- Викторина о Чёрном море и его обитателях для учащихся 3–4 классов
- Игра -викторина «Тайны Чёрного моря»
- Просмотр содержимого документа «Игра -викторина «Тайны Чёрного моря» »
- Методическая разработка «Викторина о Черном море»
- Станция 2. «Изложение»
- Станция 3. «Загадки»
- Станция 4. «Слепой рисунок»
- Гребешки
- Мидии
- Устрица
- Водолаз
- Морская звезда
- Рак-отшельник Диоген
- Ученый-эколог
- Портрет Подозреваемого
Викторина о Чёрном море и его обитателях для учащихся 3–4 классов
Светлана Яцкова
Викторина о Чёрном море и его обитателях для учащихся 3–4 классов
ВИКТОРИНА
о Чёрном море и его обитателях
для учащихся 3 – 4 классов
1. Чёрное море – тёплое или холодное? (тёплое море)
2. Почему наше море называют Чёрным, и от чего зависит цвет моря? (Древние греки, плывя по неспокойным, грозным, тёмным водам моря, назвали его Чёрным. Цвет моря зависит от погоды, от тёмного оттенка глубоких вод)
3. Есть ли в море растения и для чего они нужны? (Есть, это зелёные, бурые и красные водоросли. Они поглощают из воды углекислый газ, а выделяют кислород. Им дышат животные, обитающие в воде)
4. Какие рыбы и животные живут в Чёрном море? (Млекопитающие: азовка, афалина, белобочка, малый плосатик;рыбы : барабуля, глосса, скорпена, зеленуха, камбала, косорот и др.)
5. Чем питаются рыбы (Рыбы питаются водорослями, моллюсками, мелкими рачками, мелкими рыбками)
6. Слышат ли рыбы? (Рыбы воспринимают звук – колебания давления воды — с помощью органов боковой линии. У дельфинов очень хорошо развит слух)
7. Кого из обитателей моря называют «парикмахером»? (Морской гребешок)
8. Какая рыбка похожа на шахматную фигуру? (Морской конёк)
9. Какой иглой нельзя шить? (Морской иглой)
10. Кто такие моллюски? Чем покрыто их тело? (Моллюски – беспозвоночные животные, их тело покрыто раковиной)
11. Для чего медузе нужны щупальца,
и есть ли у неё рот? (Рот находится под колпаком и окружён ловчими щупальцами, при помощи которых медуза впрыскивает в добычу яд)
12. Какую рыбу называют «лепёшкой» и почему? (Камбалу называют лепёшкой, так как её тело плоское и похоже на блин)
13. Обитают ли в нашем море мыши, свиньи, лисицы, коты? Если да, то как их зовут? (Азовка – морская свинья, скат – морская лисица, скат-хвостокол – морской кот, длиннохвостая пескарка – морская мышь)
14. Как живёт рыба, которая не умеет плавать,
и где она живёт (Морской нетопырь не умеет плавать. Она ползает по дну с помощью грудных и брюшных плавников и всю жизнь проводит на дне)
15. Как называется черноморская акула? (Катран или колючая акула)
16. Каких самых больших животных чёрного моря вы знаете? (Дельфины: афалина, азовка, белобочка; китообразные – малый полосатик)
17. Где живёт осьминог, и какого он цвета? (Он предпочитает скалистые прибрежные зоны, отыскивая для проживания пещерки и расщелины в скалах. Осьминог способен изменять окраску, приспосабливаясь к окружающей среде. Обычный окрас – коричневый)
18. Кто строит в море живые домики? (Моллюски, рапаны, мидии)
19. Какая черноморская рыба имеет няню? Кто эта няня? (Ставрида имеет няню медузу корнерота)
20. Живут ли в море петухи и как их зовут? (Морской петух – триглы из семейства окунеобразных)
21. Каких опасных для человека морских животных и рыб вы знаете? Почему они опасны? (Морской ёж – скорпена – колючие шипы его плавников имеют ядовитые железы; морской дракон – одна из самых ядовитых рыб Чёрного моря – имеет шипы, которые выделяют яд; морской кот – скат – хвостокол, у которого на хвосте шип с ядом нервно-паралитического действия)
22. Что дарит нам море? (оно дарит нам продукты питания, йод, лекарства, оздоровление организма, приятный отдых и др.)
