Весь комплекс моря с его синевой сочинительная связь

Сочинительная связь и сочинительные союзы

Сочинительная связь — это рав­но­прав­ная син­так­си­че­ская связь меж­ду одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния или про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве сложных.

Что такое сочинительная связь?

Любое выска­зы­ва­ние состо­ит из мини­маль­ных зна­чи­мых син­так­си­че­ских еди­ниц — слов, кото­рые соеди­ня­ют­ся в пред­ло­же­ние, пред­став­ля­ю­щее собой закон­чен­ное выска­зы­ва­ние, с помо­щью двух видов связи:

Рассмотрим, что такое сочи­ни­тель­ная связь.

Сочинительная связь в простом предложении

Этот вид син­так­си­че­ской свя­зи осу­ществ­ля­ет рав­но­прав­ные отно­ше­ния, во-первых, меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния. В пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, состав­ля­ю­щие его грам­ма­ти­че­скую осно­ву, и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны могут быть одно­род­ны­ми, например:

Деревья и тра­вы летом и в самом нача­ле осе­ни по-весеннему соч­ны и све­жи (М. Горький).

В этом про­стом пред­ло­же­нии несколь­ко пар одно­род­ных чле­нов предложения:

  • дере­вья и тра­вы — подлежащие
  • соч­ны и све­жи — сказуемые;
  • летом и в нача­ле осе­ни — обстоятельства.

Эти чле­ны пред­ло­же­ния не зави­сят друг от дру­га, то есть они рав­но­прав­ны. Они свя­за­ны меж­ду собой сочи­ни­тель­ным сою­зом «и» и пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ци­ей. Эти при­зна­ки ука­зы­ва­ют на то, что меж­ду ними суще­ству­ет сочи­ни­тель­ная связь.

Сочинительные союзы

Равноправная син­так­си­че­ская связь оформ­ля­ет­ся меж­ду глав­ны­ми и вто­ро­сте­пен­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния с помо­щью сочи­ни­тель­ных сою­зов. Перечислим их в соот­вет­ствии с их грам­ма­ти­че­ским значением:

Сочинительная связь суще­ству­ет не толь­ко меж­ду вто­ро­сте­пен­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­ны­ми отдель­ны­ми сло­ва­ми, но и меж­ду одно­род­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми, выра­жен­ны­ми рас­про­стра­нен­ны­ми при­ло­же­ни­я­ми, при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, или обсто­я­тель­ства­ми — дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, напри­мер:

Был серый , непри­ят­ный день , с холод­ным пас­мур­ным небом и про­ни­зы­ва­ю­щим вет­ром , коле­бав­шим кое-где сугро­бы сухо­го сне­га и сви­стев­шим в обна­жен­ных при­до­рож­ных кустах и дере­вьях (В. Короленко).

Облако п омча­лось вниз по скло­ну, чудо­вищ­но раз­рас­та­ясь вверх и в сто­ро­ны и пре­вра­ща­ясь быст­ро в лило­во -чер­ную тучу (В. Обручев).

Видеоурок «Сочинительные и подчинительные союзы»

Примеры простых предложений с сочинительной связью

На дво­рах и домах снег лежит полот­ном и от солн­ца бле­стит раз­но­цвет­ным огнем (И. С. Никитин).

Дождь при­ни­мал­ся гудеть широ­ко и ров­но и на дво­ре , и в саду , и в пере­ул­ке , и на пусты­ре ( В. Г. Короленко).

Дом весь был окру­жен эти­ми вида­ми, этим воз­ду­хом , да поля­ми , да сада­ми (И. Гончаров).

Лошадь упи­ра­лась, шла неохот­но. Приходилось не толь­ко пону­кать её лозой, но и тянуть за узду (В. Солоухин).

Кое-где по доро­ге попа­да­ет­ся угрю­мая раки­та или моло­дая берез­ка с мел­ки­ми клей­ки­ми листья­ми (Л. Толстой).

Сочинительная связь в сложносочиненном предложении

Этот вид син­так­си­че­ской свя­зи объ­еди­ня­ет про­стые рав­но­прав­ные пред­ло­же­ния в слож­ное, кото­рое назы­ва­ет­ся слож­но­со­чи­нен­ным.

