная в литературных дневниках поэта на этом сайте и в «Новых Известиях» (также в инете). Представляется, что эти версии дополняют друг друга, как и представление о том, что в сознании Маяковского сложилось уже впечатление, что революция пошла «не туда», в сторону создания бюрократического имперского государства, что несомненно противоречило взглядам поэта, судя по его сатирическим стихам о советских бюрократах и острым пьесам «Клоп и «Баня».
Что ж, революции пожирают не только своих детей -политиков, но и детей -поэтов. Он мог предугадать это. Не потому ли у Маяковского так много и послереволюционной грустной лирики.
Вот одно замечательное стихотворение, которое прочитал на упомянутом выше вечере на канале «Культура» Олег Басилашвили:
МЕЛКАЯ ФИЛОСОФИЯ
НА ГЛУБОКИХ МЕСТАХ
Превращусь
не в Толстого, так в толстого, —
ем,
пишу,
от жары балда.
Кто над морем не философствовал?
Вода.
Вчера
океан был злой,
как черт,
сегодня
смиренней
голубицы на яйцах.
Какая разница!
Все течет.
Все меняется.
Есть
у воды
своя пора:
часы прилива,
часы отлива.
А у Стеклова
вода
не сходила с пера.
Несправедливо.
Дохлая рыбка
плывет одна.
Висят
плавнички,
как подбитые крылышки.
Плывет недели,
и нет ей —
ни дна,
ни покрышки.
Навстречу
медленней, чем тело тюленье,
пароход из Мексики,
а мы —
туда.
Иначе и нельзя.
Разделение
труда.
Это кит — говорят.
Возможно и так.
Вроде рыбьего Бедного —
обхвата в три.
Только у Демьяна усы наружу,
а у кита
внутри.
Годы — чайки.
Вылетят в ряд —
и в воду —
брюшко рыбешкой пичкать.
Скрылись чайки.
В сущности говоря,
где птички?
Я родился,
рос,
кормили соскою, —
жил,
работал,
стал староват.
Вот и жизнь пройдет,
как прошли Азорские
острова.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 29.04.2015. Снова о Маяковском.
- 14.04.2015. Не заметили. О тематике творчества.
- 10.04.2015. Владислав Ходасевич Одно стихотворение.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Мелкая философия на глубоких местах (Маяковский)
← Атлантический океан | Мелкая философия на глубоких местах автор Владимир Владимирович Маяковский | Блек энд уайт → |
См. Стихи об Америке . Источник: Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Худож. лит., 1955—1961. Т.7. в ФЭБ |
Мелкая философия
на глубоких местах
Превращусь |
не в Толстого, так в толстого, — |
ем, |
пишу, |
от жары балда. |
Кто над морем не философствовал?
Вчера | |
океан был злой, | |
10 | как черт, |
сегодня |
смиренней |
голубицы на яйцах. |
Какая разница! |
Все течет… |
Есть |
у воды |
своя пора: |
20 часы прилива, |
часы отлива. |
А у Стеклова |
вода |
не сходила с пера. |
Дохлая рыбка |
плывет одна. |
Висят | |
плавнички, | |
30 | как подбитые крылышки. |
Плывет недели, |
и нет ей — |
ни дна, |
Навстречу |
медленней, чем тело тюленье, |
пароход из Мексики, |
а мы — |
туда. |
40 Иначе и нельзя. |
Разделение |
Это кит — говорят. |
Возможно и так. |
Вроде рыбьего Бедного [1] — |
обхвата в три. |
Только у Демьяна усы наружу, |
а у кита |
50 Годы — чайки. |
Вылетят в ряд — |
и в воду — |
брюшко рыбешкой пичкать. |
Скрылись чайки. |
В сущности говоря, |
Я родился, |
рос, |
кормили соскою, — |
60 жил, |
работал, |
стал староват… |
Вот и жизнь пройдет, |
как прошли Азорские |
Примечания
Черновой автограф в записной книжке 1925 г., № 33 (БММ); газ. «Вечерняя Москва», М. 1925, № 285, 14 декабря; газ. «Киевский пролетарий», Киев, 1926, № 25, 2 февраля; журн. «Лава», Ростов н/Д., 1926, № 2, февраль; «Испания. Океан. Гавана. Мексика. Америка»; Сочинения, т. 5.
В мае 1926 года Маяковский опубликовал в ленинградской «Красной газете» (вечерний выпуск, № 117, 20 мая) другую редакцию стихотворения. Однако в Собрание сочинений вошла первоначальная. (Вторую редакцию см. стр. 367).
Написано на борту парохода «Эспань». В записной книжке дата: «3 июля. Атлантический океан». В этот же день поэт писал в Москву:
«Жара несносная. Сейчас как раз прем через тропик… Направо начинает выявляться первая настоящая земля Флорида. (Если не считать мелочь вроде Азорских островов…)
Нельзя сказать, чтоб на пароходе мне было очень весело. 12 дней воды это хорошо для рыб и для профессионалов открывателей, а для сухопутных это много…» (см. В. Катанян, Маяковский. Литературная хроника. Государственное издательство художественной литературы, М. 1956, стр. 231—232).
При опубликовании стихотворения в «Вечерней Москве» фамилия бывшего редактора газеты «Известия ЦИК» Стеклова (строка 22) была заменена точками. Выступая в тот же день на диспуте «Больные вопросы советской печати», Маяковский сказал по этому поводу:
«Сегодня появилось в „Вечорке“ мое стихотворение „Мелкая философия на глубоких местах“. Редактор спросил: Можно ли не включать слова: „А у Стеклова вода не сходила с пера“? Если бы я тогда, когда писал, знал, что Стеклов не является уже редактором „Известий“, я бы вычеркнул эти слова сам, они были для меня ценны в работе. Я не протестовал, черкайте, потому что каждый включит свою фамилию на место вычеркнутого Стеклова, если захочет. Каждый может поставить себя: „а у Луначарского вода не сходила с пера“, „а у такого-то вода не сходила с пера“ и т. п. Это одно и то же. И если я не протестовал, то только из затаенного желания досадить сразу 30 человекам, а не только одному» (см. т. 12 наст. изд.).
Стеклов Ю. М. (1873—1941) — публицист и общественный деятель, первый редактор «Известий ЦИК» (1917—1925). Его длинные статьи — передовицы Маяковский иронически называл «стекловицами».
Источник