Виды освоения мирового океана

Освоение мирового океана

Освоение ресурсов океана ведется по многим направлениям. Это стало возможным на основе достижений научно-технического прогресса, отмечаемого в послевоенные годы, когда были созданы принципиально новые технические средства для осуществления сложных комплексных океанических проектов. Освоение ресурсов Мирового океана — это комплексная общегосударственная, постоянно действующая программа высшего уровня, характеризующаяся специфическим конечным результатом освоения рассматриваемых ресурсов. Такое определение позволяет характеризовать Мировой океан как сложную динамическую систему ресурсов, освоение которых проводится по различным, специфическим для каждого из них, направлениям. К настоящему времени, сформировались основные направления освоения океана. Использование биоресурсов, в качестве коммуникаций, в политических целях, фундаментальных, научных исследованиях, рекреационной зоны и укрепления морских берегов, человечеством освоены с древних времен[5]. А такие направления как: использование океана в качестве жизненной среды; освоение минеральных, химических и энергетических ресурсов; как источник пресной воды; для прокладки коммуникаций сухопутного транспорта и связи; размещения предприятий; захоронения и уничтожения отходов; воздействия на природу и климат; проведения аварийно-спасательных работ и охраны окружающей среды слабо освоены или находятся на стадии изучения.

Этапы освоения мирового океана:

На первом этапе изучается теоретическая возможность использования того или иного вида ресурсов для удовлетворения потребностей народного хозяйства, делается вывод о практической возможности его использования при данном уровне науки и техники. Проводятся необходимые для этого экспериментальные и лабораторные работы. Обосновывается и формулируется постановка вопроса на освоение данного вид ресурса.

Второй этап начинается создания научных, проектных и промышленных предприятий со своей инфраструктурой, то есть с комплексного развития направления в целях освоения ресурса в практических условиях. Начинают развиваться и формироваться связи направления с другими отраслями промышленности и сферами народного хозяйства. Завершается этап вводом в промышленную эксплуатацию первых предприятий по освоению рассматриваемого ресурса, что соответствует уровню направления «Начало практической реализации». Потенциальные возможности направления предполагают быстрое развитие его в объемных показателях.

Читайте также:  Бассейн индийского океана реки евразии

Третий этап характеризуется полным и всесторонним освоением ресурса, быстрым и устойчивым ростом объемов производства, установлением прочных двусторонних связей с другими отраслями промышленности и сферами народного хозяйства в целом, развитием международных связей. Удельный вес продукции направления повышается в общем балансе материальных ресурсов одной или многих старн и приобретает существенное значение. Третий этап работ завершается таким уровнем освоения ресурса, который характеризуется объемами производства, близкими к теоретически возможным или необходимым для народного хозяйства.

Четвертый этап – это эксплуатация ресурса на достигнутом необходимом или максимально возможном уровне. Он характеризуется комплексным освоением ресурса. На уровне зрелости происходят изменения объемов производства. А так же изменение потенциального и разведанного объемов ресурса и другими факторами. Освоение ресурса на этом этапе осуществляется всесторонне за счет использования новейших научно-технических достижений и распространяется в конечном итоге практически на все страны. Экономические результаты освоения ресурса оказывают влияние на народное хозяйство отдельных или групп стран, что особенно наглядно демонстрируется на примере освоения нефтегазовых месторождений Северного моря Великобританией, Норвегией и другими странами. Анализ уровней освоения ресурсов океана показывает, что разные направления находятся на различных уровнях своего развития.

Наиболее развиты направления, которые издревле сформировались и использовались человек он заре своего развития. Это судоходство, промысел и использование океана в военных целях. Такие направления как использование солнечной и ветровой энергии в Мировом океане и воздействие на климат находятся на уровне постановки вопроса[6].

Источник

Особенности освоения ресурсов Мирового океана.

