взгляд-13
Взгляд опаленСказочным блеском,Тонет полет\В море вселенском,\И, распластавшись птицей над миром,\Легче назваться людьми нам;\ Проще наощупь ползти в темноте, Но, человек, ты обязан лететь; Мир — вот площадка для взлета твоя,\ Звезды — вот самый надежный маяк. Михаил Трегер БАРДЫ РУ Ночной полёт (Летчикам первых ночных трасс. В том числе Антуану де Сент-Экзюпери)
Взгляд остановят запертые двери, Сольются краски облетевших лет,\ Уменье звуков — восполнять потери,\ Напоминать, идти за нами вслед, \ Александр Новаковский 1981 Движенье звуков — чудное движенье:
Взгляд от тебя удаляется, словно закинутый\спиннинг, \и возвращается вместе с уловом: затылки и спины.\\\Вуайерист, соглядатай — какой ты ещё удостоишься\клички?\Путь — это линия между началом и точкой [от]личной. Юрий Куроптев «Уральская новь» 2003, №16 [Фрагменты наставлений начинающему путешественнику] (2002)
Взгляд отведешь — и нет ее. И неясно,\ да и не факт, что взамен будет дана другая.\ А разъятый на части текст целыми фразами отмирает,\ оставляя слова-скелеты, фаланги-буквы.\ Истекая, кровь и любовь не образуют рифмы, края,\ ищи хоть от края света до края Лисьей бухты.\ Не опускай же глаз, не отводи взгляда.\ Больше мне от тебя ничего не надо. Владимир Строчков Из сборника «Глаголы несовершенного времени» 1991. Из цикла «Попытка к бегству» Избранные стихотворения 1981-1992 годов Если мерить от края Лисьей бухты до края терпенья,
Взгляд отведя от воды, по которой черный\ лебедь плывет, замыкая угол\ пены серебряной, видишь снова\ розовый рот говорящей: не то что покорны –\ мы к ним относимся словно к слугам. Небо над Ригою будто кусок иного\ \ круга: светлее, чем здесь, и выше. Григорий Дашевский 1986 Из цикла «Дума Иван-чая» 2001 Стихи 1983-1994 НЕСКУЧНЫЙ САД\ ОТКРЫТОЕ КАФЕ НА ЧИСТЫХ ПРУДАХ\ В.С.
Открыл он то мне, что от всех таилось,\ И все, что о любви мной говорилось,\ Мне рассказал моей Мадонны взгляд. Франческо Петрарка. Перевод В.Левика
Взгляд оторвать от моря не могу. Тишь. Смотрится луна В пролив. Там, на французском берегу, Погас последний блик. Крут и высок, Английский берег над водой навис. О, подойди к окну! Мэтью Арнольд. Перевод М. Донского ДУВРСКИЙ БЕРЕГ
Падает вдоль тропинки\взгляд, замечая с грустью,\сколько осталось биться\парусу в узком устье\жизни. Пишу все это\тонкой иголкой хвои,\ветер клочок бумаги\рвет к побережью моря. Анатолий Боднич 1999 Вспомнишь ли утро это?
взгляд пепельным стал -\ выгорает\ со временем молодость красок.\ Набросок — и тот постигает\ явление смертного часа. Слава Гозиас «У Голубой лагуны». Том 5A Я вижу тебя акварельным
Взгляд плавает в синеющей дали, где синее –\ бесформенный клок паруса: пятно, готовое вот-вот\ исчезнуть. Ты моргнул, и точка стала мухой,\ к стеклу прибитой ленью, которой летом предостаточно. Под \ ней,\ на слое пыли – след ладони, ушедший вниз, за край\ стола. О боковую стенку\ отстукивают пальцы непонятный ритм. За морем,\ в африканской деревушке, шаман его же отбивает на виду\ ошалелого племени. Хамдам Закиров
Под этот взгляд забуду сроки \ И не найду свои следы,\ И только вижу — камни, строки,\ И только слышу — шум беды.\ …Боюсь, что даже не замечу,\ Как жизнь окончится моя, \ И поплыву один навстречу \ Потемкам сгинувшего дня. Евген Маланюк. Перевод В.Сорочкина
Порою взгляд почти случаен,\Почти не значит ничего.\Не так ли именно хозяинВзглянул впервые на него? Николай Стефанович БЛУДНЫЙ СЫН\Поэма
Взгляд последнего июньского дождя\ изучает целый век и час спустя\ свою тень на самой ломаной волне,\ но смыкается, безмолвно уходя. Вадим Месяц Из книги «ВЫХОД К МОРЮ» 1996 Полуночных инвалидов костыли,
