- Цусимское сражение: как японцам удалось разгромить русскую эскадру
- Дальний поход
- Артиллерия: пироксилин против шимозы
- Низкая скорость
- Кризис управления
- Ночной бой, прожекторы и торпеды
- 日本海大海戦 対馬沖の戦い / Ниппон-Кай Тай-кай-сен — Великое сражение Японского моря : Цусимский бой
- 110 лет Цусимскому морскому сражению
Цусимское сражение: как японцам удалось разгромить русскую эскадру
27-28 мая 1905 года русская 2-я Тихоокеанская эскадра была разгромлена японским флотом. «Цусима» стала нарицательным обозначением фиаско. Мы решили понять, почему эта трагедия произошла.
Дальний поход
Первоначально задачей 2-ой Тихоокеанской эскадры была помощь осажденному Порт-Артуру. Но после падения крепости на эскадру Рожественского возлагалась весьма туманная задача самостоятельного завоевания господства на море, которая без наличия хороших баз была труднодостижима.[С-BLOCK]
Единственный крупный порт (Владивосток) достаточно далеко находился от театра военных действий и имел слишком слабую для огромной эскадры инфраструктуру. Поход, как известно, проходил в чрезвычайно тяжелых условиях и сам по себе являлся подвигом, поскольку удалось без потерь в корабельном составе и серьезных аварий сосредоточить в Японском море армаду из 38 разнотипных кораблей и вспомогательных судов.
Командованию эскадрой и командирам кораблей приходилось решать массу проблем, начиная от тяжелейшей погрузки угля в открытом море и до организации досуга экипажей, быстро терявших дисциплину во время длительных однообразных стоянок. Все это, естественно, делалось в ущерб боевому состоянию, а проводимые учения хороших результатов не давали и дать не могли. И это скорее правило, чем исключение, поскольку в военно-морской истории не найдется примеров, когда эскадра, совершившая длительный тяжелый поход в отрыве от баз могла добиться победы в морском бою.
Артиллерия: пироксилин против шимозы
Нередко в литературе, посвященной Цусимскому бою, подчеркивается жуткое фугасное действие японских снарядов, рвавшихся даже от удара об воду, в противовес русским боеприпасам. Японцы в Цусимском бою стреляли снарядами с мощным фугасным действием, вызывавшим большие разрушения. Правда, у японских снарядов было и неприятное свойство рваться в стволах собственных орудий.[С-BLOCK]
Так, при Цусиме, крейсер «Ниссин» лишился трех из четырех орудий главного калибра. Русские бронебойные снаряды, снаряженные влажным пироксилином, обладали меньшим фугасным действием, а нередко прошивали легкие японские корабли, не разрываясь. Из двадцати четырех 305 мм снарядов, попавших в японские корабли восемь не разорвались. Так, в конце дневного боя повезло флагману адмирала Каммимуры крейсеру «Идзумо», когда русский снаряд с «Сисоя Великого»попал в машинное отделение, но, к счастью для японцев, не разорвался.
На руку японцам сыграла и значительная перегрузка русских кораблей большим количеством угля, воды и различных грузов, когда главный броневой пояс большинства русских броненосцев в Цусимском бою оказался ниже ватерлинии. А фугасные снаряды, которые не могли пробить броневой пояс, наносили жуткие по своим масштабам повреждения, попадая в обшивку кораблей.
Но одной из основных причин поражения 2-й Тихоокеанской эскадры стало даже не качество снарядов, а грамотное применение японцами артиллерии, сосредоточивших огонь на лучших русских кораблях. Неудачная для русской эскадры завязка боя позволила японцам очень быстро вывести из строя флагманский «Князь Суворов» и нанести гибельные повреждения броненосцу «Ослябя». Главным итогом решающего дневного боя стала гибель ядра русской эскадры — броненосцев «Император Александр III», «Князь Суворов» и «Бородино», а также быстроходного «Ослябя». Четвертый броненосец типа «Бородино» — «Орел» получил большое количество попаданий, но сохранил боеспособность.
Надо учесть, что из 360 попаданий крупных снарядов около 265 приходилось на долю вышеупомянутых кораблей. Русская эскадра вела менее сосредоточенный огонь, и хотя главной целью являлся броненосец «Микаса», в силу невыгодного положения русские командоры были вынуждены переносить огонь на другие корабли противника.