Проблема Мирового океана в последнее время значительно обострилась в связи с интенсификацией использования его ресур­сов в широком понимании, включая сюда и транспортные, и рекре­ационные. Общая стоимость мировой продукции морехозяйства до­стигает уже 400 млрд долл., в том числе: подводной добычи нефти и газа — 200 млрд, продукции морского транспорта 100 млрд, рыб­ного хозяйства 50 млрд, морского туризма 40 млрд долл.

По темпам роста морехозяйство в 2—3 раза опережает мировое хозяйство в целом. Это связано в первую очередь с продолжающим­ся разделением труда, интернационализацией мировой экономики и развитием мирового судоходства, доля которого в работе мировой транспортной системы за последние 40 лет выросла с 52% до 62%. Высоки темпы роста морской (преимущественно шельфовой) горно­добывающей промышленности — доля морской добычи нефти и газа достигла уже 1/4 объема мировой добычи этих энергоносите­лей. Четко прослеживается процесс сдвига к морю промышленно­сти, транспортных предприятий, рекреационной деятельности, ве­дущего к образованию высоко насыщенной экономическими объек­тами контактной зоны «суша-море».

Возрастает антропогенное воздействие на эту зону. В 50-кило­метровой прибрежной зоне (всего 12% всей мировой суши) сосре­доточено 40% городского и 29% всего населения мира. В Северной Америке эта доля достигает 32%, в Европе — 29%, в Азии — 27%, в Австралии и Океании — 79%. Суммарное население порто­вых городов-миллионеров превышает уже 400 млн жителей.

Другой особенностью процесса освоения океанических ресурсов является его резкая пространственная неравномерность, с одной стороны, и высокая степень акватерриториальной концентрации хо­зяйственной деятельности — судоходства, рекреации, добывающей промышленности — с другой. 20% мирового контейнерного оборо­та сосредоточено в четырех портах из 200, осуществляющих кон­тейнерные операции. Из общего мирового объема морских перево­зок, составляющего около 3,6 млрд т в год, 0,5 млрд т поступает в порты восточного побережья США, по 0,9 млрд т — в порты Северо-Западной Европы и Японии, т.е. на три этих портовых зоны при­ходится 2/3 мирового морского порта.

Процесс освоения ресурсов Океана проходит в чуждой для чело­века среде, и не только из-за непогоды, волн, тайфунов, цунами и т.д. По мере все большего проникновения человека во внебереговую, акваториальную зону усиливается противоречивость, даже кризисность этого процесса, вызванные ростом аварийности морехозяйства. Этому способствует и высокая пространственная концент­рация морехозяйственной деятельности. Нарушение правил эксплу­атации, неадекватность техники безопасности при быстром росте масштабов морехозяйства приводят к тяжелым авариям на нефтя­ных буровых платформах в шельфовой зоне, в судоходстве. Одной из крупнейших экологических катастроф стала авария супертанке­ра «Амако Кадис» 16 марта 1978 г. у северо-западных берегов Фран­ции, в результате которой в море попало более 200 тыс. т нефти. Чрезвычайно тяжелые последствия аварии танкера «Валдия» у бе­регов Аляски в 1988 г. Несколько серьезных аварий произошло на буровых платформах в Северном море. Отсюда постоянно возраста­ющие требования к надежности технических и технологических си­стем обеспечения функционирования отраслей морехозяйства, что в свою очередь ведет к устойчивому росту капиталоемкости всей морехозяйственной деятельности.

Стоимость морской добычи нефти более чем на порядок выше, чем континентальной с учетом приведенных капитальных затрат. Морской транспорт, считающийся самым дешевым видом массово­го транспорта (низкая себестоимость морских перевозок в зна­чительной мере и обеспечила высокие темпы развития мирового хозяйства на базе дешевых энергоносителей в 60-е гг.) по мере специализации и обострения конкуренции между судоходными ком­паниями также требует все больших капиталовложений, в частно­сти в процесс контейнеризации, в морские перевозки сжиженного газа.

