- 7 самых больших кладбищ затонувших кораблей в мире
- 1. Карибское море, район Больших Антильских островов
- 2. Тихоокеанское побережье Микронезии, район островов штата Чуук
- 3. Коралловое море, район Большого Барьерного рифа
- 4. Побережье Атлантического океана у острова Сейбл
- 5. Бискайский залив, ближе к испанскому побережью
- 6. Пролив Ла-Манш, в районе побережья города Дил
- 7. Эгейское море, район греческого острова Фурни
- Затонувшие корабли, которые привлекают дайверов со всего мира
- Необычные места кораблекрушений: топ-25
- Giannis D
- Sweepstakes
- Peshtigo и St. Andrews
- USNS General Hoyt S. Vandenberg
- MS World Discoverer
- Iron Scow
- Fujikawa Maru
- Eduard Bohlen
- Немецкий океанический флот
- HMS Vixen
- Peter Iredale
- Iro Maru
- USS Kittiwake
- James McBride
- Melckmeyt
- SS Maheno
- YOGN-42
- SS Ayrfield
- Panagiotis
- USS Saratoga CV-3
- Hermes
- Zenobia
- Sea Tiger
- SS Dominator
7 самых больших кладбищ затонувших кораблей в мире
Человечество научилось строить корабли тогда же, когда возникли первые государства – в 3 тысячелетии до нашей эры. История судостроения насчитывает около 4000 лет, и столько же лет на дне морей и океанов находят последний причал затонувшие корабли. Историки утверждают, что с X века до н.э. и до середины ХХ века н.э. затонуло минимум 3 миллиона судов.
Затонувший фрегат
До изобретения парового двигателя более половины кораблей терпело крушение и тонуло в течение 1-2 лет после начала эксплуатации. Гибли гребные и парусные судна и в морских боях, и в штормах, причем чаще катастрофы происходили из-за сильного ветра и бурь. В ХIХ веке, когда во флотах морских держав парусники были заменены пароходами, а люди научились прогнозировать погоду, количество кораблекрушений уменьшилось.
Две мировых войны в ХХ столетии пополнили список тысячами затонувших кораблей — боевыми и вспомогательными судами, грузовыми и грузо-пассажирскими лайнерами и подводными лодками. Затонувшие судна в единичных случаях подымали на поверхность воды и буксировали в порт.
Большинство погибших кораблей навсегда остались под толщей воды. За 4 тысячи лет в мировом океане образовались кладбища затонувших кораблей – участки дна, где лежат сотни судов, потерпевших крушение в разные века.
На подводных кладбищах соседствуют древнеримские галеры, английские фрегаты, пиратские галеоны, американские пароходы и советские боевые корабли. Подобных мест на судоходных маршрутах не счесть, исследователи морских глубин регулярно находят новые затопленные корабли. Мы расскажем о 7 самых больших кладбищах затонувших кораблей из тех, о которых известно сегодня.
1. Карибское море, район Больших Антильских островов
Судоходные маршруты через Карибское море были проложены после открытия Америки, ведь через него лежит кратчайший путь с акватории Тихого океана к портам Атлантики. Мимо Больших Антильских островов на протяжении 500 лет регулярно проходят торговые, военные и пассажирские суда.
Галеон испанского «Серебряного флота»
Но погода на Карибском море изменчива, здесь 8-12 раз в год бывают сильные шторма, способные унести на дно большие и средние парусные корабли. Да и пираты в XVI-XIX веках считали это море отличным местом, чтобы поживиться золотом и товарами из торговых судов.
В эпоху «золотой лихорадки» через Карибское море пролегал маршрут, по которому драгоценности из Новой Земли доставляли в Испанию и Португалию. И закономерно, что сотни фрегатов и галеонов, перевозивших золото, подвергались нападениям пиратов.