Низкая скорость
Преимущество японских кораблей в скорости стало существенным фактором, обусловившим гибель русской эскадры. Русская эскадра вела бой на скорости 9 узлов; японский флот — 16. Однако следует отметить, что большинство русских кораблей могли развивать куда больший ход.
Так, четыре новейших русских броненосца типа «Бородино» не уступали противнику в скорости, а корабли 2-го и 3-го боевых отрядов могли дать скорость в 12-13 узлов и преимущество противника в скорости не было бы столь значительным.
Связав же себя тихоходными транспортами, который все равно невозможно оказалось защитить от атак легких сил противника, Рожественский развязал руки противнику. Имея преимущество в скорости, японский флот вел бой в выгодных для себя условиях, охватывая голову русской эскадры. Дневной бой был отмечен рядом пауз, когда противники теряли друг-друга из вида и у русских кораблей был шанс прорыва, Но опять же невысокая эскадренная скорость приводила к тому, что противник настигал русскую эскадру. В боях 28 мая невысокая скорость трагическим образом отразилась на судьбе отдельных русских кораблей и стала одной из причин гибели броненосца «Адмирал Ушаков», крейсеров «Дмитрий Донской» и «Светлана».
Кризис управления
Одной из причин поражения в Цусимском бои стала безынициативность командования эскадрой — как самого Рожественского, так и младших флагманов. Каких-либо конкретных инструкций перед боем выработано не было. В случае выхода из строя флагмана, эскадру за собой должен был вести следующий в строю броненосец, держа заданный курс. Это автоматически сводило на нет роль контр-адмиралов Энквиста и Небогатова. А кто вел в дневном бою эскадру после выхода из строя флагмана?
Броненосцы «Александр III» и «Бородино» погибли со всем экипажем и кто реально вел корабли, заменяя выбывших командиров кораблей — офицеры, а может и матросы — это уже никогда не будет известно. Реально после выхода из строя флагмана и ранения самого Рожественского эскадра сражалась фактически без командующего.
Только вечером Небогатов принял командование эскадрой — точнее тем, что смог вокруг себя собрать. В завязке боя Рожественский начал неудачное перестроение. Историки спорят, мог ли русский адмирал перехватить инициативу, воспользовавшись тем, что ядру японского флота пришлось первые 15 минут вести бой, фактически сдвоив строй и проходя точку поворота. Гипотезы разные. но известно лишь одно — ни в тот момент, ни позже решительных действий со стороны Рожественского не последовало.
Ночной бой, прожекторы и торпеды
Вечером 27 мая после завершения дневного боя русская эскадра подверглась многочисленным атакам японских миноносцев и понесла серьезные потери. Примечательно, что были торпедированы только те одиночные русские корабли, которые включали прожекторы и пытались отстреливаться. Так погиб почти со всем экипажем броненосец «Наварин», а получившие попадания торпед «Сисой Великий», «Адмирал Нахимов» и «Владимир Мономах» затонули утром 28 мая.
Для сравнения, во время боя в Желтом море 28 июля 1904 года русская эскадра также подверглась атакам японских миноносцев в темное время суток, но тогда, соблюдая маскировку, успешно вышла из боя, а ночной бой ознаменовался бесполезным расходом угля и торпед, а также злоключениями японских миноносцев.
В Цусимском бою минные атаки, как и во время сражения в Желтом море, были плохо организованы — в результате многие миноносцы были повреждены огнем русской артиллерии или в результате аварий. Миноносцы № 34 и № 35 были потоплены, а № 69, затонул после столкновения с «Акацуки-2» (бывший русский «Решительный, незаконно захваченный японцами в нейтральном Чифу).
Источник
日本海大海戦 対馬沖の戦い / Ниппон-Кай Тай-кай-сен — Великое сражение Японского моря : Цусимский бой
Это очень странно. Обычно , как ?
Ну , например : «Шагреневая кожа» (фр. La Peau de Chagrin), 1830—1831) — роман Оноре де Бальзака . То есть , указан источник , с чего был сделан перевод . В нашем случае , даже на японском (sic!) сайте , дан перевод названия перевода. Вот здесь .
