- Хребет Хамар-Дабан
- Хамар-Дабан — трагедия 1993 года и гибель туристов
- «Сибирь и точка»: Хамар-Дабан
- История и тропы «Орехового перевала»
- Спорить не стоит: Байкал — самая главная, ценная и прекрасная природная достопримечательность Иркутской области. Но кроме «славного моря» в этом регионе есть и самодостаточная горная страна — хребет Хамар-Дабан, куда ежегодно устремляются не только местные жители, но и путешественники со всего мира.
- Мы прошли по самому популярному горно-таёжному маршруту южного Прибайкалья — от Слюдянки до пика Черского — и нашли, где туристические тропы пересекаются с поворотами сибирской истории.
- Ореховый перевал
- Чайная дорога
- Янек в Сибири
Хребет Хамар-Дабан
Хамар-Дабан — горный хребет протянувшийся вдоль южной оконечности Байкала. Длина хребта — около 360 километров, при ширине в 50 км — это даже больше, чем длина всех Крымских гор. А ведь Хамар-Дабан – далеко не единственные горы в этих краях. Совсем рядом есть Приморский хребет и Восточный Саян.
На территории Хамар-Дабана находятся Снежинский биологический заказник, Тункинский национальный парк и Байкальский биосферный заповедник.
Зимой Хамар-Дабан обильно засыпает снегом, причем, чем ближе к главному хребту, тем больше высота снежного покрова.
Горы Хамар-Дабана — это гольцы. Так называют все вершины этих краев. Как у нас в Крыму яйлы. Гольцы — это скалистые вершины, которые поднимаются выше лесной зоны.
Самые известные вершины района:
- пик Черского (2090 м) — нам рассказывали, что туда даже бегают марафоны.
- Осиновский голец — именно его мы проходили в нашем маршруте. Но сама вершина осталась чуть в стороне. С его вершины открывается прекрасный вид на Байкал, окрестные горы и реку Хара-Мурин внизу.
- Хан-Ула (2371 м) — вторая вершина хребта.
- Сохор (2316 м) — расположена в Байкальском заповеднике.
Высшая точка Хамар-Дабана — гора Утуликская подкова (2396 метров).
На хребте есть много озер. Их размеры невелики, но они красивы, а некоторые очень популярны и туда возят туристов на день на экскурсии. Это Теплые озера, озеро Сердце, Соболиное, Патовое (исток реки Хара-Мурин, между прочим) и другие. Некоторые находятся на главном гребне, другие в более низких местах, ближе к берегу Байкала.
На склонах хребта берут начало многие реки, питающие Байкал — Снежная (самая крупная река региона), Утулик, Темник. Все реки относительно невелики по протяженности. Длина Темника всего 314 км.
На реках есть водопады. Самый высокий — водопад Чарующий.
По многим рекам устраивают сплавы. В реках много рыбы. Сюда часто приезжают на рыбалку.
На хребте почти нет троп. Они проложены только к самым популярным местам. Без подготовки там делать нечего.
Растительность этих мест — хвойные леса (здесь можно встретить пихты, ели, сосны, кедры, лиственницы). Вдоль рек растут березы. Выше начинается зона кустарника и кедрового стланика. Также растут такие растения как бадан и папоротник.
В лесах живут медведи.
Хамар-Дабан — трагедия 1993 года и гибель туристов
Говоря про хребет нельзя не упомянуть историю гибели группы туристов в 1993 году. Эта история недавно даже проложила путь на телеканалы страны. А случилось вот что. Погибла почти целиком группа туристов, шедших по хребту Хамар-Дабан — трагедия 1993 года стала самой печально известной для этих мест.
Из 6 человек выжила только 1 девушка, которая спустилась к реке, где её подобрали сплавщики. Причиной гибели можно считать сложные погодные условия и переохлаждение (группа шла выше зоны леса с минимумом одежды и почти впроголодь), что следует из рассказов единственной выжившей. Об этом можно почитать в интернете.
Хребет Хамар-Дабан получил известность и благодаря одноименной песне Юрия Визбора.