Последний взгляд — удар последний,\ Зрачка отточенный визит,\ Что через вымыслы и бредни\ Мне сердце насмерть поразит! Арсений Несмелов 1929 Сибирские огни, 2009 N1 ПОЕДИНОК
Взгляд потерялся -\его замело.\Вязью узорной\снежинки вплетутся\в заиндевелое\окон стекло. Александр Шапиро
Потом, прищурив глаз, лениво шел \К столу, где мы садились в длинный ряд, \Клал папиросы медленно на стол. \Я не увижу больше серый взгляд. Вера Лурье ОСЕНЬ
Взгляд притушен крысиной тоской отчужденья,\ Все бегут, все раскиданы врозь.\ Неужели вот эти черты вырожденья —\ Грозной нации апофеоз? Ольга Постникова «Новый Мир» 1994, №1
Взгляд притянув, измученная бумага\после вчерашнего тихо внушает ужас\то ли по аналогии с белым флагом,\то ли с чем-то ещё, но гораздо хуже. Ирина Аргутина 2003Снова зима (2000)
взгляд пронижет сущее словно ветер\ как не заплакать вспомнив о красоте\ дни моей жизни пройдут словно дрожь по телу\ память в осколки плач разобьет касанье\ воздух движение линии волшебство\ голос тоски моей не перейдет порога\ время событие память живое чувство\ дивным взглядом мою постель не окинет плачу ЙОНА ВОЛАХ(1944-1985). Перевод О.Агур ОТНЫНЕ ВОВЕК НЕ УСЛЫШУ ДИВНОГО ГОЛОСА БОГА
Взгляд проскользнет сквозь стекло\И замрет где-то там, там, где ты, пробираясь по крышам,\Будешь тихо ступать, будешь тихо ступать и легко\И настолько беззвучно, что Бог тебя вряд ли услышит. Ирина Кадикова
Взгляд прощальный из окошка вокзального.\Постоянству и теплу нет прощения:\Хоть бы раз пришли сказать «до свидания»,\Дождались хоть раз всерьез возвращения!\Да не им ли, было дело, доказывал,\Что не нужно провожать, коль уходим мы.\А дорог-то на земле! Да все разные!\Да как много тех, что нами не пройдены! Екатерина Барановская 1998 БАРДЫ РУ Прощальная
Пытаюсь остаться\ взгляд которым ты меня одариваешь\ готов стереть все прежние Элен Дорион. Перевод М. Яснова Из книги «Коридоры времени» «Иностранная литература» 2008, №11 ПРИСТУПИТЬ К ЗАБВЕНЬЮ
Взгляд пытливый обзором Карабихи занят.\Благоденствия стройный и прибранный вид\сродствен мысли: именья последний хозяин\был несчастен не менее, чем знаменит. Белла Ахмадулина Из цикла «Пациент» 2002\ Елене Олимпиевне Саксоновой
Взгляд рассеян. И свет. И народ. Непонятно\ что хуже — быть просветом или просчетом,\ воспоминанием или надеждой. Первые — более телесны и четки,\ а вторые — мятежней.\ И все-таки. Так замедляется шаг. \ Сердце в истерике, фразы стандартны. Но впрочем\ можно почувствовать, как это трудно — дышать.\ Особенно ночью. Елизавета Михайличенко Из цикла «ПРОСТОР ДЛЯ ДОМЫСЛОВ» ВСТРЕЧА В ИЕРУСАЛИМЕ
Взгляд рассеянный и вялый, \ Стрижка с темным завитком. \ С этой женщиной усталой \ Вовсе не был я знаком. Михаил Синельников 1996 ЗИНГЕР
С нею светлые думы вернутся\Снова в темное сердце мое.\Как хочу, как боюсь я коснуться\Хоть на миг тихим взглядом ее! Сергей Агальцов, «Москва», 2006 цикл «Светлые думы вернутся» Зашумели весенние сосны,
Взгляд свой \Живоводой \Напоивши до \Дна. Берега \Матки раску- \Порены моей. \Я та же дщерь \Непощадившая \Ся в третьем \Поколении. Татьяна Ретивова Из цикла «АМАРАНТ»\ПОСАДИЛА АМАРАНТ
Взгляд седьмой с надеждой\\Пробудит уснувший родник\в пустынности Вашей души\(её я ещё не постиг)\иль в дебрях сердечной тиши\\искусство поэта. И пыл\моих вдохновенных стихов\(я верю, — ещё не застыл)\расплавит сердечных оков Татьяна Калашникова
Сижу один – угрюм, уныл,\И на душе скребутся кошки. \Я б отдал все, что сочинил,\За свет свечи в ее окошке,\За робкий и случайный взгляд. \Как тяжело, берясь за дело,\Припоминать, что год назад\Она все пела, пела, пела. РОБЕРТ СЕРВИС(1874-1958). Перевод Евгения Туганова СТИХИ РУ 2009 БЕЛОШВЕЙКА