Теперь в затонувших кораблях обитают рыбы
Точное количество кораблей, лежащих на дне Карибского моря, не установлено. Исследователи утверждают, что там затоплено от 1000 до 3000 судов, минимум 450 из которых – испанские парусники, погибшие в период с 1500 до 1800 года.
На сегодня исследовано максимум 20% затонувших в Карибском море кораблей. И наиболее известными из них являются:
- Испанский парусник «Сан Антонио», перевозивший золото и драгоценности и погибший во время шторма осенью 1621 года.
- Испанский галеон «Нуэстра сеньора де ла Консепсьон», затонувший в 1641 году с тоннами золота и драгоценностей на борту.
- Английский фрегат «Винчестер» с 60 тяжелыми орудиями (пушками), потерпевший крушение в 1695 году.
- 10 галеонов испанского «Серебряного флота», затопленные в 1715 г., во время сильного урагана.
- Испанский галеон «Руи», погибший во время шторма в 1733 году.
По мнению кладоискателей, Карибское море – не только большое кладбище затонувших кораблей, но и сокровищница с несметными богатствами. В трюмах покоящихся на дне испанских и английских парусников лежат сотни тонн золота и драгоценностей.
2. Тихоокеанское побережье Микронезии, район островов штата Чуук
В акватории Тихого океана вблизи островов штата Чуук под водой скрыто кладбище военных кораблей. На нем покоятся суда, считавшиеся гордостью японского Тихоокеанского флота. По плану правительства Японии с помощью этих судов должен был осуществиться захват сначала Микронезии и Новой Гвинеи, а затем – Австралии. Но судьба распорядилась иначе.
Затонувший военный корабль в Микронезии
В 1944 году в оккупированной Японией Микронезии располагалась крупная военно-морская база, где находилось более 100 кораблей 4 Императорского флота. В ходе операции «Хилстон», проведенной 17 февраля 1944 года военно-морскими силами США, база была разгромлена, а японские суда затоплены.
Дайверы осматривают останки корабля
По подсчетам дайверов, в районе остров Чуук покоится 60 крупных и 100 мелких японских военных судов, потопленных американскими военными силами. Помимо кораблей, на этом кладбище лежат и самолеты японских ВВС – минимум 275 истребителей.
Это кладбище затонувших кораблей популярно у дайверов и исследователей Второй Мировой войны. Но и сегодня плавать там не безопасно – на погибших кораблях остались не взорвавшиеся бомбы.
3. Коралловое море, район Большого Барьерного рифа
Кладбище кораблей в Коралловом море вблизи берегов Австралии не меньшее, чем в Карибском море. Главной причиной гибели судов здесь выступали коралловые рифы, на которые корабли натыкались во время штормов и туманов.
Кладбище в районе Большого Барьерного рифа
Образовалось это кладбище в эпоху колонизации Австралии Британской империей – в XVIII-XIX веках. И 60% судов, лежащих на дне Кораллового моря, когда-то плавали под британским флагом и перевозили товары, драгоценные металлы и семьи колонизаторов.
Исследование подводного кладбища короблей
Затопленные корабли возле Большого Барьерного Рифа обнаружили в конце XX века. На сегодня исследовано менее 10% судов, лежащих на подводных коралловых рифах Кораллового моря. И наибольшую известность получили следующие найденные корабли:
- Английский военный фрегат «Пандора», затонувший вследствие столкновения с рифом в 1791 году.
- Бриг «Swiftsure» (бывший «L‘Inconstant», на котором Наполеон Бонапарт в 1815 г. покинул остров Эльба), напоровшийся на риф и ушедший на дно в 1829 году.
- 109-метровый пассажирский лайнер «Йонгала», погибший в шторме в 1911 году.
4. Побережье Атлантического океана у острова Сейбл
Плавучий остров Сейбл средневековые моряки называли «пожирателем кораблей». Возле него нашли последний причал 400 пассажирских и торговых судов. По наблюдениям канадских смотрителей маяка на острове в XIX веке здесь тонуло в среднем 2 судна в год. А в XVII-XVIII веках катастрофы случались чаще – парусные корабли не могли противостоять штормам, и их выносило на мель.