Но вот солн­це ста­ло опус­кать­ся к запа­ду, и из-за хол­ма неожи­дан­но пока­за­лось седое обла­ко (А. Коптяева).

В слож­но­со­чи­нен­ном пред­ло­же­нии уже не отдель­ные сло­ва, чле­ны пред­ло­же­ния, а про­стые пред­ло­же­ния объ­еди­ня­ют­ся в выска­зы­ва­ние, выра­жа­ю­щее закон­чен­ную мысль. Их объ­еди­ня­ет инто­на­ция и те же сочи­ни­тель­ные сою­зы как при­знак син­так­си­че­ско­го рав­но­пра­вия состав­ля­ю­щих ком­по­нен­тов слож­но­го предложения.

От про­сто­го пред­ло­же­ния отли­ча­ем слож­но­со­чи­нен­ное по нали­чию в нём двух и более грам­ма­ти­че­ских основ.

Между про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми с сочи­ни­тель­ной свя­зью суще­ству­ет зна­че­ние одно­вре­мен­но­сти, после­до­ва­тель­но­сти, чере­до­ва­ния дей­ствия, вза­и­мо­ис­клю­че­ния и пр.

Примеры сложносочиненных предложений

Между тем впе­ре­ди, сквозь дере­вья, сверк­ну­ла вода , и вско­ре дорож­ка при­ве­ла к боль­шо­му озе­ру (В. Солоухин).

День без­вет­рен­ный , но моро­зец креп­кий , январ­ский (А. Бек).

Ни обла­ка на туман­ном бело­ва­том небе, ни малей­ше­го вет­ра на снеж­ных рав­ни­нах (С. Аксаков).

Из-за плет­ней слав­но попа­хи­ва­ет отсы­рев­ши­ми лопу­ха­ми, кра­пи­вой и горь­ко­ва­той полы­нью, а потом набе­жит вете­рок , дох­нет пря­мо в лицо све­жим пече­ным хле­бом (Г. Скребицкий).

Сочинительная связь в сложноподчиненном предложении

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии сочи­ни­тель­ной свя­зью соеди­ня­ют­ся одно­род­ные при­да­точ­ные части одно­го вида с помо­щью сочи­ни­тель­ных сою­зов, например:

Вода в затоне зады­ми­лась, точ­но её подо­жгли или слов­но над плё­сом под­ня­лась водя­ная пыль (Е. Пермитин).

Придаточные части срав­не­ния соеди­не­ны с глав­ным пред­ло­же­ни­ем под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми «точ­но» и «слов­но», а меж­ду собой — сочи­ни­тель­ным раз­де­ли­тель­ным сою­зом «или».

Примеры сочинительной связи в сложноподчиненных предложениях

А когда листья высох­нут и тра­ва сде­ла­ет­ся похо­жей на моло­дое сено, запах ста­нет эфирно-легким и осо­бен­но души­стым (М. Алексеев).

Бывают осен­ние ночи, оглох­шие и немые, когда без­вет­рие сто­ит над чер­ным леси­стым кра­ем и толь­ко к оло­туш­ка сто­ро­жа доно­сит­ся с дере­вен­ской око­ли­цы (К. Паустовский).

По мере того как под­ни­ма­ет­ся солн­це и разо­гре­ва­ет­ся воз­дух , кап­ли на теле­граф­ной про­во­ло­ке начи­на­ют сли­вать­ся одна с дру­гой и редеть (М. Пришвин).

Только неко­то­рые из окрест­ных жите­лей уме­ли по при­ме­там про­би­рать­ся через это опас­ное место, где ковар­ная зелень мхов обма­ны­ва­ет неопыт­но­го пут­ни­ка и трост­ник скры­ва­ет ямы (М. Лермонтов).

Видеоурок «Сочинительные союзы (7 класс)»

Источник

Синтаксис
Итоговая контрольная работа

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 14.

(1) Лётчик вышел, тяжело качаясь, из кабины, упал на нагретую солнцем щебёнчатую землю и так пролежал без движения несколько часов. (2) Только к концу дня, когда солнце начало клониться к закату, он пошевелился, открыл глаза и прислушался. (3) Ему показалось, что солнечный свет шумит усыпительно и равномерно. (4) Загадочный этот звук заставил его сесть и осмотреться.

