Из реки в море. Хроника одного путешествия
Крылья для бизнеса
Полетели? Все о вертолетах на суперяхтах
Яхтинг на российских ВВП оброс множеством мифов, легенд и страшилок. Но если знать ситуацию в деталях, такое путешествие обернется приятным приключением.
Минувшим летом мне довелось перегонять катер Velvette 41 Evolution по маршруту Казань — Самара — Саратов — Волгоград — Ростов-на-Дону — Азов — Сочи. Неблизкий путь (более 2600 км) был пройден успешно и даже весело. Расскажу в формате дневника о нашем путешествии и позволю себе некоторые рекомендации тем, кто захочет повторить наш поход.
Казань — Самара — Саратов — Волгоград
В четыре утра вышли из Казани. Ясно, слабый ветер; скорость 40 км/ч, все системы работают в штатном режиме. К одиннадцати прошли Ульяновский мост, за ним — Тольяттинские шлюзы № 21 и 24. Начав шлюзование в 14.47, спустя час прошли их оба, а к 18.00 уже в Самаре ошвартовались в яхт-клубе на Красной Глинке (денег за стоянку с нас не взяли). Заправились топливом, поужинали в кафе и заночевали на борту.
Назавтра пришел циклон с севера: мелкий дождь, пасмурно и холодно, — так что пришлось включить отопитель. Малым ходом двинулись вдоль Самары, разглядывая береговую линию… В 14.00 зашли в шлюз № 25 Балаково. На всё про всё — полчаса, и к 19.00 приходим в яхт-клуб «Эдельвейс» — в протоке напротив Саратова, со стороны города Энгельса (стоянка — 1500 руб.).
Протяженность маршрута:
2627 км
Продолжительность:
8 суток
Наработка двигателей:
100 моточасов
Расход топлива на маршруте:
3654 л
Расходы на маршруте:
200 000 руб.
Заправки
Заправлялись мы на каждой стоянке, при этом бегать с канистрами не пришлось ни разу. Но обязательно берите с собой наличные! На всех речных заправках до Большого Утриша оплату принимают только ими или переводом на карту физлица. Официально этих заправок нет, но по факту заправляются все. Если объем нужен большой, лучше заранее позвонить, чтобы топливо не закончилось перед вашим приходом. Плюс в каждом яхт-клубе есть человек, связавшись с которым, можно организовать заправку. В Ростове-на-Дону нам помогал местный лодочный «решала» Алексей: в центр города к причалу подъехал микроавтобус с емкостью солярки…
Везде используются шланги со счетчиками, а стоимость дизтоплива примерно одинаковая: 49−50 руб./л. В Большом Утрише цены самые низкие (44,35 руб./л), но за бункеровку взимают сбор 1000 руб. В общем и целом всё на уровне, и на качество топлива пожаловаться не могу.
Стартовали утром в 05.50 малым ходом в сторону Волгограда. На следующем шлюзе в Волжском полтора часа ждали очереди. Шлюз сдвоенный: две камеры одна за другой.
Следующее место стоянки (1000 руб.) и бункеровки — волгоградский яхт-клуб «Флагман». Сходили на экскурсию к руинам паровой мельницы Гергардта, а на ужин отправились в грузинский ресторан на набережной.
Переход был спланирован так, чтобы днем покрывать максимальное расстояние: за все всемя была только одна ночная вахта — на отрезке Азов — Большой Утриш
Старший помощник Дмитрий Балашов несет вахту при прохождении Азовского моря
Трафик судов на Волге был не напряженный: зачастую мы шли по реке в гордом одиночестве
«Кировск» и «Богатырь» — наши соседи по шлюзам Волго-Дона
По правилам прохождения шлюзов матрос, работающий со швартовами на палубе, должен быть в спасательном жилете
Шлюзы
Прохождение шлюзов — самый интересный момент путешествия. В узкой камере с высокими бетонными стенами подходить и швартоваться к рыму надо на малом ходу. Шлюзы рассчитаны на грузовые и пассажирские суда, расстояние между рымами 30 м, поэтому яхту приходится швартовать к одной точке. Мы заводили центральный швартов и шпринг. Когда уровень воды в камере шлюза начинает падать и вместе с ним опускается рым, нужно следить, чтобы его не закусило, а яхта не повисла на швартовах. Я постоянно подрабатывал двигателями на задний ход (штурвал к стенке), чтобы прижимать корму. За безопасность кормы отвечал матрос, второй следил за рымом и за носом, положение которого я регулировал подрулькой.