Источник
«Сибирь и точка»: Хамар-Дабан
История и тропы «Орехового перевала»
Текст и фотографии: Анна Груздева, Елена Макеенко
Спорить не стоит: Байкал — самая главная, ценная и прекрасная природная достопримечательность Иркутской области. Но кроме «славного моря» в этом регионе есть и самодостаточная горная страна — хребет Хамар-Дабан, куда ежегодно устремляются не только местные жители, но и путешественники со всего мира.
Мы прошли по самому популярному горно-таёжному маршруту южного Прибайкалья — от Слюдянки до пика Черского — и нашли, где туристические тропы пересекаются с поворотами сибирской истории.
«Я до безумия, до мученичества влюблён в камни Сибири!» — писал о Хамар-Дабане учёный Э. Лаксаман академику П-С. Палласу.
Ореховый перевал
Направление: Иркутск — Слюдянка. Путь к Хамар-Дабану начинается с долгих и прекрасных видов Байкала: электричка до Слюдянки едет по Транссибирской магистрали почти три часа, огибая озеро с юга. В городе путешественника встречает единственный в России вокзал, целиком построенный из белого и розового нешлифованного мрамора по проекту итальянских архитекторов. От вокзала — путь к бетонной дамбе, выстроенной вдоль правого берега реки Слюдянки, а дальше — по грунтовой дороге, идущей по ущелью реки (туристы, приезжающие вечерней электричкой, иногда делают на ней ночёвки). Найти дорогу из Слюдянки к началу тропы несложно: туристы ходят сюда круглый год, уплотняя дорогу, да и местные жители знают, что нужно ответить человеку с рюкзаком, который спрашивает: «А не подскажете, как пройти…». Полчаса от дамбы — и начинается лесная тишина и незаметный подъём в гору. Расстояние от Иркутска до Слюдянки: 110 км. Высота над уровнем моря: 470 м.
Хребет Хамар-Дабан — один из самых старых горных массивов планеты — простирается горной цепью вдоль южного берега Байкала в форме дуги. С севера он резко обрывается к озеру, а с юга плавно переходит в хребет Малый Хамар-Дабан и Селенгинское плоскогорье. С запада на восток древний массив тянется более чем на 350 километров, заходя на территорию Слюдянкинского района Иркутской области и семи районов Бурятии. В этой горной стране естественными административными границами являются водораздельные хребты.
«Ореховый перевал» — по версии исследователей из Улан-Удэ именно так переводится с бурятского Хамар-Дабан: «хамар» — кедровые орехи, а «дабан» — «седловина», «высокий горный перевал»*. Но, несмотря на топонимику, средняя высота хребта относительно небольшая: 1500–1800 м. Самой высокой точкой поднимается к небу гора Хан-Ула, или, с бурятского, «Ханская гора» (2371 м). Немного ниже — пик Сохор или «пёстрый» (2316 м). Третья по счёту возвышенность Хамар-Дабана — знаменитый пик Черского высотой в 2090 метров, куда ежегодно поднимаются тысячи туристов, спортсменов и просто любителей походов выходного дня.
На хребте берут начало крупные реки Иркут, Селенга, Темник, а бурно стекают с гор в Байкал Слюдянка, Снежная, Утулик и другие.
Метеостанция «Хамар-Дабан». В настоящее время не работает, однако люди здесь живут.
Лошади были главным транспортным средством на старом почтовом тракте. Иногда, когда вода в реках поднималась слишком высоко, так, что животные не могли противостоять потоку, торговые караваны прекращали движение на несколько дней. Сегодня встретить лошадей можно на метеостанции.
В тёплое время года Хамар-Дабан посещает очень много туристов. Некоторые идут на 2-3 дня, чтобы не спеша сходить на пик Черского, водопады на реке Большая Быстрая, просто отдохнуть от цивилизации. Но немало здесь и спортсменов, буквально взлетающих до пика и обратно за день.
Площадка для лагеря возле метеостанции. Многие туристы приносят с собой газовые горелки, а если и жгут костры, то из лежащего на земле хвороста.
«Сии дикие места, никем не населённые, представляют одну дикую природу с бурями и метелями, действующими сильнее, нежели где-нибудь в других местах, менее возвышенных и открытых. Изредка устроенные беднейшие зимовья или кормовищи служат единственным пристанищем для необходимого обогрения и отдыха утомлённым проезжим», — из журнала путей сообщения 1835 года.