Выглядит название так :
日本海大海戦 対馬沖の戦い (露訳) (1915年刊の復刻版)
Ниппон-кай Тай-Кай-Сен. Великое сражение японского моря (Цусимский бой). Пер.с яп.яз. (Репринт с издания СПб.1915)
На обложке четвёртого издания , конечно , какие-то иероглифы нарисованы , но мне не перевести их. На титульном , вообще — дракон китайский там. Могли написать «Мойте руки перед едой» , например. Не удивлюсь..
В посте два издания этой книжки , 2-е и 4-е :
Ниппонъ-Кай Тай-Кай-Сенъ : Великое сраженіе японскаго моря (Цусимскій бой)
переводъ съ японскаго языка Вл. Семенова
Изданiе товарищества М.О. Вольфъ
С.-Петербургъ — Москва
1911
2-е издание ( с digar.ee) — PDF
4-е издание ( с mirknig.su , там уже прибито ) — PDF (reduced , оригинального не нашёл)
В .JPG не конвертировал.
Видел ещё ссылку на 3-е издание , на сайте Российской государственной библиотеки , но у меня туда нет доступа .
И репринт , современный существует .
Источник
110 лет Цусимскому морскому сражению
Морское сражение произошло 14-15 мая 1905 г. у острова Цусима в Корейском проливе во время русско-японской войны 1904-1905 гг. В Цусимском сражении со стороны России приняли участие 2-я Тихоокеанская эскадра и 1-й отряд 3-й Тихоокеанской эскадры под общим командованием вице-адмирала З.П. Рожественского, прибывшие с Балтийского моря на Дальний Восток для усиления 1-й Тихоокеанской эскадры. Японский флот значительно превосходил русский в бронировании – 61% против 40%, скорости хода – 16-18 узлов против 12-14 узлов у большинства русских кораблей и мощности артиллерийского огня.
Книга из фондов ЦВМБ посвящена бронированным кораблям Японии:
Тяжелые крейсера Японии от «Миоко» до «Тоне», линкоры типа «Ямато», эсминцы типа «Фубуки» спроектированы, опираясь на опыт Цусимского сражения. Тяжелые крейсера созданы и подготовлены для надводного морского боя, для первой фазы генерального сражения с численно превосходящим противником. Качество кораблей и подготовка личного состава должны были обеспечить победу японскому флоту.
Тяжелые крейсера полностью оправдали вложенные в них средства, о чем свидетельствуют результаты операций, в которых они участвовали.
Причинами русско-японской войны 1904-1905 гг. было господство над важными в стратегическом и экономическом отношениях районами Дальнего Востока, перераспределение сфер влияния в этом регионе мира. С конца XIX в. на Дальнем Востоке особо активную роль стала играть Япония, захватившая часть Китая.
Эти вопросы освещены в книгах из фондов ЦВМБ:
Книга посвящена русско-японской войне, вопросам государственной обороны, подготовке армии и флота к военным действиям, стратегии ведения боя, причинам поражения. В книге представлены снимки батальных картин художников.
В книге приведены выдержки из официальных документов, заявлений иностранной дипломатии, документы о русско-японских переговорах, полный перевод английской Синей книги по Маньчжурскому вопросу, японской Белой книги о русско-японских переговорах, статистические таблицы торговли Японии, Англии, Китая.
Это периодическое издание, в каждом выпуске которого собраны высочайшие приказы, телеграммы, письма, правительственные распоряжения, циркуляры Главного морского штаба, фотографии, описаны события, произошедшие за текущую неделю.
Книга рассчитана на специалистов-историков и широкий круг читателей, интересующихся дипломатической подготовкой войны, международными отношениями.
14 мая 1905 года в 14 час. японский флот сосредоточил всю силу огня против флагманского корабля – эскадренного броненосца «Князь Суворов», вывел его из строя, а через 15 мин. потопил броненосец «Ослябя».
События Цусимского боя отражены в следующих книгах из фондов ЦВМБ:
Евгений Сигизмундович Политовский – флагманский корабельный инженер 2-й Тихоокеанской эскадры. Образование получил в Морском инженерном училище императора Николая I, окончив его в 1897 г. До отправления эскадры на Восток служил в Адмиралтействе. Погиб в бою вместе с броненосцем «Князь Суворов».