23. Как надо беречь обитателей моря? (Не ловить, не сбрасывать сточные воды в море)
24. Что уже сделал человек, чтобы спасти Чёрное море?
(Строят очистные сооружения; принимают Законы по охране моря)
Источник
Игра -викторина «Тайны Чёрного моря»
1)познакомить учащихся с историей моря родного края; рассказать об уникальных особенностях Черного моря;
2)развить познавательный интерес к природе своей Родины; выработать умения работы с дополнительными источниками информации; способствовать художественно-эстетическому развитию учащихся;
3)воспитать бережное отношение к природе;
Просмотр содержимого документа
«Игра -викторина «Тайны Чёрного моря» »
МБОУ «ИВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
«ТАЙНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ»
(Викторина для 3-4 классов)
Подготовила и провела:
библиотекарь Терещенко С.А.
1)познакомить учащихся с историей моря родного края; рассказать об уникальных особенностях Черного моря;
2)развить познавательный интерес к природе своей Родины; выработать умения работы с дополнительными источниками информации; способствовать художественно-эстетическому развитию учащихся;
3)воспитать бережное отношение к природе;
Оборудование: презентация «Черное море», сборник песен о море.
Подготовительная работа: изучить литературу, продумать вопросы викторины,
подготовить материал для мультимедиа, подготовка музыкальных пауз, выбрать жюри и определить критерий оценок и баллы каждого задания, оформление места проведения.
Библиотекарь. Здравствуйте, ребята! Приглашаем вас на интересную, увлекательную и интеллектуальную викторину о Черном море.
Ведущий 1.Море…О нём можно говорить и писать бесконечно. Море — оно совсем не знает покоя, всё катит и катит свои лазурные волны, волнуется и уходит в никуда. Но всегда возвращается. Море красиво и опасно. «Подальше от моря — подальше от горя«, — говорили в народе. И всё-таки мы любим море, и стремимся попасть к нему вновь и вновь. Чтобы увидеть вечность и понежиться на ласковой волне.
Чтец 1.Черное море
Черное море – вечное чудо,
Как я люблю его пляж многолюдный –
С галькой морскою играет волна,
И замирает на гальках она,
Вольные чайки парят над волной,
Ветер игривый, а ну-ка, постой!
Как здесь прекрасно, как здесь свободно,
Радуйся жизни сколько угодно!
Счастье и солнце, пена морская
С песней прибоя нас обнимают,
Играют дельфины под синей волной…
Черное море, останься со мной!
Ведущий 2. Сегодня мы совершим путешествие по Черному морю. Узнаем, почему оно так называется и какие у него есть тайны.
Ведущий 1.Первые упоминания о Черном море встречаются в документах, относящихся к V веку до нашей эры. Именно по Черному морю Ясон и аргонавты шли в Колхиду за золотым руном.
Древнегреческое название моря — Понт Аксинский, что в переводе значит «Негостеприимное море». Предполагается, что море было названо так из-за трудностей с навигацией. Позднее, после удачного освоения берегов греческими мореплавателями, море стало называться Понтом Эвксинским, в переводе с греческого языка — Гостеприимное море!
Ведущий 2. Характерной особенностью Чёрного моря является полное (за исключением некоторых бактерий) отсутствие жизни на глубинах свыше 150–200 м. Дело в том, что глубинные слои Черного моря насыщены сероводородом!
Единственный крупный полуостров Черного моря — Крымский.
В Чёрном море обитает 2500 видов животных. На дне Черного моря обитают мидии, устрицы и моллюск — хищник рапана, занесённый с кораблями с Дальнего Востока.
Ведущий 1. Среди планктонных водорослей, обитающих в Чёрном море, есть очень необычный вид — ночесветка. Она обладает возможностью фосфорецировать, и именно из-за нее в августе Черное море иногда светится.
Тех самых точек, которые и вызывают это свечение, так просто не увидишь. Нужен хороший микроскоп. Достаточно поместить на предметное стекло каплю морской воды, и вот она тут – виновница чарующих Черноморских ночей – одноклеточная водоросль ночесветка или ноктилука.