Взгляд сквозь очки.\. и что с того, похожа ль наша жизнь \на прочие, иль в чем-то уникальна, \когда на месте замков пустыри \>и рыцари без чести под забралом? \. и, губы искусав, принцесса спит \на сузившейся как-то в миг постели; \а в близости горячих лиц дрожит \глубь пропасти с «достигли» до «хотели». \Нам нет спасенья в башне из зеркал — \давящим одиночеством угроза. \. желанный цокот белого коня \упреком раздается слишком поздно. Екатерина Крутова
Взгляд скользит по шершавой стене,\зацепляясь на балках фахверка*),\по икрам балконных стоек,\отрывается и летит над садом\в колокольню деревенской церквухи,\застревает на ней ненадолго\и словно по рельсам\устремляется ввысь. Борис Шапиро 1999 из книги «Предрассудок» Взгляд скользит по шершавой стене,
Взгляд слегка утонченный,\И обманчивый вид,\Подбородок точеный,\Лоб высок и открыт,\А в глазах, как в озерах,\Слишком много всего. \Осторожней в узорах\Будь лица моего. Наталья Гольштейн 1992 Взгляд слегка утонченный,
Взгляд смотрит на мир сквозь раму окна, он видит только рамки того, что ему дано
Взгляд снова возвращается в свои границы, и видит, \что это он их сторожит. \Сторож видит: “клипот”, мусор, неубранную территорию, и понимает: здесь ему не \укрыться. \Помнится, однажды кто-то искал укрытия в Гефсиманском саду: Простор вселенной \был необитаем, И только \сад был местом для житья, — но оказалось, что он попал в самое открытое место в \мире: На меня уставлен мир \полночный Тысячью биноклей на оси. Сад оказался средоточием взглядов. В саду \оказалось тесно (“душа моя \скорбит смертельно”), и он узнал это чувство: “И убоялся Яаков очень, и стало \ему тесно” (Берешит 32:8), но \почему так тесно? Валерий Мерлин ГЛАЗ В ВИНОГРАДНИКЕ: ЧИТАЯ ПРОСТРАНСТВО ЭЙН-КЕРЕМА
Взгляд счастливый и смущённый.\В нем испуг и радость в нём:\Ты — мой ангел\ с обожжённым\От неловкости крылом. Наум Коржавин 1964 Из сборника «Времена», Избранное 1976 ТЫ ИДЁШЬ
Так безмолвно я в думах моих утопал,\Птицы огненный взгляд в сердце мне проникал,\В мягком кресле прилег я спокойно и ловко,\А на бархат свет лампы чуть падал, о да!\Этот бархат лиловый своею головкой\Не нажмет уж она никогда! Эдгар По. Перевод Лиодора Пальмина 1878 ВОРОН
Так не глядят, когда уходят прочь. \ Так не ревнуют, овладевши. Полно! \ Так не стыдят, когда впервые ночь \ К телам двоих бывает благосклонна. \ Так не сжимают пальцев ледяных, \ Неосторожным не бывает каждый. \ Так не ведут ночных бесед хмельных. \ Так любят лишь однажды. Дита Карелина 2005-2006 ЦИКЛ «Золотая весна» Так не глядят, когда уходят прочь.
Так порой в тоске глубокой\ Вольной грудью вдруг вздохну\ И вокруг себя далеко\ Ясным взором я взгляну. Петр Ершов 1838 ДВЕ МУЗЫ
Твой взгляд — да будет тверд и ясен.\Сотри случайные черты -\И ты увидишь: мир прекрасен.\Познай, где свет, — поймешь, где тьма.\Пускай же всё пройдет неспешно,\Что в мире свято, что в нем грешно,\Сквозь жар души, сквозь хлад ума. Александр Блок 1910-1921 ВОЗМЕЗДИЕ\Поэма
Взгляд твой нежный, взгляд твой\ Сокровенный\ Сердце ли поэта не поймет!\ Без костей язык — соврет порою,\ Взгляд же не обманет, не соврет. Одной девушке. Муса Джалиль. Перевод В. Журавлева1943
Твой полон любовью,\ чувства прочие победя.\ Я готов совершить любое\ преступление ради тебя.\ Когда судьи мне кинут сроки —\ от восьми лет до ста восьми,\ понимают они, жестокие,\ что бессмертен я, чёрт возьми! Андрей Вознесенский «Знамя» 2008, №8 Взгляд Твой полон любовью,
Источник
Анализ стихотворения «Парус»
«Парус» — одно из самых известных стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова было написано в Петербурге, куда он только что приехал продолжить образование.