Волго-Донской канал
Идем по направлению к Волго-Донскому судоходному каналу (ВДК). У первого шлюза оказываемся в 06.30, но диспетчер опять требует ждать. Пока ждем, подходит катер ГИМС. Проверив документы и сообщив, что сегодня «день ГИМС», инспекторы пожелали нам счастливого пути и умчались восвояси. Шесть с половиной часов ожидания — и вместе с сухогрузом «Кировск» и буксиром «Богатырь» мы заходим в шлюз, где швартуемся правым бортом к предпоследнему рыму…
И вот, когда мы прошли уже шесть шлюзов, в 22.00 очередной диспетчер отправляет нас на рейд: по правилам ВДК маломерные суда могут проходить шлюзы только в светлое время суток. Ну что ж, между шлюзами № 6 и 7 есть якорная стоянка. Ночуем на якоре: погода отличная, тепло, искупались…
Навигация на маршруте
На ВВП, помимо обстановки, обозначающей судовой ход, мы использовали картплоттер и эхолот Raymarine Axiom. Еще при выходе в Азово-Донской судоходный канал выяснилось, что в картплоттер были загружены только карты Navionix «Европейская часть России», куда не входят Азовское и Черное моря. Впереди мелкое Азовское море, а мы без карт! Тут пригодилось приложение iSailor для iPhone: по смартфону на приборной панели мы и прошли оба моря. Так что вполне могу рекомендовать iSailor для навигации (но карты платные).
В десять утра получили разрешение от диспетчера шлюза № 7… Собственно, весь день ушел на шлюзование. К ночи погода резко ухудшилась: дождь, гроза, сильный ветер с севера… Приняли от диспетчера шлюза № 13 информацию о неблагоприятном прогнозе и встали к причальной стенке поселка Ильевка. Пока швартовались, промокли до нитки. В такие моменты становится понятно, зачем на борту отопитель даже летом: сушить одежду. Обвесили наш Evolution 41 дополнительными кранцами: ветер навальный, волна прибивает к причалу…
Рано утром, пройдя 13-й шлюз, следуем в Цимлянское водохранилище. Его мы пролетели за три часа и вышли в Дон. А оттуда, пройдя три гидроузла (Николаевский, Кочетовский и Константиновский), пришли в Ростов-на-Дону. Ошвартовались в центре города у причала рядом с ресторанами. Но в них мы не пошли: заказали в близлежащем заведении ужин прямо на яхту: все удовольствие — 1800 руб.
Шлюзоваться без «соседей» проще: когда я увидел, куда мне надо втиснуться в первом шлюзе Волго-Дона, то вспотел и залпом выпил полтора литра святой воды, оставленной отцом Петром нам на дорогу. Справа — ободранная бетонная стена, впереди сухогруз, груженный металлоломом, слева — буксир «Богатырь». Роль кранцев у них выполняли тракторные покрышки на ржавых цепях. Коридор узкий, места для маневра нет, и с первого раза надо прицелиться и зацепиться за рым. А я — на новой белой яхте, подписавший договор о полной материальной ответственности за вверенное мне имущество…
Velvette 41 Evolution
Как «пилот-испытатель» Velvette 41 Evolution в этом переходе отмечу плюсы и минусы яхты. У нее хорошие ходовые характеристики: на волне не прыгает, управляется легко, инерцию гасит быстро, разворачивается на 360° на месте, а на глиссирование выскакивает как пуля. И главное — простая швартовка (особенно с подрулькой).
Запас хода весьма приличный. При двух дизельных Volvo Penta D6‑300 л. с. и объеме топливного бака 920 л можно смело рассчитывать на 600 км хода (если «лететь» под 60 км/ч). На всякий случай у нас был запас 120 л в канистрах, но перед заправкой в баке всегда оставалось около 200 л.
Комфорт и эргономика на борту — пять с плюсом: каюты просторные, нигде нет острых углов, много рундуков, обогрев Webasto спроектирован хорошо (яхта быстро прогревается). Кормовая платформа широкая: удобно прыгать в воду, загорать и швартоваться. Когда вылезаешь из воды по трапу, не касаешься колонок и винтов.
Потенциал для улучшений, конечно, есть. Хорошо бы установить два стеклоочистителя (пригодятся во время дождя и на встречной волне), буртик столешницы камбузного блока, чтобы не улетали тарелки… Стоит подумать, куда поставить дополнительный танк пресной воды: для непродолжительного путешествия по реке 190 л — не проблема, а для такого перехода, как наш, маловато…
В морях
Рано утром вышли из Ростова-на Дону и в 10.30 уже были в пригороде Азова, где встали лагом к рейдовому катеру в яхт-клубе «Тихий Дон». Для выхода в Азовское море нужно получить разрешение у пограничников в Азове. Если не знаете список нужных документов, вам его продиктуют по телефону. Человек в форме предупредил, чтобы мы не пугались, если в море к нам подойдет катер береговой охраны для проверки соответствия заявленных данных фактическим. И все это с улыбкой на лице.