Петр Александрович Вырубов родился в Москве в 1879 г. в старинной дворянской русской фамилии Вырубовых, окончил Морской корпус в Петербурге, после объявления войны с Японией назначен на броненосец «Князь Суворов». В Цусимском бою до конца оставался на корабле и до последнего отражал атаки противника. Даже когда к объятому пламенем броненосцу подошел миноносец «Буйный», чтобы забрать раненного адмирала Рожественского, лейтенант Вырубов, а также лейтенант Н.П. Богданов и прапорщик В. фон Курсель-Вернер отказались перейти на миноносец и до последней минуты жизни исполняли свой долг.
Книга воспоминаний Николая Семеновича Емельянова, служившего в должности строевого квартирмейстера на крейсере «Светлана» и участвовавшего в походе 2-й Тихоокеанской эскадры. Был свидетелем поражения русского флота в Цусимском бою, видел храбрость и мужество русских моряков. Экипаж крейсера «Светлана» повторил подвиг «Варяга».
Рожественский был ранен, командование потеряло централизованное управление. Только к 19 час. Н.И. Небогатов (командир 1 отряда 3-й Тихоокеанской эскадры) вступил в управление эскадрой. Эскадра понесла тяжелые потери – броненосцы «Князь Суворов», «Ослябя», «Император Александр 3», «Бородино». В ночном бою погиб эскадренный броненосец «Наварин», броненосные крейсера «Адмирал Нахимов», «Владимир Мономах» получили сильные повреждения и были затоплены экипажами. К утру 15 мая русская эскадра перестала существовать, хотя отдельные корабли, рассеявшись по проливу, вели неравный бой с противником.
В Цусимском сражении флот потерпел сокрушительное поражение, подобно которому не испытывал за всю свою двухвековую историю. Эскадренный миноносец, на котором находился раненый Рожественский, сдался в плен. Крейсера «Аврора», «Корея», «Олег» и др. ушли в нейтральные порты (Манила, Шанхай), где были интернированы. Крейсер «Изумруд» отказался выполнять приказ Небогатова о сдаче в плен, утром 15 мая оторвался от преследования и направился во Владивосток, но ночью наскочил на мель в бухте Св. Владимира. Опасаясь подхода японских сил, экипаж вынужден был взорвать крейсер.
Цусимский бой отражен и в книгах на иностранных языках из фондов ЦВМБ:
В книге приведены переводы донесений адмирала Того о Цусимском бое. Книга описывает бой русской эскадры с точки зрения неприятеля, а также последние минуты борьбы доблестных русских моряков.
В книге приведены отклики японских газет о Цусимском сражении и отчет адмирала Того.
События гибели 2-й Тихоокеанской эскадры нашли свое отражение в следующих книгах из фондов ЦВМБ:
В книге участник боя описывает события 14-15 мая 1905 г. Японская броненосная эскадра окружила 2-ю Тихоокеанскую эскадру, взяв ее в кольцо. Судна «Николай I», «Орел», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин» подали сигнал о сдаче в плен. Адмирал Н.И. Небогатов свое решение о сдаче в плен объяснял тем, что хотел спасти жизни 2000 моряков.
Заметки написаны автором в Японии во время плена. Описаны события, произошедшие после гибели крейсера, о том, как ему удалось спастись, находясь более 3 час. в воде. Приведена характеристика командующего Н.И. Небогатова и стечение обстоятельств, при которых он принял решение о сдаче в плен.
В фондах ЦВМБ находятся уникальные книги, воспоминания авторов, побывавших в японском плену, материалы судебного дела контр-адмирала Н.И. Небогатова:
Книги посвящены судебному процессу над командующим 3-й эскадрой Тихого океана контр-адмиралом Н.И. Небогатовым.
Книга представляет собой воспоминания о нахождении в плену у японцев капитана 1 ранга Георгия Селецкого.
Книга воспоминаний Ф.П. Купчинского, находившегося в плену у японцев в г. Мацуяма на острове Сикоку.