(5) Он лежал в кустах низкорослого цветущего боярышника на склоне горы, падавшей отвесной стеной в море, а оно спокойно несло к подножию этой горы прозрачные волны. (6) Переливы этих волн колебали на листве боярышника слабые отблески.

(7) Лазурь простиралась вокруг от земли до зенита — густая и чуть туманная, рождённая великим безветрием южной благословенной страны.

(8) Среди кустов боярышника были разбросаны, как брызги золотой воды, венчики дрока. (9) А над боярышником и дроком просвечивало небо. (10) На нём застыли на той страшной высоте, где он только что был, облака, похожие на розовые перья.

(11) Хотелось пить. (12) Флягу он оставил в кабине.

(13) Где-то далеко, почти на самом краю земли, прокричал петух, а в кустах затрещала, вертясь, какая-то крошечная птица с красным горлом.

(14) — Земля! — сказал лётчик и погладил листья боярышника. (15) — Скоро вечер. (16) Пожалуй, запоют соловьи.

(17) Земля! — повторил он громче, и тяжёлый железный комок подкатил к горлу. (18) Он плакал, не скрываясь. (19) Он плакал и думал, что имеет на это право. (20) Никогда до этих пор он не знал, не видел, не думал, что Земля так трогательна и так нежна.

(21) — За одну минуту. — сказал он медленно и остановился. (22) — За одну минуту жизни на этой Земле я отдам всё. (23) За одну минуту!

(24) Голова у него кружилась. (25) В кустарнике что-то мелькнуло — белое и лёгкое, и он закричал:

(27) Он кричал, он звал кого-то, но даже не слышал собственного голоса. (28) Он не видел, как девочка лет двенадцати, обыкновенная мечтательная девочка, любившая бродить по склонам этой горы и представлять себя Золушкой, изгнанной из дому, — бежала к нему.

(29) Она задыхалась. (30) Она сразу поняла, что произошло, что это лежит разбившийся лётчик. (31) Она плакала и не вытирала слёз, они слетали с её побледневших щёк и брызгали на её руки и светлое платье, но после каждой тяжёлой слезы глаза девочки сияли всё больше и больше.

(32) Лётчик, очнувшись, увидел в этих глазах всё, чего только можно ждать хорошего от жизни: лазурь, и блеск, и нежность, и страх за его жизнь, и любовь, такую же робкую, как венчик совершенно крошечного горного цветка, щекотавшего его щеку.

(33) — Вы оттуда? — спросила шёпотом девочка.

(34) — Да. (35) Я оттуда.

(36) — Я помогу вам. (37) Пойдёмте! — сказала она, всё ещё плача. (38) Лётчик протянул ей руку. (39) Она взяла её и вдруг прижалась к его руке заплаканными глазами.

(40) — Земля! — сказал лётчик, пытаясь подняться. (41) — Ты — земля! (42) Ты — радость!

(43) У него всё время кружилась голова.

(44) — Да, да, — торопливо повторяла девочка, не понимая, о чём говорит лётчик. (45) — Вы обопритесь на меня. (46) Я сильная.

(47) Лётчик взглянул на её худенькие загорелые руки, все в веснушках, и ласково потрепал их.

(По К. Паустовскому)

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему лётчик заплакал?»

1) — Земля! — сказал лётчик и погладил листья боярышника.

2) — Земля! — повторил он громче, и тяжёлый железный комок подкатил к горлу.

3) Он плакал и думал, что имеет на это право.

4) Никогда до этих пор он не знал, не видел, не думал, что Земля так трогательна и так нежна.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) А над боярышником и дроком просвечивало небо.

2) Среди кустов боярышника были разбросаны, как брызги золотой воды, венчики дрока.

3) Ему показалось, что солнечный свет шумит усыпительно и равномерно.

4) Лётчик взглянул на её худенькие загорелые руки, все в веснушках, и ласково потрепал их.

3. Из 28-го предложения выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от следующего за ней согласного.

4. Из 38 — 40-го предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение, присоединение».

5. Из 7 — 8-го предложений выпишите слово, в котором правописание н/нн в суффиксе определяется тем, что это краткое страдательное причастие.