Характерно для современного этапа освоения ресурсов Мирового океана все более тесное переплетение отдельных видов морехозяй­ственной деятельности, тесное сращивание чисто акваториальных хозяйственных структур с береговыми и даже внутриконтинентальными, что приводит к формированию различного рода акватерриториальных производственных комплексов, в частности портово-промышленных образований.

Особое значение приобретает международная составляющая мо­рехозяйства. В акваториальной зоне процесс интернационализации хозяйства проявляется более ярко, чем по мировому хозяйству в целом. Акватория Мирового океана стала ареной быстрого развер­тывания и проникновения транснациональных корпораций, напри­мер, в нефтегазодобывающей шельфовой зоне Северного моря. По­литическое соприкосновение национальных морехозяйственных си­стем выявляется здесь особенно четко.

Отсюда особая чувствительность морехозяйственных систем к политическим изменениям, к смене расстановки политических сил, образованию экономических и военно-политических блоков. Быст­ро меняются традиционные представления о свободе морей, о «ничейности» океанических ресурсов. Проблема «присвоения» океани­ческих пространств в известной мере решается принятием целым рядом государств III Конвенции по морскому праву «Хартии мо­рей». События в Персидском заливе лишний раз свидетельствуют о втягивании обширных океанических пространств в военно-полити­ческие конфликты, что усиливает военную угрозу, резко нарушает развитие международных экономических связей, дестабилизирует политическую и экономическую обстановку в обширных регионах. Все это требует гораздо большего внимания к разработке политиче­ской географии Океана, которая должна изучать политико-гео­графические условия (и перспективы их изменения) функциониро­вания мирового морехозяйства и их влияние на судоходство, на формирование всемирного и региональных фрахтовых рынков, на использование всемирного и региональных фрахтовых рынков, на использование ресурсов шельфовой зоны, на стратегическую си­туацию (размещение баз, право и запрет на заход военных кораб­лей в порты и т.д.), на конфигурацию трансокеанических воздуш­ных линий.

На отдельных этапах участие и проникновение транснациональ­ных монополий в различные отрасли морехозяйства проходит рань­ше и интенсивнее, чем на суше. Усиливающийся их контроль над перевозками связан со стремлением гарантировать каналы реализа­ции продукции в условиях усиления конкурентной борьбы на миро­вом рынке. По мере увеличения доли внутрикорпорационных пере­возок морской транспорт все в большей степени становится «произ­водственным» транспортом ТНК. Через свои судоходные филиалы ТНК контролируют 60% перевозок нефти, 42% — нефтепродук­тов, 50% — бокситов, 43% — глинозема, 55% — железной руды. Крупнейшими судовладельцами являются нефтяные корпорации «Эксон», «Сокал», «Галф ойл», «Мобил ойл», «Бритиш петролеум», ме­таллургические корпорации «Юнайтед Стейтс стил», «Бетлехем стил корпорейшен» и др.

Такой высокий уровень участия ТНК в транспортировке сырья позволяет им контролировать движение фрахтовых ставок путем создания дефицита или излишков тоннажа. Так, избыточный тон­наж позволил ТНК через демпинговые цены на транспортные услу­ги компенсировать снижение прибылей, вызванных колебаниями цен на нефть.

Несмотря на то, что освоение океанических пространств нача­лось позже, чем освоение суши, и приходит более выборочно, антропогенное воздействие на акваторию и прибрежные зоны ощуща­ется сильнее. Это вызвано особой уязвимостью природной системы «Мировой океан», единством среды, что вызывает диффузию нега­тивных последствий. Между тем экологические факторы при разви­тии судоходства, при освоении шельфовых месторождений учиты­ваются еще недостаточно — применяются в первую очередь средст­ва искусственной очистки уже загрязненной морской воды при явно недостаточном масштабе внедрения профилактических мер, что на­носит огромный ущерб флоре и фауне морей, а следовательно, и морехозяйству.

