Вятичи
Вя́тичи — восточнославянский племенной союз, обитавший в VIII-XII веках в бассейне Верхней и Средней Оки (на территории современных Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской и Липецкой областей) [1] [2] . Археологические памятники представлены ромено-борщевской археологической культурой [3] [4] .
Содержание
Этимология
Согласно народно-этимологической версии, приведённой в Повести временных лет, название вятичи произошло от имени родоначальника племени, Вятко, — уменьшительной формы от славянского имени Вячеслав:
Одна из гипотез связывает происхождение этнонима с индоевропейским корнем *ven-t «мокрый, влажный» (праслав. vet ) [7] .
На сегодняшний день наиболее актуальной является версия о том, что название вятичей (*vętitji) восходит к корню праслав. *vęt- «большой» [8] , и, в конечном счёте, сопоставимо с такими этнонимами, как венеды, венеты и вандалы, восходящими к тому же корню [9] . Все эти этнонимы имеют значение «большой народ».
География
Территория населенная вятичами в арабских источниках называлась страной Вантит. По данным археологии она имела следующие границы. Юго-западная граница вятичей проходит по водоразделу Оки и Десны [6] . В верховьях Десны и её притоков, а также в бассейнах притоков Оки, Жиздры и Угры, выделяется полоса, где вятичские курганы соседствуют с кривичскими, памятники с находками семилопастных височных колец вятичей соседствуют с находками браслетообразных завязанных височных колец кривичей смоленско-полоцких [10] . Затем граница вятичей проходит вдоль долин Угры и Оки вплоть до впадения Москвы в Оку, минуя бассейны Протвы и Нары [10] . Далее граница расселения вятичей следует на северо-запад вдоль правых притоков до верховьев Москвы-реки (где также встречаются памятники кривичей), а потом поворачивает на восток по направлению к верховьям Клязьмы [6] [10] . При впадении Учи в Клязьму граница поворачивает на юго-восток и идет сначала по левому берегу Москвы, а затем Оки [6] . Крайняя восточная граница распространения семилопастных височных колец — Переяславль-Рязанский [6] . Далее граница распространения вятичей идет к верховьям Оки, включая бассейн Прони. Верхнее течение Оки целиком занято вятичами [6] [10] . Обнаружены также отдельные археологические памятники вятичей на верхнем Дону, на территории современной Липецкой области [2] .
Летописные упоминания
Помимо «Повести временных лет», вятичи упоминаются (как В-н-н-тит) и в более раннем источнике — письме хазарского кагана Иосифа сановнику Кордовского халифа Хасдаю ибн Шапруту (960-е годы), в котором отражена этнополитическая ситуация конца VIII — середины IX веков. [11]
В одном из арабских источников древний автор Гардизи писал о тех местах: «И на крайних пределах славянских есть мадина, называемая Вантит (Ваит, Вабнит)». Арабское слово «мадина» могло означать и город, и территорию, ему подвластную, и всю округу. В древнем источнике «Худуд аль-Алам» говорится, что некоторые из жителей первого города на востоке (страны славян) похожи на русов. Повествование идет о тех временах, когда здесь еще не было русов, и земля эта управлялась своими князьями, которые именовали себя «свиет-малик». Отсюда шла дорога в Хазарию, в Волжскую Булгарию, и только позднее, в XI веке, состоялись походы Владимира Мономаха.
Тема Вантит нашла место и в текстах скандинавского летописца и собирателя саг Снорри Стурлусона. [источник не указан 362 дня]
Происхождение
По археологическим наблюдениям, расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья [7] или даже с верховьев Днестра (где обитали дулёбы) [12] .
Большинство исследователей считает, что субстратом вятичей являлось местное балтское население [13] . Предшественниками славянского населения в бассейне верхней Оки были представители сложившейся к III—IV векам мощинской культуры. Такие особенности культуры, как домостроительство, обрядность, керамический материал и украшения, в частности вещи, инкрустированные цветными эмалями, позволяют отнести её носителей к балтоязычному населению [10] .
История
Вятичи расселялись в бассейне Оки в период VI—VIII веках. Согласно Повести Временных лет, в IX — середине X века вятичи выплачивали дань Хазарии по шелягу (предположительно, серебряной монете) с сохи [14] . Как и у прочих славян, управление осуществлялось вечем и князьями. Находки многочисленных монетных кладов свидетельствуют об участии общин в международной торговле.
Ко времени основания Олегом Вещим в IX веке Киевской Руси (из полян, кривичей, радимичей, северян и древлян), вятичи не входили в состав его государства.