Плавучий остров Сейбл
Причин массовой гибели парусников и пароходов возле Сейбла две: переменчивая погода и скрытые под водой сыпучие пески. Так как холодное Лабрадорское течение здесь сталкивается с теплым Гольфстиром, погода постоянно меняется, и легкий попутный ветер в считанные минуты превращается в ураган. А дно возле Сейбла неровное и покрытое песками, в которые за 2-3 дня полностью затягивало вынесенные ветром на мель корабли.
Английский корабль «Френсис» на острове Сейбл
Из сотен судов, севших на мель возле Сейбла и погибших в сыпучих песках, самыми известными являются:
- Английский корабль «Френсис», перевозивший вещи герцога Йоркского и погибший в конце XVIII века.
- Английское судно «Принцесса Амалия», ушедшее на дно в 1801 году.
- Пассажирский пароход «Штат Виргиния», затонувший в 1879 году.
- Французский пароход «Ла Бургонь», затонувший летом 1898 года.
- Пароход «Крафтон Холл», севший на мель и поглощенный песками весной 1898 года.
5. Бискайский залив, ближе к испанскому побережью
Живописный Бискайский залив, простирающийся между испанским и французским побережьем, моряки считают проклятым. Из-за бурных подводных течений и переменчивой погоды в заливе погибло более 200 испанских, турецких, французских и английских торговых судов. Также здесь покоятся и военные фрегаты, потопленные в период англо-французских войн.
Крушение французского судна в Бискайском заливе
Кладбище кораблей в Бискайском заливе собиралось веками, поэтому здесь под водами скрыты значительные сокровища и исторические памятки.
Вино с затонувшего корабля
К примеру, из одного корабля удалось поднять на поверхность редкие вина, изготовленные в XVI веке. Стоимость бутылки вина, пробывшей под водой 400 лет, на аукционе достигла цены в 2000 английских фунтов.
6. Пролив Ла-Манш, в районе побережья города Дил
В проливе Ла-Манш в 10 км от британского города Дил находится печально известная всем морякам отмель Гудвина – место, где в период с 1600 по 1991 годы затонуло 2000 судов. Причиной гибели большинства из них выступили сыпучие пески, ломающие и затягивающие в себя корабли, которым «посчастливилось» сесть на мель.
Отмель Гудвина
Коварство этого участка Ла-Манша в том, что расположение мелей постоянно меняется и предсказать, какое место кораблям нужно обходить стороной, невозможно. Под действием приливов и отливов пески смещаются, и капитаны парусников, проходя мель Гудвина, полагались исключительно на удачу.
Удача улыбалась не всем, и груженные товарами, золотом и драгоценностями корабли регулярно уходили под воду. Командам и пассажирам гибнущих кораблей спастись удавалось не всегда – по мнению исследователей, здесь встретили смерть 50 000 человек.
Погибшие корабли в проливе Ла-Манш
Из 2 000 похороненных под водами Ла-Манша судов самыми известными являются:
- Английский военный корабль «Стайлинг Кастл», погибший в шторме в 1703 году
- 50-пушечный английский фрегат «Мари», затонувший в 1703 году
- Пароход «Виолет», ушедший на дно вместе с командой в 1857 году
- Пароход «Махатта», севший на мель и разломившийся на две части в 1909 году
- Океанский лайнер «Монтроуз», потерпевший крушение в 1914 году
- Грузовой корабль «Проспектор», погибший из-за столкновения с круизным лайнером «Чусан» в 1953 году.
7. Эгейское море, район греческого острова Фурни
Кладбище кораблей в Эгейском море археологи нашли в XXI веке. Их поразило количество и разнообразие судов, покоящихся здесь на дне. За 2015 и 2016 годы было исследовано 55 кораблей, и это только незначительная часть подводного кладбища. Самым древним из найденных здесь судов является гребная галера, построенная в VI веке до нашей эры, а самым новым – пароход, затонувший в начале XIX века.