Все виды морехозяйственной деятельности находятся в тесной и сложной (часто противоречивой) взаимозависимости с морским транспортом. Это можно сказать и о различных сторонах решения глобальной проблемы освоения ресурсов Мирового океана — поли­тико-географической, экологической и др.

Такая функциональная универсальность морского транспорта со­четается с его уникальностью в системе морехозяйства. Если все остальные виды морехозяйственной деятельности, такие как добы­ча минерального сырья в зоне шельфа (включая добычу углеводо­родного топлива), рыболовство, рекреация, тоже связанные с реше­ние отдельных глобальных проблем, могут еще длительное время иметь альтернативные и «сухопутные решения», то морскому гру­зовому транспорту альтернатив практически нет ни в настоящее время, ни в обозримом будущем. И это несмотря на то, что научно-технических прогресс несколько потеснил позиции морского транс­порта — речь идет о морских и некоторых «спрямляющих» или дублирующих нефте- и газопроводах, трансконтинентальных «мос­тах», авиалиниях.

Источник

Освоение Мирового океана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 21:26, лекция

Краткое описание

Освоение пространств и ресурсов Мирового океана – одно из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии. Сущность национальной политики ведущих морских держав и большинства государств мирового сообщества в обозримом будущем составят самостоятельная деятельность и сотрудничество в освоении Мирового океана, а также неизбежное соперничество на этом пути.

Прикрепленные файлы: 1 файл

освоенеие океана.docx

2. Oсвоения Мирового океана

Освоение пространств и ресурсов Мирового океана – одно из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии. Сущность национальной политики ведущих морских держав и большинства государств мирового сообщества в обозримом будущем составят самостоятельная деятельность и сотрудничество в освоении Мирового океана, а также неизбежное соперничество на этом пути[5].

В 20 веке человечество вышло в космос и питает надежду, что 21 век, станет веком освоения Мирового океана. Работать в океане, по мнению специалистов, сложнее, чем в космосе. На расстоянии 6000 км от Земли существует всего лишь перепад в 1 атмосферу между внутренней частью корабля и безвоздушным космическим пространством. На глубине 6 км в океане мы имеем внешнее давление в 600 атмосфер и агрессивную внешнюю среду (электролит). Человеку выйти из глубоководного аппарата практически на любой глубине сложнее, чем из космического аппарата. В отличие от космических аппаратов, которые движутся по определенным траекториям, на движение подводных аппаратов сильно влияют давление, подводные течения, загрязненность воды, коррозия и др. На сегодняшний день вопросы связи под водой решены неудовлетворительно. При освоении Мирового океана человечество, безусловно, столкнется с большими трудностями, чем при освоении космоса[4].

Вода, если ее напор силен, размывает любые преграды. Вот так же стихийно лет триста миллионов назад жизнь преодолела береговой барьер, хлынула на сушу и завладела миром, который прежде ей был недоступен и чужд. А сегодня уже мы, люди, стремимся стать земноводными существами. «Человечеству надо «перестраиваться» на океан — это неизбежно. » — сказал известный советский ученый академик Л. А. Зенкевич, выразив мнение многих.

Зачем нужен этот шаг и что он даст? Обычно в таких случаях говорят, что океан может и должен стать житницей растущего человечества. Это верно. Верно также и то, что на дне Мирового океана неисчислимы запасы нефти и металлов, которых порой уже не хватает на суше, да и в самой воде растворены колоссальные богатства самых редких и ценных элементов. Но ведь и жизнь двинулась в свое время на сушу в погоне за пищей, энергией и пространством. Она все это нашла там, но нашла она и другое: спираль эволюции развернулась на суше, как пружина, и итогом стало возникновение разума. А какой толчок получим мы? Освоение новой среды обогатит наш духовный мир, преграды на пути отточат разум. Освоение океана неразрывно, всеми корнями связано с процветанием человечества. «Через тернии — к звездам», — древние римляне были правы.