6. Замените разговорное слово затрещала в 13-м предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: закричала (запела)

7. Замените словосочетание железный комок, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: комок из железа

8. Выпишите грамматическую основу 4-го предложения.

Ответ: звук заставил

9. Среди 8 — 14-го предложений найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую при вводном слове.

Пожалуй, (1) запоют соловьи. Он плакал, (2) не скрываясь. Он плакал и думал, (3) что имеет на это право.

11. Укажите количество грамматических основ в 32-м предложении.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Где-то далеко, (1) почти на самом краю земли, (2) прокричал петух, (3) а в кустах затрещала, (4) вертясь, (5) какая-то крошечная птица с красным горлом. На нём застыли на той страшной высоте, (6) где он только что был, (7) облака, (8) похожие на розовые перья.

13. Среди 27 — 32-го предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди 27 — 32-го предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Вариант 2

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 14.

(1) Однажды японцы привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов. (2) А когда туристы возроптали: «Мы приехали Японию смотреть, а не сидеть без дела на одном месте», — японцы вежливо возразили и показали программу. (3) В ней было написано: с 9 до 11.30 утра — любование.

(4) Так вот — любование. (5) В этом, видимо, весь секрет постижения красоты. (6) Согласитесь, что, если человека привезти на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увезти от моря подальше, — это одно. (7) Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживёт несколько дней, то это совсем другое. (8) Весь комплекс моря с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, волнующей игрой красок, с необъятным простором, с корабликами, проплывающими вдали, с чайками и облаками — всё это наполнит вас, очистит, облагородит, останется навсегда, но этого не произойдёт, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или увидеть эту красоту из окна поезда.

(9) Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо с красивыми облаками, — у меня появлялось чувство, похожее на досаду. (10) «Господи, — говорил я, — такое мне дано, но ведь с этим же что-то тебе делать надо!»

(11) Потом я понял: нужно остановиться и смотреть. (12) Любоваться. (13) Созерцать, исцеляя душу. (14) Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты. (15) Только тогда красота, которой конца-краю нет, пригласит тебя в собеседники, только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт, только тогда она и приносит радость.

Ответами к заданиям 1 — 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

1. Какое утверждение отражает позицию автора данного текста?

1) Секрет постижения красоты в активном воздействии на неё.

2) Изучение природы — дело специалистов.

3) Любование красотой природы — бесполезное занятие.

4) Природой надо любоваться неторопливо.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Однажды японцы привезли европейских туристов на поляну, с которой хорошо видна гора Фудзияма, и оставили их там на несколько часов.

2) Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживёт несколько дней, то это совсем другое.

3) Потом я понял: нужно остановиться и смотреть.

4) Любоваться. Созерцать, исцеляя душу.

3. Из 8-го предложения выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от следующего за ней согласного.

4. Из 15-го предложения выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение».

5. Из 9-го предложения выпишите глагол, в котором правописание безударного личного окончания является исключением из правила.

6. Замените книжное слово возроптали во 2-м предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: пожаловались (возмутились)

7. Замените словосочетание уголок леса, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: лесной уголок

8. Выпишите грамматическую основу 14-го предложения.

Ответ: надо остановиться

9. Среди 1 — 8-го предложений найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую при вводном слове.

Согласитесь, (1) что, (2) если человека привезти на берег моря, (3) показать ему катящиеся валы прибоя, (4) а через минуту увезти от моря подальше, (5) — это одно.

В этом, (6) видимо, (7) весь секрет постижения красоты.

11. Укажите количество грамматических основ в 9-м предложении.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Весь комплекс моря с его синевой, (1) запахом, (2) шелестением или грохотом волн, (3) волнующей игрой красок, (4) с необъятным простором, (5) с корабликами, (6) проплывающими вдали, (7) с чайками и облаками — всё это наполнит вас, (8) очистит, (9) облагородит, (10) останется навсегда, (И) но этого не произойдёт, (12) разумеется, (13) если взглянуть и тотчас уйти или увидеть эту красоту из окна поезда.

13. Среди 1 — 8-го предложений найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди 9 — 15-го предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Источник

Читайте также:  Морские сражения черного моря
Оцените статью