Ведущий 2. Единственная массовая акула, обитающая в Чёрном море, — это колючая акула катран. Он боится людей и редко подходит к берегу. Единственную опасность для человека представляют спинные плавники катрана, которые снабжены крупными ядовитыми шипами
Самая опасная рыба Чёрного моря — это морской дракончик. Колючки его спинного плавника и жаберных крышек содержат сильный яд.
Также опасны черноморские скорпены и скат-хвостокол с ядовитыми шипами на хвосте. Его называют рыбой-котом.
Ведущий 1. И так сейчас мы начинаем нашу викторину.
А с питьём беда.
Где это бывает? (море)
Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая
Ну-ка, в сказку загляни! (рыба)
По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт-
Тут и пропадёт. ( волна)
Хвостом большим своим виляет,
Зубаста, а не лает. ( акула)
Трава растёт на дне морском,
А мы ёе в салат кладём. ( водоросли)
Мастер шубку себе сшил,
А иглу вынуть забыл. ( морской ёж)
Кто же он? ( краб)
Пряча ус во рту,
Растянулся за версту. ( кит)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я….. ( осьминог)
1. Самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда, никогда не оставляют сородича в беде. Случалось так, что они спасали и людей. (Дельфины)
2. Если бросить в Черное море красный камень, каким он станет? (Мокрым.)
3.Сколько жирафов плавает в Черном море? (Жирафы не плавают.)
4.Какой болезнью на земле никто никогда не болеет? (Морской.)
5.Каких камней не найдется в море? (Сухих.)
6. Вода в море пресная или солёная? (солёная)
7.Из какой это сказки: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»?
(«Сказки о царе Салтане»)
8. Назовите самый крупный полуостров Черного моря?
9. Почему в августе иногда светиться вода Черного моря?
(Среди планктонный водорослей, обитающих в Черном море, есть очень необычный вид – ночесветка. Она обладает возможностью фосфорецировать.)
10 .Берега, чьих государств, омывает Черное море?
(России, Украины, Румынии, Болгарии, Турции, Абхазии, Грузии).
11.Замерзают ли воды Черного моря?
(Нет. Средняя температура составляет 8,5 градусов).
12.Самая опасная рыба Черного моря.
(Морской дракончик. Колючки его спинного плавника и жаберных крышек содержат сильный яд).
13. Русский художник, для которого Черное море стало источником вдохновения.
14. Нижние слои воды Черного моря насыщены страшно токсичным газом, который делает эту воду абсолютно не пригодной, для какой бы то ни было жизни. Как называется этот газ? (Сероводород)
Чтец2. Для чего морю наряды?
В ночь любую,
В день любой
Море занято
собой:
По утрам оно одето
В платье
Розового цвета.
Днём — одето
В голубое,
С белой ленточкой
Прибоя.
А сиреневое платье
Надевает
На закате.
По ночам
На чёрной глади —
Мягкий
Бархатный наряд,
А на бархатном
Наряде
Драгоценности
Горят.
-Море,
Если не секрет,
Дай, пожалуйста,
Ответ:
Для чего тебе
Наряды?
— Чтобы люди
Были рады!
Звучат мелодии популярных песен о море.
Н. Королева «Дельфин и русалка»
Фабрика «Рыбка золотая».
Ж. Фриске «А на море».
Ю. Антонов «Море, море».
Ю. Газманов «Ты – рыбачка, я – рыбак».
Игра «Море волнуется раз»
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Морская фигура на месте замри.
Во время чтения ведущим стихотворения, дети кружатся по залу. После слов «замри» дети замирают, изображая какую либо морскую фигуру. Ведущий проходит между детьми, до кого он дотронется, тот показывает задуманную им морскую фигуру. Если ведущий отгадает фигуру, продолжает вести игру ребенок, загадывавший эту фигуру.
Ведущий 1. К сожалению, Черноморское побережье не обходится без экологических проблем.
Берег Черного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысяча людей из всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море.