Нужно, однако, сказать, что далеко не все ученые едины во мнении, какими методами и средствами следует осваивать морские глубины, для начала — наиболее близкий и доступный нам шельф, континентальный склон, простирающийся на 100—300 километров от берега. Ряд океанологов, например, считает, что научные исследования океана, разведку и добычу полезных ископаемых, установку и ремонт оборудования, прокладку трубопроводов следует передать дистанционно управляемым автоматам и роботам. «Иногда, — возражает известный американский океанолог Артур Флехсиг, — слышится довод против пребывания человека в морской стихии. Речь идет о том, что будто бы вместо людей можно посылать в глубины приборы и машины, которые справятся с задачами так же хорошо, если не лучше, или же, по крайней мере, достаточно успешно. Явно излишне использовать людей, если задачи сугубо просты. Однако, будучи высказанным по поводу изучения сложных явлений, это утверждение, на мой взгляд, представляет собой сущий вздор или более снисходительно — произвольное мнение». И действительно, опыт морских нефтяников показывает, что в подавляющем большинстве случаев при выполнении сложных и ответственных работ под водой присутствие человека необходимо. Техника будет совершенствоваться? Правильно, но будет возрастать и сложность задач, а роботы, столь же совершенные, как и человек, — это в обозримом будущем – утопия[1].

2.1 История освоения океана

Освоение океана часто сравнивают с освоением космоса. Методы освоения, однако, оказались противоположными: в космос первыми вышли автоматические станции, а в океан шагнул сам человек. Сначала «без ничего» — на глубину нескольких десятков метров. Затем — уже в XIX веке — одетый в скафандр, который позволил ему спускаться на глубину до 80 метров и работать там непродолжительное время. Однако, как справедливо заметил Жак-Ив Кусто, «водолаз со своими тяжелыми свинцовыми ботинками оказался жалким и неловким пленником водной стихии».

В корне изменило дело свободное погружение с аквалангом. С аквалангом человек наконец почувствовал себя в воде как рыба. Погружение до глубин в 40—50 метров стало доступным любому здоровому человеку, и люди впервые по-настоящему увидели красоту подводного мира.

Но власти над глубинами акваланг не дал. Чем ниже погружается человек с аквалангом, тем опасней для него сжатый воздух, которым он дышит: перенасыщение кислородом вызывает судороги, повреждает легкие, а перенасыщение азотом «опьяняет» пловца и приводит к кессонной болезни. Эти физиологические барьеры, казалось бы, наглухо закрывают человеку доступ в глубины. Достаточно вспомнить, в чем суть кессонной болезни: нагнетаемый под давлением азот растворяется в тканях организма и затем вскипает при быстром подъеме, словно углекислота при откупоривании шампанского. Чтобы избежать травмы и смерти, человек вынужден подниматься очень медленно, страхуясь на каждом шагу. Для глубины 150—200 метров сроки декомпрессии так велики, что водолазный труд становится непроизводительным: за минуты работы на дне приходится расплачиваться часами изнурительного подъема[3].

Поразительно, однако, как быстро удалось обойти эти «непреодолимые» вроде бы барьеры! Сейчас реальностью становится то, что еще 10—15 лет назад казалось чистой фантастикой: спуск более чем на полукилометровую глубину. Пока, правда, такие глубины достигнуты лишь в гидрокамере. Но фактически это означает, что шельф теперь открыт человеку.

Успех связан прежде всего с именем молодого швейцарского ученого Ганса Келлера, который отважился предположить, что невозможное возможно, проделал колоссальную исследовательскую работу и сам на себе проверил свои теоретические выкладки. Законы физиологии изменить нельзя, зато как угодно можно менять состав дыхательной смеси, режим дыхания, погружения и всплытия. Здесь миллионы и миллионы вариантов! Неужели среди этой бесконечности нет таких, которые «провели» бы человека через все опасности? Об объеме проделанной тут работы говорит хотя бы такой факт. Келлер рассчитал на компьютере 250 тысяч вариантов газовой смеси для дыхания при подъеме человека с глубины 300 метров. Продукция в виде таблиц с различными вариантами режима выхода водолаза на поверхность весила 9 килограммов! С этим поистине драгоценным грузом ученый отправился на озеро Лаго-Маджиоре, где, опустившись на глубину 222 метров, он вынырнул обратно, потратив на подъем всего 53 минуты. Для сравнения: англичанин Джордж Вуки, который в 1956 году достиг рекордной глубины 180 метров, выбирался на поверхность в течение двенадцати часов![4]