В час дня мы получили разрешение на выход, а к двум уже добрались до открытой части Азовского моря. Здесь обязательно нужно иметь морскую радиостанцию и все время нести вахту на 16-м канале. К 20.00 подошли к Керченскому проливу, получили добро на движение от пограничных служб и трафик-контроля Керчи и, следуя указаниям, прошли под Крымским мостом. Красивый! У него всего один судоходный пролет, опоры защищены палами — своего рода бамперами.
Рекомендации тем, кто захочет повторить маршрут
• Следуйте рекомендованным судовым ходом; за его пределами можно наткнуться на рыбацкие сети, обозначенные лишь пластиковыми бутылками.
• Берите больше кранцев: бетонные стены шлюзов не пощадят глянцевые борта вашей яхты.
• Речная радиостанция обязательна для общения с диспетчерами шлюзов и другими судами, а если вы пойдете в море, то нужна еще и морская — для общения с пограничниками и портовыми службами.
• Азовское и Черное моря — приграничные акватории. Без AIS можно идти только в светлое время суток: ночью придется становиться на рейд. После установки AIS не забудьте зарегистрировать устройство в Радиочастотном центре в Москве и получить документ с присвоением кода MMSI.
После моста мы перешли под контроль службы «Кавказ-трафик», которая довела нас до мыса Такиль, откуда мы повернули на юго-восток, в сторону Большого Утриша. Несколько раз за ночь общались с пограничниками. Приняли от них сообщение об ухудшении погоды под Новороссийском и рекомендацию идти ближе к берегу. Один раз передали наши координаты.
В пять утра зашли в Большой Утриш для бункеровки. Вход в бухту неудобный, и заходить можно только в светлое время суток. Плюс регулярно прилетают резкие порывы ветра. Спустя полчаса вышли в направлении Сочи. Прошли по особой зоне, не доходя порта Новороссийск. В Цемесской бухте нас немного поболтало, но после Геленджика погода заметно улучшилась. В Дивноморском искупались в бирюзовой воде. По рации нас вызвали пограничники, спросили, все ли на борту хорошо и почему остановились? Купаемся, отвечаю. Нам пожелали счастливого пути, и вечером того же дня мы уже были в Сочи.
В целом поход из Казани в Сочи оставил приятные воспоминания. Пейзажи — один лучше другого, люди — добрые и отзывчивые: всё понимают, отвечают, никто не хамит. На шлюзе № 15 диспетчер продала нам ведро черешни за смешные деньги, на буксире «Богатырь» выручили питьевой водой (еще и вино предлагали). В яхт-клубах нам помогали информационно, а в прибрежных ресторанах всегда были рады морякам-речникам. И все интересовались, что у нас за яхта такая. А я с гордостью отвечал: «Это Россия, наше производство».
Источник
Из Москвы в Анапу на яхте за 38 дней. Продолжение.
После прекрасных выходных в Балаково мы отправились в город-герой Волгоград! Я бывала в нем ранее и мне он очень понравился, поэтому я сразу потащила кэпа смотреть на «Родину-Мать», гулять по парку и наслаждаться уже таким теплым солнышком!
И все бы ничего, если бы не мошки, которые в это время начинают размножаться или просто просыпаются после зимней спячки, не знаю. но вечерами находиться на улице становилось практически невозможно! Ну, как говорится, голь на выдумки хитра! Мы зашли в рыболовный магазин и купили себе по шляпе с сеточкой от комаров) Только в них мы могли передвигаться вечером от яхты до магазина или до автобуса. Кстати, когда мы проходили Волгоградский шлюз, смотрители шлюза тоже стояли в таких же шляпках с сеточками. Мы поняли, что это такой весенний стиль одежды в городах на реке))) и улыбаясь, помахав друг-другу шляпой в знак солидарности, продолжили свой путь.
По дороге в Ростов мы прошли последний шлюз и поскольку было уже по-летнему жарко, встали на якорь в очень приятной бухточке рядом с пляжем. И тут до наших носов долетел аромат шашлыков. мммммм. так сильно захотелось шашлыка, что муж решил действовать! Но, проблема заключалась в том, что у нас не было надувной лодки (ну не купили мы ее еще тогда) и на берег попасть не представлялось возможным. И, как обычно, сработала смекалка. У нас оставалось несколько бутылок водки, которую мы покупали для раздачи мзды (мало ли, пригодится). Мы тормознули рыбака и муж попросил доставить его на берег до магазина и обратно за бутылку. Тот был счастлив и тут же бросил свое занятие рыболовством))) Самое интересное поджидало меня по возвращении кэпа. Он сказал, что в этой глуши нет ни одного кафе и магазина, где можно купить готовый жареный или просто замаринованный шашлык, поэтому он купил мангал, угли, курицу и приправы и сказал, что будем жарить шашлык сами! Я конечно опешила от такого предложения (шашлык на яхте, Боже!), но спорить не стала и пошла мариновать курицу. Тем временем, кэп соорудил на леерах некую выносную конструкцию, к которой прикрутил мангал и начал разжигать угли. Счастью моему не было предела! Мы отлично провели время, вкусно поели, открыли купальный сезон и наплавались в сове удовольствие, а вечер закончился под хороший фильм с нашего жесткого диска.