Человек бывает, безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, уничтожает медуз и крабов. В море одновременно находятся сотни нефтяных танкеров, военных кораблей. Пятна мазута покрывают поверхность воды.
Поэтому Черное море было объявлено морем особого режима чистоты.
– А чем мы, ребята, можем помочь нашему морю?
Дети: Не сорить не только на берегу, но и в городе, останавливать тех, кто засоряет окружающую среду.
Ведущий 1. А море отблагодарит нас за заботу о нем. Какими богатствами оно может поделиться с нами?
Дети: Рыбой, водорослями, моллюсками, минеральными веществами, дать нам здоровье.
Ведущий 1. Стыдно за людей, которые ради минутного удовольствия губят такую красоту.
Наша викторина подошла к концу и закончить я хочу стихотворением Сергей Баруздина «Черное море».
Смотри, какое просторное!
Его не обнять руками,
Его не измерить шагами.
Оно – как чаша большая,
Но без конца и края.
Бьется о скалы горные.
Около моря Черного
Люди становятся черными.
Люди на солнце жарятся,
Море прохладой веет,
Здесь старики не старятся,
Здесь малыши взрослеют.
В море барашки белые.
Около моря Черного
Люди становятся смелыми.
– До новых встреч на следующей викторине!
Меретуков К.Х. Адыгейский топонимический словарь. М. Прометей, 1990г.
Источник
Методическая разработка «Викторина о Черном море»
Познавать окружающий мир с ребёнком можно и даже нужно, играя. Наверняка, задания, конкурсы, коллективно-творческие дела и викторины, собранные в данном сборнике, вдохновят Вас на собственные творческие эксперименты.
Здесь собраны игры для знатоков флоры и фауны Черного моря.
Развитие познавательных качеств:
— внимания, наблюдательности (не только смотреть, но и видеть);
— любознательности (умения задавать себе вопросы, самому искать ответы);
— способности к анализу, установлению причинно-следственных связей в природе.
2. Развитие чувства сопричастности, любви и интереса к живой природе, ощущения себя её частью. И, как следствие этого, развитие личной ответственности за живую природу и состояние окружающей среды.
3. Передача детям знаний о природе Чёрного моря. Обучение основам морской экологии и экологической этики.
«Ныряем мы и видим…»
Знакомим участников, вспоминая названия морских обитателей.
Ребята рассаживаются по кругу. Первый участник называет своё имя и название какого-либо морского жителя на ту же букву, с которой начинается собственное имя. Второй участник повторяет имя первого и название его морского жителя, потом называет своё имя и своего обитателя моря.
Например, (первый) – меня зовут Кристина, я нырну – увижу краба; (шестой) – ныряем мы и видим в море: Кристина – краба, Ирина – иглу, Катя – конька, Борис – барабулю, Егор – ерша, а я, Алик вижу актинию.
В этой игре мы помогаем детям вспомнить как можно больше названий, связанных с морем, и тем самым заинтересовать их подводной жизнью.
Один из участников загадывает слово, связанное с морской жизнью, и называет первую букву. Остальные вспоминают любые названия на эту букву и пытаются объяснить друг другу, что они имеют в виду, причем так, чтобы ведущий не догадался, о чем идет речь. Если один из игроков понимает, о чем говорит другой, он произносит «морская сеть». Эти два, а иногда более, человека, хором считают до десяти, и если за это время ведущий не догадывается, какое слово объединило участников, он открывает вторую букву, и далее игроки задумывают слова, начинающиеся на эти две буквы.
Игра продолжается до тех пор, пока один из участников не назовет верно слово, загаданное ведущим.
Достоинство игры заключается в том, что дети, пытаясь описать что-либо, ощущают недостаток знаний о море, и это, возможно, будет стимулировать их желание узнать больше о жизни моря.
Когда слово отгадано, его вновь загадывает тот участник, который первым назвал верное слово. Играть в эту игру можно сколько угодно, пока дети не устанут.
У вас на столе карточки-слоги (-лия-, -ке-, -ла-, -ак-, -ми-, -ау-, -па-, -ния-, -кор-, -ран-, -ре-, -ра-, -кам-, -не-, -ти-, -дия-, -рот-, -ба-, -кат-, -на-, -фаль-).