Остов затонувшего корабля в Эгейском море
Причина гибели кораблей в Эгейском море – скалистые берега бухт, в которых парусные суда прятались от северного ветра и становились на дрейф. Если направление ветра неожиданно менялось и начинался ураган, находившиеся в бухтах корабли разбивало о прибрежные скалы.
Источник
Затонувшие корабли, которые привлекают дайверов со всего мира
Необычные места кораблекрушений: топ-25
По оценкам ООН, за всю историю на дно океана вместе с судами отправилось 3 миллиона человек. Это впечатляющая цифра, которая свидетельствует о внушительном масштабе кораблекрушений. Поэтому стоит рассмотреть наиболее значительные затопления судов и плавающих объектов.
Giannis D
Судно затонуло в Красном море, недалеко от Египта. До этого оно поменяло несколько имен. Первое название «Шойо Мару» присвоено в 1969 году в Имабари (Япония) после завершения постройки. В 1975 году судно продано и переименовано в «Маркус». Затем, в 1980 году, снова меняется владелец – им становится Dumarc Shipping and Trading Corporation в Пирее, Греция. Тогда судно и получает название Giannis D.
Последний рейс начался в Риеки (Югославия) в 1983 году. На борту находились строительные пиломатериалы, которые должны были быть доставлены в Джидду в Саудовской Аравии.
Официально судно затонуло по следующим причинам: 19 апреля 1983 года Giannis D шел по Губальскому проливу, который является узким судоходным путем. Цель – выйти в Красное море. В это время капитан передал управление одному из младших офицеров и удалился в свою каюту, чтобы отдохнуть. Вскоре его разбудил громкий звук. Было похоже, что Джаннис D отошел к западу от заданного курса и сел на мель в северо-западной части Рифа Шааб Абу Нухас. При этом судно шло на полной скорости. И сегодня Giannis D остается на том же месте под 10-метровой толщей воды.
Sweepstakes
Судно затонуло в Тобермори, Онтарио, примерно в трех часах езды к северо-западу от Торонто. Это место называют Канадским Бермудским треугольником. Sweepstakes был построен в 1867 году в Берлингтоне, Онтарио. Это был гигант по меркам того времени – его длина составляла 37 метров.
Летом 1885 года судно перевозило уголь возле Тобермори, когда каким-то образом было получено повреждение корпуса. За этим последовала буксировка в Большую гавань для ремонта, но это оказалось слишком дорогим удовольствием. Поэтому с судна были сняты все ценные вещи, а затем оно было потоплено.
Чтобы увидеть Sweepstakes, не нужно погружаться. Над местом затопления ходит туристический катер с прозрачным дном, что позволяет рассмотреть лежащий на дне Sweepstakes.
Peshtigo и St. Andrews
Суда покоятся на дне озера Мичиган на глубине 60 метров. Их обнаружил 10 лет назад дайвер и любитель морской истории Берни Хеллстрем. Эти шхуны столкнулись и погрузились в глубины Мичигана более 140 лет назад. Обнаружить суда удалось благодаря эхолоту.
Позже Хеллстрем вернулся на это место с изготовленной на заказ камерой и обнаружил еще два корабля – Пештиго и Сент-Эндрюс – на расстоянии нескольких метров друг от друга. Корабли столкнулись еще в 1878 году, но считалось, что они затонули в озере Гурон.
USNS General Hoyt S. Vandenberg
Военно-морские силы США первоначально использовали судно USNS General Hoyt S. Vandenberg для транспортировки и слежения за ракетами во времена Второй мировой войны. В 1983 году корабль был официально списан и затоплен в мае 2009 года для создания основы искусственного кораллового рифа. Судно опустилось на 43 метра, оставив около 12 метров свободного пространства между мачтами и поверхностью воды. Корабль весил 17 120 тонн и был длиной 168 метров.