В Ростове-на-Дону мы искали яхт-клуб куда встать и поняли, что это будет самый дорогой ценник на стоянку за все наше путешествие. Но деваться было некуда и мы встали в самый доступный из представленных) На берегу оказалась вполне развитая инфраструктура с собственным рестораном, баром, бассейном и несколькими гостиничными номерами. Поскольку мы очень устали во время перехода, то решили в этот день никуда не ходить и спокойно поесть на территории клуба, тем более, что мы считались постояльцами клуба и могли воспользоваться шведским столом для гостей по умеренно низкой цене. На этой счастливой ноте мы набрали себе еды и заказали напитки. Официантка с очень милым лицом сказала что того виски, который заказал кэп нет, но есть другой с большей выдержкой. Наша ошибка заключалась в том, что мы не уточнили какой именно виски у них есть и сколько он стоит. Ну вот такие мы, уставшие и счастливые после проделанного пути))) В итоге счет нам принесли на 6000 рублей!) Но мы не расстроились и сохранили чек, как воспоминание о том вечере в ресторане яхт-клуба, который мы прекрасно провели под пенье птиц и шелест листвы деревьев. На следующий день мы прогулялись по городу, !купили надувную лодку!, заправились водой, топливом и некой провизией, прошли под разводным мостом и отправились дальше покорять Дон!
В город Азов мы пришли для оформления разрешения на выход судна в морское пространство. Пока кэп остукивал кабинеты погранслужб, ездил оплачивать квитанцию и т.д., я предвкушала выход в море. Наконец-то, долгожданное море. По возвращении мужа, мы поняли, что нас немного снесло с якоря и мы сели на мель. Благо было дно песчаное и мы без проблем вышли из этой ситуации, а вот соседям напротив на лодке побольше повезло меньше и мы еще долго вызывали по рации кого-нибудь, чтобы им помогли сняться с мели. Ситуация в итоге у ребят разрешилась и их благополучно сняли с мели рыбаки. На этом речные приключения у нас закончились и мы благополучно вошли в Азовское море!
Сейчас, с высоты уже пройденных мной миль, морей и океана, могу сказать, что Азовское море конечно не совсем похоже на море. больше похоже на огромное озеро, но тогда мне оно показалось таким большим. Первая ночь в нем была прекрасна! Тишина, только ветер в парусах и звук рассекаемой яхтой водной глади. Не было видно раздражающих глаз огней с берега и нам предстало небо в полной своей красе! Сразу появились все звезды и планеты, а волна от яхты переливалась светящимся планктоном.
Прошли мы Азовское море достаточно быстро, не останавливаясь нигде на ночлег и вышли в Керченский пролив. Тут конечно началась атака от погранслужб по мониторингу яхты: «сообщите ваши координаты», «куда движетесь», «куда направляетесь», «заходите ли вы на территорию Украины» и т.д. и т.п. с периодичностью 20 минут. Мы устали им повторять, что мы парусное судно, идем со скоростью 8 км/ч и не можем за 20 минут кардинально поменять сове местоположение, но тщетно, атака продолжалась до самого выхода в Черное море)))
И вот уже финишная прямая. Анапа на горизонте!
Но Черное море встретило нас ветром и волной 1,5 метра. Мы не стали отчаиваться и пошли к заветной цели! Тем временем шторм усиливался и к вечеру ветер разгулялся не на шутку. В далеке я даже наблюдала несколько сформировавшихся смерчей. На подходе к яхт-клубу мы связались по рации с диспетчером и получили отказ в заходе, хотя мест свободных было много. На все наши уговоры, что шторм и нам некуда деваться он не поддался. Нам ничего не оставалось делать, как идти дальше в надежде на следующий яхт-клуб в Большом Утрише. Пришли мы туда уже около 23:00 И. О, Боги, добрый диспетчер пустил нас! Надо отдать ему должное, он светил нам фонарем с края захода в бухту и постоянно по рации корректировал направление. Заход в эту гавань совсем не простой, особенно ночью и если вы идете первый раз. Поэтому большое спасибо ему за помощь! А дальше нам выдали ключи от душа, открыли уже закрывающийся бар и накормили вкусной едой! 38 дней в пути и мы дошли до цели!
Источник