Около 965 года в результате похода князя Святослава вятичи были временно подчинены Киевской Руси. Сын Святослава — Владимир — вновь воевал с вятичами и наложил на них дань в 981 году. Они восстали, и в 982 году их пришлось завоёвывать снова. До конца XI века они сохраняли определённую политическую независимость; упоминаются походы против вятичей князей этого времени. В «Поучении Владимира Мономаха» упомянуты предводители вятичей — Ходота с сыном: «А въ вятичи ходихом по две зиме на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну, ходихъ 1-ю зиму» [15] . Во время усобиц XII века упоминаются города вятичей, возникшие в более ранние эпохи. По мнению Б. А. Рыбакова, главным городом вятичей был Корьдно (Кордно) [16] (отождествляется с селением Корно Мосальского уезда, ныне — село Корное Мосальского района Калужской области) [17] .
В последний раз вятичи упоминаются летописью под своим племенным именем в 1197 году. Их земли впоследствии вошли в состав Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств.
Археологически поселения вятичей прослеживаются до XVII века [17] .
Археология
С VIII века начинается заселение верховьев Оки славянским населением, мощинская культура сменяется археологической культурой, которая сопоставляется учёными с роменской и борщевской. Об этом говорят культурные элементы в домостроительстве и керамике, характерные для славян [10] . Считается, что при этом балты не покинули прежних мест расселения, а переняли некоторые обычаи у пришедших славян. Так, под влиянием представителей мощинской культуры у славян появляется традиция хоронить умерших в курганах, ранее для них не характерная, как и обычай сооружения кольцевых оград [10] . Характерные особенности славянской культуры верхнего Поочья VIII—X веков — это керамика, близкая по характеристикам к роменской, и лепная посуда (горшки, миски и сковороды), большая часть которой не имеет орнаментов, меньшая имеет орнаментацию, аналогичную роменской [7] .
В верховьях Оки, до впадения в неё Угры, процесс ассимиляции протекал наиболее интенсивно и завершился к XI—XII векам.
Продвижение вятичей на северо-восток вдоль долин Оки, а затем Москвы происходит с IX—X веков. Об этом говорят открытия нескольких селищ с лепной керамикой в Серпуховском, Каширском и Одинцовском районах Московской области [7] . Нужно отметить, что при этом славянская колонизация не происходит в бассейнах Нары и Протвы. Указанный период характеризуется высокой плотностью славянских курганов с типичными для вятичей семилопастными височными кольцами. Наибольшее число таких захоронений обнаружено в бассейне Москвы [10] .
Поселения
Жилища вятичей представляли собой землянки (4 на 4 метра [18] ), обложенные изнутри деревом; над землёй возвышались бревенчатые стены с двускатной крышей. Поселения располагались на больших расстояниях друг от друга и, как правило, по берегам рек. Многие деревни были окружены глубокими рвами. Землю, выкопанную изо рва, вятичи сваливали в вал, укрепляя его досками и сваями, а затем утрамбовывали, пока стена не доходила до желаемой высоты. В стене делали вход с прочными воротами. Перед входом через ров перекидывали деревянный мост. Остатки укреплённых поселений археологи называют городищами, а неукрепленных — селищами.
Хозяйство
Вятичи, по сообщениям летописцев, жили в лесах, поэтому важную часть их быта составляла охота (пушниной они платили дань хазарам), сбор мёда, грибов и диких ягод. Они также занимались подсечным земледелием, позднее — пашенным (просо, ячмень, пшеница, рожь), скотоводством (свиньи, коровы, козы, овцы). В хозяйстве вятичи использовали железные топоры, сохи, серпы [17] .
Верования
Вятичи долгое время оставались язычниками. В XII веке ими был убит христианский миссионер Кукша Печерский (предположительно 27 августа 1115 года).
Погребения (курганы)
Над мертвыми вятичи совершали тризну, а затем кремировали, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. Это подтверждается археологическими раскопками в бассейне Москвы. Отличительной чертой женских захоронений вятичей считаются семилопастные височные кольца [6] . О балтском влиянии на вятичей (через местные племена мощинской культуры) также говорят характерные украшения — шейные гривны, которые не принадлежат к числу распространённых украшений в восточнославянском мире X—XII вв. Только у двух племен — радимичей и вятичей — они получили относительно широкое распространение. Среди вятичских украшений есть шейные гривны, неизвестные в других древнерусских землях, но имеющие полные аналогии в летто-литовских материалах [22] . В XI—XII столетиях курганы этого региона имеют уже характерный вятичский облик, погребения ориентированы головой к западу, в отличие от балтских, для которых типична ориентировка на восток. Также славянские погребения отличаются от балтских групповым расположением курганов (до нескольких десятков) [10] .
И если кто умрёт, совершают над ним тризну. После неё складывают большой костёр [23] , кладут на него мертвеца и сжигают. После этого, собрав кости, складывают их в малый сосуд и ставят на столбе у дороги. Так делают вятичи и ныне. Такому же обычаю следуют и кривичи, и прочие язычники.