Анализ Цусимского сражения и гибели российского флота приведен в следующих книгах из фондов ЦВМБ:
На титульном листе книги находится оттиск печати с иероглифами. Книга поступила в фонды ЦВМБ из Маньчжурии из штаба пограничных войск. Автор всесторонне анализирует обстоятельства гибели русского флота и отдает должное мужеству русских моряков.
В книге сделан анализ Цусимского боя, приведены выводы специальной комиссии, состоявшей из руководителей флота.
Сначала он был секретным и опубликован в журнале «Морской сборник» лишь в 1917 г.
Отчет по потерям по флоту представлен в книге из фондов ЦВМБ:
В книге представлены таблицы потерь личного состава морских команд при обороне Порт-Артура, соотношений по характеру повреждений между пострадавшими в отдельных эскадренных боях, снимки осколков снарядов, извлеченных из раненых, схемы интенсивности потерь на судах разного типа.
Участникам русско-японской войны посвящена книга из фондов ЦВМБ:
В книге приведены биографические данные об участниках русско-японской войны (офицерский корпус, нижние чины, священники, сестры милосердия, частные лица, жертвователи) и их портреты.
Библиография
- Александров, Ю.И. Тяжелые крейсера Японии. Ч. 1 / Ю.И. Александров. – Самара, 2007. (2Ф/А465)
- Апушкин, В.А. Русско-японская война 1904-1905 гг. / В.А. Апушкин. –Москва, 1910. (ИВ6/А78-Р)
- Гинцбург, Б. К разъяснению загадок в Цусимском бою / Б. Гинцбург. – Санкт-Петербург, 1907. (КВ6/4Г49-К)
- Гиппиус, А.И. О причинах нашей войны с Японией: документы / А.И. Гиппиус. – Санкт-Петербург, 1905. (ИВ6/Г50-О)
- Дело Небогатова: в 2-х кн. – [Санкт-Петербург], [1906]. Кн. 2. В-З. (ОФ)
- Дмитриев, Н.Н. Броненосец «Адмирал Ушаков», его путь и гибель / Н.Н. Дмитриев. – Санкт-Петербург, 1906. (КВ6/3Д53-В)
- Крылов, Г. Подвиг «Светланы»: ист. очерк / Г. Крылов. – Пенза, 1957. (КВ6/К85-П)
- Купчинский, Ф.П. В японской неволе: очерки из жизни рус. пленных в Японии в г. Мацуяма на острове Сикоку / Ф.П. Купчинский. – Санкт-Петербург, 1906. (ИВ6/3К92-В)
- Летопись войны с Японией, 1904-1905 гг.– Санкт-Петербург,1904- 1905. – Вып. 25-48. (А768)
- Ниппон-кай Тай-кай-сен. Великое сражение Японского моря / Ниппон-кай Тай-кай-сен. – Санкт-Петербург, 1911. (КВ6/Н67)
- Политовский, Е.С. От Либавы до Цусимы: письма к жене флагманского корабельного инженера 2-ой Тихоокеанской эскадры Е.С. Политовского. – 3-е изд. – Санкт-Петербург, 1906. (КВ6/П50-О)
- Последние дни Второй Тихоокеанской эскадры [одного из участников Цусимского боя]. – Санкт-Петербург, 1906. (КВ6/3П62)
- Санитарный отчет по флоту за русско-японскую войну, 1904-1905 гг.: составлен комиссией морских врачей–участников войны.: в 3-х ч. – Кронштадт, 1915. Ч. 1-2. (ОФ).
- Селецкий, Г. 646 дней в плену у японцев / капитан 1 ранга Г. Селецкий. – Санкт-Петербург, 1910. (ИВ6/3С29)
- Proceedings of the United States Naval institute / United States Naval institute. Vol. 31. – Annapolis, 1905. (1004)
- Tamama, A.M. The battle of the Japan sea, may 27-28, 1905 / A.M. Tamama. – Tokyo, 1906. (B1922)
Уважаемые читатели, вы ознакомились с небольшой частью книг,
посвященных Цусимскому морскому сражению.
Приглашаем Вас посетить Центральную военно-морскую библиотеку и ознакомиться с ее уникальными фондами!
Источник