MS World Discoverer
Называть этот случай кораблекрушением было бы ошибкой, так как судно затонуло только наполовину. В 2000 году MS World Discoverer столкнулся с неизвестным коралловым рифом в районе Соломоновых островов и остался на нем.
Несколько спасательных компаний заинтересовались этим судном. Но по прибытии на место выяснилось, что оно было разграблено во время гражданской войны на Соломоновых островах, которая продолжалась с 1998 по 2003 год.
Iron Scow
Этот плавучий объект называют Ниагарским, так как он практически неподвижно лежит уже более 100 лет в районе величественного водопада. Им управляли 2 моряка, которых удалось спасти после крушения. В 2019 году шторм подвинул судно на 50 метров вниз по течению. Исполнительный директор Ниагара Паркс Дэвид Адам сказал, что это стало еще одной исторической вехой для заповедника.
Fujikawa Maru
Лайнер лежит на дне Лагуны Чуук Федеративных Штатов Микронезии. Корабль построила компания Mitsubishi для судовладельцев Toyo Kaiun в 1938 году. Его длина составила 137 метров. Изначально судно было лайнером, а потом использовалось для перевозки сырого шелка, хлопка, джута и льна.
Всего за год до Перл-Харбора, в 1940 году, Императорский флот Японии захватил Фудзикаву и превратил корабль в подобие авианосца. Его оснастили орудиями, снятыми со старых военных кораблей. В сентябре 1943 года американская подводная лодка Permit торпедировала Фудзикаву. Но уже в следующем году корабль снова вернулся в строй и вскоре снова был торпедирован. На этот раз торпеду запустил ударный бомбардировщик, прикрепленный к группе авианосцев, в которую входили USS Monterey и Bunker Hill. В итоге авианосец затонул в Чуук Лагун.
Лагуна Чуук сама считалась мощным оборонительным узлом японцев в Тихом океане во время Второй мировой войны, поэтому в атолле есть множество других затонувших кораблей. В 1971 году океанолог Жак Ив Кусто выпустил телевизионный документальный фильм об этом районе и останках кораблей, который быстро стал популярным у дайверов.
Eduard Bohlen
Чтобы увидеть последствия этого кораблекрушения, не нужно погружаться на дно океана. Судно закопано в песках на побережье Намибии. Но посмотреть на него – это проблема, так как нужно получить специальное разрешение и взять в аренду транспорт. Еще один вариант – съемка с воздуха. Судно село на мель, заблудившись в тумане в 1909 году. Сегодня оно находится почти в двух километрах от линии прибоя.
Немецкий океанический флот
В июне 1919 года, по итогам Первой мировой войны, немецкий флот был уничтожен Королевским ВМС недалеко от Оркнейских островов. Корабли были сданы и разоружены. Это стало платой немцев за развязывание мирового конфликта.
Большинство экипажей были сняты с кораблей – на них остался минимальный персонал, необходимый для управления. Не зная, что перемирие продлено, и полагая, что Германия и союзные державы собираются вернуться к войне, командующий немецким флотом контр-адмирал Людвиг фон Рейтер приказал затопить все корабли.
HMS Vixen
Построенный в Англии в 1864 году, корабль был спущен на воду 3 года спустя. HMS Vixen – это гигантская канонерская лодка, корпус которой был полностью покрыт тиковым деревом. Этот материал популярен и сегодня. Корабль стал самым медленным железным судном в Королевском флоте, что показали испытания.
У Виксена был «близнец» под названием Вайпер. Обе канонерки отбуксировали на Бермудские острова в 1888 году – они использовались в качестве оборонительных кораблей. К 1896 году все оборудование и двигатели сняли, и Vixen заблокировал узкий канал у залива Даниэля – он предотвращал торпедные атаки и мешал союзному флоту.
Сегодня нос HMS Vixen наполовину погружен. Он охраняется, а это значит, что нужно получить разрешение на погружение с аквалангом (хотя само подводное плавание разрешено) или на выполнение других действий. Тут часто проходят лодки со стеклянным дном.