Составьте 8 слов – названий морских обитателей. Слоги могут повторяться.
Ответ: актиния, корнерот, камбала, катран, мидия, аурелия, рапана, кефаль.
Всем известен конь, жующий траву, и конёк, плавающий в море, — это морские однофамильцы. Назовите как можно больше морских обитателей, имеющих такое же название, как у сухопутных животных.
Ответы: звездочет или морская корова, скат морская лисица, морской конек, бурая пескарка или морская мышь, морская собачка, азовка или морская свинья, морской кот или хвостокол, морской черт или удильщик, морская ласточка.
Вариант той же игры: 2 команды по очереди называют животных, в названии которых есть «морской», «морская» — кто первый выдохнется – проиграл.
За 20 секунд вы должны дать ответ на следующие вопросы:
1. Это единственная рыба, плавающая в вертикальном положении (морской конек).
2. Этот моллюск прирастает к камням с помощью створок раковины (устрица).
3. У этой рыбы глаза располагаются на одном боку (камбала).
4. Эта рыба ценилась в Древнем Риме за легкость приручения и красивую смерть (барабуля).
5. Самый крупный черноморский дельфин (афалина).
6. Это животное получило свое название из-за окраски шерсти и уединенного образа жизни (тюлень-монах).
7. Самое большое животное, плавающее при помощи ресничек (гребневик).
8. У этой рыбы есть удочка (удильщик).
9. Акула, обитающая в Черном море (катран).
10. Самый крупный остров в Черном море (Змеиный).
«Найди себе пару»
Учащиеся объединяются в 2 команды. Одна команда (каждый игрок) получает листки с изображением морских обитателей, другая команда – листки с названиями этих обитателей. По команде нужно быстро найти подходящий листок у другого игрока. Выигрывает пара, безошибочно сделавшая это раньше других.
Играющие садятся в круг. Ведущий объявляет, что все участники игры, начиная с первого, должны назвать по одному слову, имеющему отношение к морю, причем каждое следующее слово должно начинаться с буквы, которой окончилось предыдущее.
Проводится для закрепления материала. Ведущий говорит фразу по теме и, если она верная, дети хором кричат «Да!», хлопают руками, иначе «Нет!» и топают ногами.
Кислород в Черном море распределяется равномерно (нет).
Гребневик подрывает кормовую базу рыб (да).
Моллюск рапана уничтожает мидий и устриц (да).
Понт Аксинский – это древнее название Азовского моря (нет).
Самая большая глубина Черного моря – 2212 метров (да).
Другое название медузы аурелии ауриты – ушастая медуза (да).
Черное море соединяется с Азовским морем через пролив Босфор (нет).
Белуга – самый крупный представитель осетровых рыб (да).
Мраморный краб – самый крупный краб в Черном море (нет).
Из красной водоросли филлофоры получают вещество агар-агар (да).
«Что знаешь и чего не знаешь»
Для этой игры нужно подготовить несколько рисунков (5-6), на которых изображены животные, помещенные в несвойственные им условия или выполняющие несвойственные им действия. Играющие должны определить, в чем ошибка.
Например: Рыба, плавающая на километровой глубине в Черном море.
«Лучший плакат, лучший знак»
За определенное время придумать лучший плакат на заданную тему, например, плакат «Берегите природу». Можно предложить придумать различные указательные и запрещающие знаки, например, «Не тонуть!».
Игра по станциям
Разрабатываются 5-6 «станций», на каждой из которых ребята выполняют какое-либо задание (на сплоченность, знание о жизни морских обитателях, спортивные игры). При удачном прохождении станции они получают «ключ» для второй станции и т.д.
Команде необходимо связать слова: дельфин, моллюск, створка, катер, пляж, океан, нефть, мусор, палка, космос и т.д. в единый рассказ. При этом использовать как можно меньше других слов, предлогов. Время на составление – 3 мин. Лишние слова считаются, и заносятся в оценочный лист.