Листвиница и кедр — самые распространённые хвойные деревья на Хамар-Дабане. Возле рек чаще растут берёза, сосна, рябина.
Чайная дорога
Направление: Слюдянка — Метеостанция «Хамар-Дабан». Дорога до метеостанции, где обычно ставят лагерь те, кто пришёл на Хамар-Дабан на несколько дней (спортсмены добегают до пика Черского и обратно за день), многократно пересекает реку Слюдянку. Но вброд идти не придётся: через реку давно перекинуты многочисленные деревянные переправы. Заблудиться тоже вряд ли получится: на пути попадаются указатели и туристы с собаками, велосипедами и детьми. На пути к метеостанции встречаются белоснежные отвалы мраморного карьера, база отдыха, кафе «Привал», где летом пекут вкуснейшие оладьи (которые обязательно нужно попробовать!). Здесь можно поиграть в пинг-понг, пострелять по банкам в импровизированном тире и заказать машину, если дальше набирать высоту лень. Тот, кто решает идти до метеостанции пешком, встречает дальше узкую лесную тропу, которая, набирая высоту, приводит к Казачьей поляне — большой и ровной площадке на склоне горы, полной цветов и кустарников. Ещё немного, и путешественник выходит к дому метеостанции «Хамар-Дабан», возле которой можно поставить базовый лагерь (а также набрать воду из колодца) или поселиться на соседней турбазе. Расстояние от Слюдянки до метеостанции: около 21 км. Высота над уровнем моря — 1430 м.
Покорение и освоение Хамар-Дабана было тесно связано с торговлей России с Востоком: в конце 18–начале 19 века через «ореховый перевал» была проложена Старокомарская дорога — почтовый тракт, соединивший Сибирь с Монголией и Китаем. Там, где сейчас проходят многие туристические тропы, купцы и путешественники длинными торговыми караванами поднимались по крутому, отвесному серпантину на вьюченных лошадях, переходили быстрые реки вброд (где иногда животные «даже в малую воду с трудом удерживались на ногах»), пробирались сквозь глухую тайгу. Верхнеудинский исправник М.М. Геденштром писал, что Хамар-Дабанская дорога была «ведена зигзагами, укреплена обрубом из толстых брёвен и высокими надолбами (преграждениями) со стороны пропасти На устойчивость перил на дороге потребовались тысячи брёвен».
Такие «исполинские» труды строителей — бурятов из Тункинской долины и переселенцев из западных районов России — не были случайными: торговля в Кяхте приносила отечественной казне значительные доходы. Например, в 1775 году она составила 38,5 % от всех таможенных поступлений в российский бюджет**. Из Иркутска в Кяхту по Старокомарской дороге, протяжённость которой была около 160 километров, сибиряки везли преимущественно пушнину (около 85%), юфить — выделанную кожу, выработанную из шкур крупного рогатого скота, сукно и льняное полотно. С Востока в Сибирь тянулись караваны с шёлком и хлопчатобумажными тканями, сахаром, табаком, ревенем и чаем. Чайный тракт — другое название этой почтовой дороги, которая «проходила от станции Култук по хребту Комар до реки Утулик, далее по реке Шубутуй, через озеро Патовое в долину реки Снежная».
Старокомарская дорога. Из журнала путей сообщения 1835 года: «По этой дороге, которая для верхового пути представляет столько невыгод и опасностей, отправляются по самой необходимости те из купеческих транспортов с товарами, которым нужно ещё успеть на Кяхту к расторжке с китайцами».
На пути к пику Черского путешественники привязывают к дереву цветные ленты. Эта традиция (которая во многих местах Сибири — просто красивый туристический жест) на Хамар-Дабане, возможно, имеет и исторические корни: хребет заходит и на территорию Бурятии, где подвязывание ленточек имеет символическое значение. Спусковая, соответственно, от русского «спуск».
Альпийские луга — характерная черта Хамар-Дабана. Выше них уже идёт каменисто-моховая тундра, где растут только стойкие к суровому высокогорному климату Сибири цветы.
В этих горах перемешано много эвенкийских, бурятских, русских названий. Например, Шубутуй происходит от бурятского «шубуу» — птица, а Байга от эвенкийского «бай» — богач, богатство.