Peter Iredale
На побережье Орегона покоится скелет корабля Peter Iredale. Это жуткое зрелище, особенно на закате. На линии прибоя догнивает 4-мачтовое стальное барочное парусное судно, принадлежавшее британской компании Iredale & Porter. В 1906 году корабль покинул порт Санта-Крус (Мексика) и направился в Портленд, штат Орегон, чтобы забрать пшеницу и переправить ее в Великобританию. Но разразившийся шторм выкинул корабль на берег, превратив в туристическую достопримечательность.
Iro Maru
Лагуна Чуук на Палау известна как корабельное кладбище времен Второй мировой войны. Тут затоплено около 60 судов. Это отличное место для дайвинга, так как корабли лежат на грунте недалеко от поверхности.
Иро Мару длиной 143 метра затонул в 1944 году во время военной операции ВМС США. Корабль опустился на дно в вертикальном положении. Чтобы увидеть его, необходимо погрузиться почти на 40 метров. По палубам Иро Мару все еще разбросаны боевые снаряды, поэтому дайверам нужно быть осторожными.
USS Kittiwake
Подводное спасательное судно было намеренно затоплено как искусственный риф на Британских Каймановых островах. Его спустили на воду 10 июля 1945 года и вывели из эксплуатации 30 сентября 1994 года. В течение 49-летнего срока службы 76-метровое судно сопровождало подводные лодки во время морских испытаний и миссий. Во время этих походов экипаж отрабатывал проведение спасательных операций.
Многие события истории спасательного судна до сих пор держатся в секрете. Одно из самых известных случилось сразу после катастрофы космического челнока «Челленджер» в 1986 году. Министерство обороны и Береговая охрана США активно разыскивали черный ящик космического корабля. В операции принял участие и Киттивэйк. Именно его команда нашла такой нужный военным и ученым объект на дне Атлантического океана.
James McBride
Джеймс Макбрайд был спущен на воду 1 апреля 1848 года в «День смеха». Девять лет спустя судно отправилось в рейд на острова Маниту с грузом древесины. Во время обратного рейса в Чикаго корабль попал в шторм. После этого его отбуксировали на берег возле Дюны Спящего Медведя и бросили на произвол судьбы. Владелец судна Джон Стаффорд почти не беспокоился, поскольку корабль принес больше прибыли, чем было потрачено на его строительство (4000 долларов).
Melckmeyt
Название судна переводится как «Молочница». Корабль после кораблекрушения был найден недалеко от побережья крошечного острова Флати. Предположительно, судно принадлежало контрабандистам, сбилось с курса и затонуло. Обломки обнаружили только в 1992 году. Корабль длиной 32 метра лежит на глубине более 12 метров. С момента обнаружения археологи тщательно изучили корабль. Даже создали виртуальную имитацию затопления, чтобы отпраздновать 360-летие «Молочницы».
Судно затонуло в 1628 году на глазах у множества людей, отправляясь в первое путешествие из гавани Стокгольма. Предполагалось, что это будет самый современный корабль, когда-либо построенный в Швеции, но он пошел ко дну. Оружейная палуба судна оказалась слишком тяжелой, так как была построена инженером без практического опыта кораблестроения.
Холодная вода гавани Стокгольма не дала паруснику сгнить. Когда его подняли на поверхность в 1961 году, оказалось, что тлен почти не тронул конструкции военного корабля. Vasa был размещен в музее Стокгольма.
SS Maheno
Изначально роскошный круизный лайнер переоборудовали в плавучий госпиталь, который спасал жизни солдат во времена Первой мировой войны. SS Maheno спустили на воду в 1915 году. Корабль перевозил раненых между Сиднеем и Мельбурном. В конце концов, корабль переправили в Великобританию, где он перевозил пациентов из Франции в Англию.