Станция 2. «Изложение»
Участники команды по очереди заходят в аудиторию. Ведущий зачитывает первому участнику текст по теме «Жизнь Черного моря». 1-ый участник запоминает текст. 2-ой участник заходит в комнату, 1-ый передаёт ему содержание текста, 2-ой запоминает и передаёт дальше, 1ый молчит. После последнего участника, ведущий зачитывает оригинал текста и по количеству неточностей и полноте информации выставляет оценку.
Станция 3. «Загадки»
Команде необходимо за 5 мин придумать загадку про морского обитателя. Оценивается: узнаваемость, отсутствие косвенных указателей, правдивость, оригинальность, юмор.
Станция 4. «Слепой рисунок»
Экипажу дают задание – нарисовать какое-либо морское животное. Каждый человек рисует одну часть тела. Делается это с завязанными глазами. Критерий оценки – правдивость рисунка, его содержательность и эстетичность.
Игровая программа «Детектив»
Цель: развитие творческих способностей, фантазии, смекалки, сообразительности, внимания, логического мышления, передача детям знаний о природе Чёрного моря.
Форма: интеллектуально-развлекательная игра.
Методы: коллективная творческая деятельность.
Оборудование: ракушки с просверленными дырочками от рапанов (гребешки, донаксы, мидии), карточки для иллюстрации свидетелей, потерпевших и др.
Мы с вами сотрудники детективного агентства. Наша задача раскрыть преступление, найти преступника и провести над ним суд.
Задача: На дне Чёрного моря стали находить раковины гребешков. На их раковинах видны дырочки, которые сделал преступник. Моллюсков в раковинах нет. Также найдены пустые раковины мидий. На них нет дырочек. Но предполагается, что это дело одного и того же преступника. Также есть потерпевший – краб-плавунец. Преступник накинулся на него сверху, жадно вцепившись, он просверливал панцирь краба, впуская какую-то жидкость, от чего крабу сделалось плохо, он еле держался на ногах и если бы не человек, который оторвал преступника от пострадавшего дело приняло бы летальный исход.
Узнать о потерпевших , их образе жизни, связях.
Улики. След на песке (широкие и глубокие борозды). Ровно просверленная дырочка на раковине жертве. Остатки яда.
3. Допрос свидетелей . Донакс (процесс высверливания). Рак-отшельник Диоген (как подозреваемый ест мидию). Краб-плавунец (потерпевший).
4. Мотивы преступления. Питание
5. Сбор информации о преступнике.
6. Фоторобот подозреваемого.
Материалы к игровой программе:
Гребешки
Еще 15-20 лет назад – самый красивый моллюск в Черном море, раковины – как веера, оранжевые, желтые, белые. Их всех съел рапан. Этот моллюск может перемещаться как реактивный снаряд. С силой гребешок захлопывает створки своей раковины, и струя воды переносит его на метр-другой вперед. У гребешков много глаз. Их около сотни.
Мидии
Природные биофильтры. Живут 7-10 лет. Обычно фиолетового цвета и неправильной формы. Мидии пропускают через себя огромное количество морской воды. При этом в их телах накапливается всё, что в этой воде содержалось.
Что объединяет их? (Они – двустворки.)
Был рядом, когда Подозреваемыый прикрепился к гребешку своей мясистой ногой и языком-фрезой начал просверливать в его раковине дырочку. Через проделанную дырочку он пускал яд — энтероамин.
Энтероамин – яд, парализующий мускулы-замыкатели. Когда отравленный моллюск открывает створки, убийца съедает его.
Устрица
Когда–то нас было много в Черном море, у нас были мощные толстые раковины, и мы боялись только людей, которые нас собирали и ели. Они говорили, что мы – деликатес, что у нас – самое нежное мясо. Но появился в Черном море рапана, и вот он-то нас съел по-настоящему. Теперь мы прячемся в нескольких потайных местах в подводных скалах Черного моря, и нас осталось – совсем мало. Собирайте наши ракушки на пляже – скоро и их не будет!
Водолаз
Впервые увидел Подозреваемого в Новороссийской бухте в 1947 году. Мы их попробовали на вкус с ребятами – ничего, только мясо жестковато, и от печенки с кишками надо чистить хорошо – они – настоящая отрава. Мы их теперь собираем и продаем – туркам, японцам, арабам; они этих улиток больше всех любят.