Вид с пика Черского. «Туры» — своеобразные каменные указатели — помогают туристам ориентироваться в горах.
Маршрут на популярный пик Черского безопасен и не требует специального альпинистского снаряжения. Однако по Хамар-Дабану есть и сложные туристические маршруты, требующие подготовки.
В центральной части Хамар-Дабана в 1968 году создан Байкальский биосферный заповедник.
С началом строительства Транссибирской железной дороги почтовый тракт на Хамар-Дабане утратил своё значение и больше не использовался. Не так давно иркутские учёные и туроператоры рассуждали о его новом, туристическом «освоении» — организации конных туров по старой дороге, которые могли бы составить конкуренцию путешествию по Кругобайкальской железной дороге. Но, кажется, хорошая идея не получила масштабного развития.
Янек в Сибири
Направление: Метеостанция «Хамар-Дабан» — пик Черского и озеро Сердце. Путь на самые популярные туристические точки Хамар-Дабана лежит серпантином по Старокомарской дороге, по склону горы, в тени разлапистых кедров (от базового лагеря на неё так же легко выйти — она видна). Набирая высоту, дорога переходит в гольцовую зону (гольцы — это голые вершины, поднимающиеся за пределы растительности) с карликовой берёзой, кедровым стлаником и пёстрыми альпийскими лугами. На вершине Первого гольца — советский памятник погибшей при сходе лавины туристке, а дальше на Втором гольце — вид на озеро Сердце, которое с высоты действительно принимает форму сердца. Путь на пик Черского лежит вдоль каменистого узкого гребня Жандармского перевала (проходить его следует осторожно, для страховки натянут трос), после которого дорога резко уходит вверх, к пику Черского. Высота над уровнем моря — 2090 м.
Вид с Жандармского перевала на озеро Сердце. Местные путешественники любят придумывать про него легенды.
Хамар-Дабан сложен из древнейших горных пород: кристаллических сланцев, гнейсов и известняка, нередко встречаются и базальтовые покровы.
Вид с Пика Черского. На вершине многие туристические группы оставляют записки, флаги, каменные таблички с надписями. Одна из записок 1941 года: «Были мы — спортсмены ДСО «Большевик» в количестве 11 человек. Приходили 2 раза, но в первый раз до вершины не добрались, было много снегу, и кое-кто сдрейфил. Не следуйте такому примеру, берите вершины с ходу. Нет таких вершин, которых бы не преодолели члены ДСО «Большевик»».
Животный мир Хамар-Дабана разнообразен. Самое крупное животное здесь — лось, который старается держаться вблизи болот, равнинных мест, озёр и речек. Обитает в этих горах и медведь, поэтому техника безопасности в походе выходного дня актуальна.
Альпийские луга Хамар-Дабана.
Июльский Хамар-Дабан, на пути к пику Черского.
«В один из летних дней 1863 года за ворота витебской тюрьмы конвоиры вывели хрупкого 18-летнего юношу. На его бритой голове «красовалась» рекрутская бескозырка, а при ходьбе он путался в полах длиннющей шинели. В толпе любопытных и родственников заключённых стояли его мать и сестра Михалина. «Прощай, Янек!» — кричали они ему. Последнее, что увидел в родном Витебске юноша — мать, без чувств повисшую на руках сестры, да две цепи солдат по сторонам улицы и вереницу громыхающих по неровной дороге повозок, таких же, как та, что увозила теперь его самого в далёкую Сибирь». Так для будущего учёного Ивана Демьяновича Черского (настоящее имя которого Ян Доминикович) началось знакомство с Восточной Сибирью.
Во время службы в Омске Черский увлёкся естествознанием и стал отправлять свои первые труды по геологии в Москву, а в 1871 году ссыльный был вызван в Сибирский отдел Императорского Русского географического общества в Иркутск — город, который в то время был культурным и научным центром Сибири. В течение долгого времени геолог исследовал береговую линию Байкала, составлял подробную географическую карту самого большого в мире озера (в 1886 году её издали в Русском географическом обществе), изучал нерп, занимался палеонтологией, зоологией, метеорологией. В долгих полевых экспедициях с Черским часто была его жена Мавра. Она сопровождала мужа и во время его последней, трагической, Якутской экспедиции, в которой Черский скончался от тяжёлой болезни.
Источник