Позднее Келлер перекрыл собственный рекорд: «опустившись» в гидрокамере на глубину 300 метров, он «поднялся на поверхность» за 48 минут.

В чем тут секрет? Один из режимов выхода с глубины 300 метров, предложенный Келлером, выглядит так. На глубине 300—90 метров водолаз дышит смесью гелия и кислорода. От 90 до 60 метров пользуется более тяжелой азотно-кислородной смесью. С 60 до 15 метров он дышит уже аргоно-кислородным воздухом, а с 15 метров — чистым кислородом. При этом новые комбинации газов как бы нейтрализуют вредное влияние предшествующих.

Дело пошло быстро, едва был понят, усвоен и испытан общий принцип. В 1960—1962 годах Келлер погружается в специальной барокамере на глубину 400 метров. В 1970 году англичане воспроизводят спуск на глубину 457 метров. В ноябре того же года двое французов достигают отметки 520 метров. В 1972 году взят рубеж 565 метров.

Лишь одно обстоятельство омрачало ликование: во всех этих опытах человек «находился на дне» не более двадцати минут. Получалось так, что человек может достичь полукилометровых глубин, а освоить их — нет. Но огорчение длилось недолго: было открыто, что легко создать такие условия, при которых время декомпрессии практически не зависит от срока пребывания человека на большой глубине. Это означало, что если на дне моря построить дом с постоянной атмосферой и всеми удобствами, то человек может жить в нем недели, месяцы, а декомпрессию ему придется пройти лишь при выходе на поверхность[4].

2.2 Хроника подводного градостроительства

Подводные дома стали возникать один за другим. Первый такой дом был в 1962 году установлен Жак-Ивом Кусто на глубине 10 метров около Марселя («Преконтинент-I»)[6]. Двое акванавтов прожили в нем 196 часов и доказали, что теория верна. Дальнейшая хроника выглядит так. 1963 год: «Преконтинент-II», в котором люди прожили уже месяц (глубина погружения дома — 11 метров). «Преконтинент-II», — писал Кусто, — убедил нашу группу, что еще при нашей жизни станут обычными промышленные и научные станции на дне моря». 1964 год: американцы устанавливают подводный дом «Силэб-I» на глубине 59 метров. Почти одновременно акванавты Джон Линдберг и Робер Стенюи проводят двое суток на глубине 130 метров в «походной палатке». 1965 год: на глубину 60 метров опускается «Силэб-II». Руководитель работ Джордж Бонд на этот раз выбрал «. самую черную, самую холодную, самую страшную. » воду, которую он смог найти на краю подводного каньона. Он «задался целью доказать, что человек в течение длительного времени может выполнять полезную работу в условиях. соответствующих реальной обстановке на больших глубинах. ». Обитатели «Силэб-II» провели на дне 45 дней. «Жизнь в глубинах океана была настолько необычна и увлекательна, что я не прочь устроить для своей семьи дачу под водой», — полушутя заметил один из участников опыта.

Любопытная деталь: первопроходец морских глубин Жак-Ив Кусто предполагал поставить свой «Преконтинент-III» на глубине 33 метров. Узнав о результатах опыта с «Силэбом», он решил погрузить свой подводный дом сразу на глубину 110 метров. «Жизнь коротка, и надо успеть как можно больше сделать!»