И аще къто умьряще, творяху тризну надъ нимь, и посемъ сътворяху краду велику, и възложаху на краду мьртвьца, и съжьжаху, и посемь, събьравъше кости, възложаху въ судину малу, и поставляху на стълпѣ на путьхъ, еже творять Вятичи и нынѣ. Сиже творяху обычая и Кривичи и прочии прогании. [24]
Антропологический облик
Антропологически вятичи из московского региона были близки к северянам: имели длинный череп, узкое, ортогнатное, хорошо профилированное в горизонтальной плоскости лицо и средневыступающий нос с высоким переносьем. [25] Для вятичей был характерен темно-русый цвет волос [26] . По другим версиям, вятичи были близки к эрзя-мордве: имели узкое лицо, средний рост, но приплюснутый нос [27] . Впрочем, эти особенности отличают лишь восточных, «московских» вятичей и могут быть объяснены метисацией с местным угро-финским населением. Треть вятичей умирала еще в детском возрасте. Продолжительность жизни у мужчин редко превышала 40 лет, у женщин значительно ниже.
См. также
Примечания
- ↑Вятичи
- ↑ 12Сенсационная находка археологов (рус.) . НТВ. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.Проверено 3 июля 2008.
- ↑Славяне на Дону
- ↑Этнический состав населения и погребальный обряд на территории Орловской области
- ↑Повесть временных лет
- ↑ 1234567Гагин И. А.Социально-политические связи окских вятичей и волжских булгар В X—XI вв. (рус.) . Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.Проверено 3 июля 2008.
- ↑ 1234Седов В.В. Волынцевская культура. Славяне на юго-востоке Русской равнины // Славяне в раннем средневековье. — М .: Научно-производительное благотворительное общество «Фонд археологии», 1995. — 416 с. — ISBN 5-87059-021-3
- ↑ Ср. др.-рус. вяче «больше». К тому же корню восходят слова Вячеслав «большой славой», Вятка «большая [река]».
- ↑Хабургаев Г. А. Этнонимия «Повести временных лет» в связи с задачами реконструкции восточнославянского глоттогенеза. М .: Изд-во МГУ, 1979. С. 197.
- ↑ 123456789Седов В.В. Голядь // I? balt? kult?ros istorijos (Вильнюс: Diemedis, 2000), 75-84. (рус.) . Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.Проверено 3 июля 2008.
- ↑ См.: Коковцов П. К.Еврейско-хазарская переписка X века. Л., 1932. Е. С. Галкина отождествляет В-н-н-тит не с вятичами, а с тюркским племенным союзом унногундуров (оногуров): Галкина Е. С.Данники Хазарского каганата в письме царя Иосифа
- ↑ГОРЕТОВ СТАН
- ↑Седов В. В., ГОЛЯДЬ
- ↑ «Козаромъ по щьлягу от рала даемъ»
- ↑Поучение Владимира Мономаха.
- ↑ Б. А. Рыбаков отмечал сходство названия Корьдно с неким Хордабом — городом славян, упоминаемом арабскими и персидскими авторами
- ↑ 123ДРЕВНЯЯ ЗЕМЛЯ ВЯТИЧЕЙ
- ↑Голядь, меря и вятичи
- ↑Древние поселения в верховьях Оки
- ↑Городище вятичей
- ↑Кто такие вятичи?
- ↑Седов В. В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. М., 1970. С. 138, 140.
- ↑ В более ранних списках летописи вместо крада «погребальный костёр» стоит слово клада «колода, гроб».
- ↑ Цит. по: Мансикка В. Й. Религия восточных славян. М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2005. С. 94.
- ↑Алексеева Т. И. Этногенез восточных славян по данным антропологии. М., 1973. С. 46.
- ↑Вятичская красавица
- ↑Российские антропологи оставили попытки найти в Москве «коренное» население
Ссылки
- Вятичи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Карта расселения народов Европы в IX веке
- Реконструкция облика женщины из племени вятичей (1)
- Реконструкция облика женщины из племени вятичей (2)
Литература
- Никольская Т. Н. Земля вятичей. К истории населения бассейна Верхней и Средней Оки в IX—XIII вв. М., 1981.