«Я имя свое вам не скажу, не выдам, ибо – военная тайна. Сейчас мне за 70, а тогда я был матросом первогодком, драил гайки медные, а вот начальству зад не лизал… Да… было время. Стояли мы в Порт-Артуре – это теперь он китайский, а тогда, еще с императорских времен – была русская морская база. Вот там мы эту улитку и зацепили – икру свою она наклеила на днище нашего боевого корабля. И протащили мы икру эту через полсвета – из Тихого океана – в Индийский, оттуда – через Средиземное море – в Черное, в порт наш родной – Новороссийск. И распространился оттуда этот моллюск по всему Черному морю. Случайно это вышло, кто ж знал, что все так случится».
Морская звезда
Я – красивая и красная морская звезда и у меня пять красивых лучиков. Я очень люблю есть рапанов – приезжайте во Владивосток, нырните в Японское море — и посмотрите: вот я наползаю на рапана, вываливаю наружу свой большой, белый желудок, обволакиваю им рапана – перевариваю; уползаю – только ракушка пустая на дне валяется. Поэтому рапаны там сильно не размножаются, и устрицы и гребешки целы. А в Черное море я пройти не могу! Очень хочу – ведь там рапанов много, я бы их поела, но условия мне не подходят, я – привередливая, мне соли в морской воде надо в два раза больше, чем в Черном море.
Рак-отшельник Диоген
Раньше свои незащищенные мягкие брюшка, легкодоступные любому морскому хищнику, прятал в недоступные для врагов твердые раковины триции и церитиума. После расселения рапаны стал занимать их пустые раковины. В новом, с большим «метражом», жилье он сейчас вырастает до размеров своего дальнего родственника средиземноморского рака-отшельника и отдаёт этим раковинам всё большее предпочтение.
Ученый-эколог
Латинское название этого брюхоногого моллюска — Rapana venosa, то есть – рапан жилистый. После его появления в Черном море, количество видов моллюсков снизилось минимум в два раза… Да и общая их численность упала. Печальная история. А все потому, что нет у рапанов здесь настоящих естественных врагов. Вот и сверлит он тут всех подряд, а его только люди некоторые едят, но этого недостаточно. Такое происходило, происходит, и будет происходить – называется это – вторжение экзотических видов. Потом они становятся привычными.
Пограничник (ему помогает морская пограничная рыба-собачка)
Почему же так – ничего не поделать, товарищ ученый. А мы границу – на замок! Есть у нас закон об очистке балластных вод, есть правила осмотра судов. Постараемся не пропустить.
Портрет Подозреваемого
Внешность. Подозреваемый красив. Трубочка – хоботок, которая тянется из под устья раковины – свёрнутый край мантии, по сути – тот же сифон что и у двустворок – через него улитка направляет воду для дыхания.
Рост. У черноморской рапаны половозрелость наступает в возрасте 2 лет, при длине раковины от 35 до 78 мм. К пяти годам она достигает размера 92 мм, когда ее восточная родственница дорастает в среднем до 126 мм.
Размножение. Быстрому расселению рапаны способствуют не только растянутый нерестовый период и обильные кладки оригинальных яиц, но и то, что личинки у нее – живут в планктоне и разносятся течениями по всей акватории моря.
Размножаются с середины лета по начало осени, когда вода у берега самая тёплая. У рапанов внутреннее оплодотворение – самец вводит семя в самку. Икра рапанов защищённая – жёсткие прозрачные трубочки, собранные в пучки – щётки, которые самка наклеивает на камни и др. твёрдые предметы, может также и на другого рапана.
Дети готовятся к «судебному процессу», внимательно изучая историю и особенности не только своих героев, но и всех участников дела, знакомятся с «уликами», документальными источниками информации.
«Процессом» руководят педагоги, предоставляя слово – по очереди – обвиняющей и защищающей сторонам, участникам и очевидцам «преступления». Выслушав все аргументы, мнения и т.п., присяжные заседатели принимают решение о том, кто виноват.
После процесса «присяжные» комментируют своё решение (какая из сторон была более убедительна, объективна, использовала достоверную информацию).
Источник