В «Преконтиненте-IV» люди провели три недели, работая на глубине 110—130 метров. Это произошло в том же 1965 году. Океанавты, между прочим, смонтировали на дне нефтяную вышку. Было доказано, что на больших глубинах человек может выполнять сложные и трудные работы даже быстрее, чем на суше.

1969 год: в воды Тихого океана на глубину 183 метров опущена подводная лаборатория «Силэб-III». Однако вскоре была замечена утечка воздуха. Последовал вызов с поверхности аварийной команды. Внезапно во время ремонтных работ от сердечного приступа гибнет один из членов экипажа. [4]

Эта трагедия не задержала освоения морских глубин. Десять лет назад правительство США расходовало на подводные исследования и технику 29 миллионов долларов. Сейчас — 500 миллионов. На последующие десять лет запланировано потратить 5 миллиардов[1].

Летопись будет неполной, если не упомянуть о работах исследователей других стран. Около десяти подводных поселений создали советские ученые в Черном море. Ученые Кубы вместе с чехословацкими коллегами неподалеку от Гаваны установили «Карибе-I». К опытам с подводными домами приступили или приступают Голландия, Италия, Япония. Все эти работы выглядят не столь сенсационно, как работы французов и американцев, но в них есть немало уникального. Так, например, голландские акванавты будут питаться в основном продуктами моря. В Италии завершен проект научного городка, который предполагается создать на дне озера неподалеку от Рима.

Ныне почти все ученые мира сходятся в одном: освоение шельфа Мирового океана осуществится в ближайшие десять-пятнадцать лет[3].

2.3 Погружение на тысячу метров

По мнению ряда специалистов, уже в ближайшие 30—40 лет в центре Атлантики будет предпринята попытка возвести город-станцию с квартирами и магазинами, институтами и заводами, больницами и театрами, улицами и ресторанами. Однако для этого придется преодолеть трудности не меньшие, чем при высадке людей на Луну.

Начнем с того, что на глубине 3500 метров, где предполагается построить станцию, давление столь велико, что современная подводная лодка испытала бы там участь спичечного коробка, попавшего под кузнечный пресс. Вообще говоря, металл вряд ли пригоден для такого строительства: сокрушительное давление способно найти в нем самую микроскопическую трещинку и разломать всю конструкцию. То, что металлические батискафы опускались и на большую глубину, не должно нас слишком обнадеживать, ведь сжатие, длящееся часами, — это одно, а сжатие, длящееся годами, — нечто совсем иное.

Кое-что нам подсказывает здесь природа. Так, на идею конструкции «Преконтинента-II» навела морская звезда, а очертания новой, проектируемой американцами станции «Силэб» (экипаж — 40 человек, глубина погружения — 200 метров), напоминают собой распластанного на дне осьминога. Еще более интересные инженерные решения открываются при изучении радиолярий и диатомей. Это поистине неисчерпаемый каталог прекраснейших и опробованных природой на больших глубинах конструкций[3].

Но как быть все-таки с материалом? Если стали и сплавы не годятся, то может ли их что-нибудь заменить?

В принципе материал для подводных городов уже найден. Это стекло. Это хрупкое вещество обладает одной изумительной особенностью: если полый стеклянный шар опускать в воду, то он с каждым метром становится все прочней. Специалисты называют это феноменальное явление глубинным закаливанием. Первая опытная модель будущего шара-жилища была изготовлена из специального сорта стекла и в 1969 году испытана на глубине 3500 метров. Стекло прекрасно выдержало давление.

Ну а как будет чувствовать себя на этих глубинах человек? Телу не придашь другую форму, мускулы другим материалом не заменишь. На человека обрушатся сотни атмосфер давления!

Ганс Келлер собирается нырнуть на глубину тысячи метров. Кусто собирается жить на этой глубине (проект «Преконтинент-VII»). Этих людей нельзя заподозрить в намерении покончить с собой столь экстравагантным способом. Они все трезво рассчитали и взвесили: человек может дышать и плавать на километровой глубине!

Источник

Оцените статью