- Григорьев А. В. Славянское население водораздела Оки и Дона в конце I — начале II тыс. н. э. Тула: Репроникс, 2005. — 207 с.: ил.; 26 см, Библиогр.: с.196-204. — ISBN 5-85377-073-X
Русь · русь (народ) · Рюрик · Рюриковичи | |
Переломные события | Призвание варягов · Крещение Руси · Съезд князей в Любече · Монголо-татарское нашествие |
Летописные племена | славянские: белые хорваты · болоховцы · древляне · дреговичи · дулебы (волыняне) · вятичи · кривичи · поляне · радимичи · северяне · ильменские словене · тиверцы · уличи · финно-угорские: весь · меря · мурома · чудь заволочская · балтские: голядь · литва |
Киевские правители до распада Киевского государства (1132) | Аскольд и Дир · Олег Вещий · Игорь Рюрикович · Ольга · Святослав Игоревич · Ярополк Святославич · Владимир Великий · Святополк Окаянный · Ярослав Мудрый · Изяслав Ярославич · Всеслав Брячиславич · Святослав Ярославич · Всеволод Ярославич · Святополк Изяславич · Владимир Мономах · Мстислав Великий |
Значимые войны и битвы | Походы Руси против Византии · Каспийские походы русов · Битва под Любечем · Битва на реке Буге · Битва на реке Альте (1019) · Битва на реке Немиге · Битва на реке Альте (1068) · Битва на реке Стугне · Битва на реке Калке · Битва на реке Сити |
Основные княжества в XII—XIII веках | Владимиро-Суздальское · Галицко-Волынское · Киевское · Муромское · Новгородская земля · Новгород-Северское · Переяславское · Полоцкое · Рязанское · Смоленское · Туровское · Черниговское |
Общество и культура | Язычество славян · Христианство на Руси · Вече · Дружина · Русская Правда · Слово о законе и благодати · Повесть временных лет · Поучение Владимира Мономаха · Слово о полку Игореве · Моление Даниила Заточника · Слово о погибели Русской земли |
Восточные славяне | Висляне • Гопляне • Куявяне • Лендзяне • Любушане • Лицикавики • Мазовшане (Мазуры) • Песничи • Поляне • Серадзане • Тадеши Дечане • Дудлебы • Ганаки • Голасицы • Зличане • Лемузы • Литомеричи • Лучане • Мораване • Пшоване • Седличане (Дечане) • Ходы • Чехи • Чёрные хорваты Гаволяне: Брежане (Брижане) • Стодоране Браничевцы • Дукляне • Захлумляне • Конавляне • Красные хорваты • Неретвляне • Ободриты • Сербы • Тревуняне Wikimedia Foundation . 2010 . Смотреть что такое «Вятичи» в других словарях:ВЯТИЧИ — ВЯТИЧИ, союз восточнославянских племён верхнего и среднего течения Оки. В 9 10 вв. платили дань Хазарскому каганату, с середины 10 в. киевским князьям. К 12 в. территория В. в Черниговском, Ростово Суздальском и Рязанском княжествах. Источник:… … Русская история ВЯТИЧИ — ВЯТИЧИ, объединение восточно славянских племен в верхнем и среднем течении Оки. С середины 10 века в составе Древнерусского государства. С 12 века территория вятичей в Черниговском, Рязанском, Ростово Суздальском (позднее Владимирское великое)… … Современная энциклопедия ВЯТИЧИ — союз восточно славянских племен верхнего и среднего течения Оки. В Киевской Руси с сер. 10 в. С 12 в. территория вятичей в Черниговском, Ростово Суздальском и Рязанском княжествах … Большой Энциклопедический словарь ВЯТИЧИ — ВЯТИЧИ, вятичей; ед. вятич, вятича, муж. (ист.). Одно из древнерусских племен, жившее по р. Оке. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова Вятичи — славянское племя, населявшее в древности нынешние губернииКалужскую, Орловскую, Тульскую, Московскую и Смоленскую. Пришли онисюда, по свидетельству летописи, с запада и поселились на Оке, будучи отрода ляхов и получив свое название от вождя Вятко … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона Вятичи — ВЯТИЧИ, объединение восточно славянских племен в верхнем и среднем течении Оки. С середины 10 века в составе Древнерусского государства. С 12 века территория вятичей в Черниговском, Рязанском, Ростово Суздальском (позднее Владимирское великое)… … Иллюстрированный энциклопедический словарь вятичи — союз восточнославянских племён, живших в верхнем и среднем течении Оки. С середины X в. территория вятичей в Древнерусском государстве, с XII в. в Черниговском, Ростово Суздальском и Рязанском княжествах. * * * ВЯТИЧИ ВЯТИЧИ, союз… … Энциклопедический словарь вятичи — самое восточное из др. русск. племен на территории современных Калужск., Тульск., Орловск. обл., др. русск. вятичи, возводимое (см. Пов. врем. лет) к прародителю по имени Вятко. Последнее – из vętъko – является уменьш. формой от *Vęti̯eslavъ см … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера вятичи — восточнославянское племя, жившее в бассейне р. Оки. «Повесть временных лет» называет родоначальником вятичей легендарного племенного вождя Вятко: «А Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася вятичи». В IXXI вв. Вятичи выступают … Москва (энциклопедия) Вятичи — древнерусское племя, жившее в части бассейна р. Оки. Родоначальником В. летопись считает легендарного Вятко: «А Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася вятичи». В. занимались земледелием и скотоводством; до 10 11 вв. у В.… … Большая советская энциклопедия Источник |
---|