В июле 1935 года Maheno был куплен бизнесменом из Осаки, но так и не поступил в распоряжение владельца. Буксирная линия была разорвана пополам во время циклона в 80 километрах от побережья, и судно вынесло на берег. Сегодня оно ржавеет на пляже, но посетители не могут посетить корабль, так как это чрезвычайно опасно.
YOGN-42
Топливный танкер времен Второй мировой войны – главная достопримечательность на «Пляже кораблекрушений», так как он не полностью покрыт водой. Издалека кажется, что это обычная лодка, пришвартованная у берега. Так как стали в то время было мало, корабль построен частично из железобетона. На рамы из металлической сетки или арматуры из стального сплава бетонная смесь наносилась слоями.
«Пляж кораблекрушений» – это опасное место для судов. Здесь часто проносятся штормы. Не способствуют безопасности и узкие каналы. Поэтому на Ланае более десятка кораблей намеренно и непреднамеренно остались на вечной стоянке.
SS Ayrfield
SS Ayrfield – грузовой корабль, построенный еще в 1911 году. Это один из четырех заброшенных кораблей бухты Хоумбуш в Австралии. Будучи когда-то промышленным районом, залив Хоумбуш был загрязнен, а затем преобразован в пригород. Лодки стали напоминанием о промышленном прошлом Залива, но только Эрфилд SS зарос деревьями.
Panagiotis
Выброшенный на берег Греции корабль контрабандистов выглядит как художественная инсталляция. Отдыхающие загорают возле судна и фотографирую его. До того как стать пляжным памятником, Panagiotis владели контрабандисты, которые перевозили сигареты и спиртное. Пытаясь скрыться от властей, корабль врезался в берег бухты в 1983 году.
USS Saratoga CV-3
Авианосец длиной 270 метров потоплен в атолле Бикини и лежит на коралловом рифе. Отправил корабль на дно ядерный взрыв в 1946 году. Чтобы добраться до гиганта из близлежащего аэропорта, понадобится примерно 30 часов.
Hermes
Это самый известный у дайверов корабль. Он относительно небольшой, длина – всего 50 метров, и лежит на глубине 24 метра. Это делает «Гермес» удобным объектом для изучения. Судно, некогда входившее в состав ВМС США, практически не покрыто растительностью, но в нем живут рыбы.
Zenobia
Этот паром предназначался для буксировки кораблей в море. Судно встретило свою судьбу под прозрачными водами в заливе Ларнаки. В 1980 году во время своего первого путешествия корабль шел из Мальмё в Сирию, но так и не добрался до места назначения. Когда паром приблизился к Греции, обнаружилось, что корпус разгерметизирован. Помимо этого, начались технические проблемы. Но с ними и поступающей водой удалось справиться, и плавание продолжилось.
Вскоре вода снова начала просачиваться внутрь, и капитану было приказано вывести судно из гавани Ларнаки, чтобы не нанести ущерб другим судам. Той ночью паром затонул. На его борту находился груз, который и сегодня лежит на дне вместе с Zenobia. Судно хорошо видно под водой, так как оно находится всего в 15 метрах от поверхности.
Sea Tiger
«Морской тигр» перевозил 93 нелегальных иммигранта из Китая. В 1999 году судно затопили недалеко от пляжа Вайкики, превратив его в искусственный риф. Морские обитатели быстро освоили «Морского тигра». Сегодня на нем можно увидеть мурен, морских черепах. Импровизированный дом для рыб залегает на глубине 38 метров.
SS Dominator
«Доминатор» был грузовым судном, которое в 1961 году попало на полуостров Палос-Вердес, проплыв через густой туман. Его обломки находятся на поверхности, что делает этот корабль привлекательным для дайверов. Чтобы их найти, необходимо идти на север до мыса Палос-Вердес в заливе Луанда.
Все описанные суда имеют в своем активе интересную историю и, за небольшим исключением, доступны для изучения. Это своеобразные памятники морской стихии, воли случая и человеческой безалаберности.
Источник