Это было для него временем перемен, расставания с Москвой, с привычным укладом жизни. Поэту в ту пору было всего 17 лет. Cуществует версия, что стихотворение родилось во время прогулки по берегу Финского залива, когда Лермонтов увидел белеющий вдали парус. Но, быть может, этот образ и философские размышления были навеяны стихами из повести А. А. Бестужева- Марлинского «Андрей, князь Переяславский»:
Белеет парус одинокий,
Как лебединое крыло,
И грустен путник ясноокий;
у ног колчан, в руке весло.
в начале сентября 1832 года Лермонтов послал текст стихотворения « Парус в Москву, в письме М. А. Лопухиной. Но, видимо, образ паруса в воображении поэта возник гораздо раньше — сохранилась акварель 11-летнего Лермонтова, на которой изображён белый парус в море.
Внешне стихотворение, написанное четырёхстопным ямбом, отличается редкой простотой: в нём всего 12 строчек — три четверостишия. Каждая строфа стихотворения делится на « половинки»: две первые строчки дают описание моря и паруса (передается состояние природы), а каждые две последние строчки дают лирический отзыв на него (передаётся состояние человеческой души). Зрительные впечатления каждый раз преобразуются в философские размышления.
Поэтической же канвой является образ моря. Все художественные образы в стихотворении аллегоричны: море ассоциируется с жизнью со всеми её бедами, волнениями и переменами, а парус — символ брошенного в житейское море человека. Перед нами блуждающий в тумане парус и герой, блуждающий «житейском море».
Парусу дан эпитет — одинокой. Это означает, что у него нет единомышленников близких. Но парус не боится бури: он силён духом не покоряется ударам судьбы — он мятежный.
Каждое из трёх четверостиший разделено многоточием — так графически автор обозначил паузы, которые несут глубокий смысл. Они не дают возможности слиться изображению пейзажа со строчками, рисующими психологическое состояние героя. Такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение как глубоко психологическое и не относить его только к пейзажной лирике.
Жанр «Паруса» — лирическая новелла. Стихотворение можно отнести к философской лирике, в которой присутствует символический пейзаж. Всё произведение насыщено красивыми романтическими образами и мотивами.
Поэт использовал современную ему лексику за исключением двух архаизмов: струя (вода) и лазурь (небо), а также форм слов: парус одинокой и скрыпит — эти формы соответствуют старомосковскому произношению. Написано произведение простыми словами, использованными в их прямом значении, а если в переносном, то также в общепринятом для поэзии смысле: «играют волны», «ветер свищет», «луч золотой».
Всё стихотворение построено на художественном приёме антитезы, что выражено подбором антонимов и противоположных утверждений. Противопоставлены друг другу герои произведения: парус и поэт — с одной стороны, и море — с другой.
Противопоставлены также состояния природы: буря: «Играют волны — ветер свищет, / и мачта гнется и скрипит», — И штиль: «Под ним струя светлей лазури, / Над ним луч солнца золотой ». Антитезы есть и в языке стихотворения: «Что ищет он в стране далекой? / Что кинул он в краю родном?»; « … он счастия не ищет / и не от счастия бежит »; «над ним — под ним ».
Лермонтов использует и другие средства художественной выразительности: эпитеты (луч солнца золотой); инверсию (в тумане моря голубом); анафору и синтаксический параллелизм (Что ищет он в стране далёкой? / Что кинул он в краю родном?); аллитерацию (луч солнца золотой).
Звучание стихотворной речи легкое и плавное. В первых двух строчках легко заметить обилие звуков л, р, н, м и пропуск одного И того же ударения — так автор передал плеск морской волны во время штиля. А когда «мачта гнётся и скрипит , свистит ветер и шумит море, — всё это передаётся звуками с, т, ч, щ.
Поэт пользуется цветовыми эпитетами — У него целая палитра ярких и радостных красок: голубая (туман), лазурная (море), золотая (лучи солнца), белая (парус).
Философские размышления поэта каждый читатель может понимать по-разному. Но каждый из нас согласится, что одиночество и простор не дают человеку ответов на мучительные вопросы, а встреча с бурей не приносит счастья. Но буря все-таки предпочтительнее покоя и бездействия — эта мысль звучит в заключительной строфе стихотворения.
Человек, который вечно не удовлетворён, не может быть внутренне застывшим. И не может, подобной природной стихии, пребывать в каком-то одном состоянии — покоя или бури. Закон жизни — мятеж. А каждый человек — одинокий парус, брошенный в море жизни.
Теперь посмотрим, как анализирует стихотворение «Парус» Г. Б. Мальцева, учитель литературы в школе №223 г. Москвы.
Аннотация. В материале даётся ход анализа стихотворения М. ЮЛермонтова «Парус». Большое внимание уделяется работе со словом и художественными образами произведения.
Ключевые слова: романтика, романтическое, парус, море, душа, поиск,
аллитерация, эпитеты.
Уже не одно десятилетие я работаю в школе, и, слава богу, лермонтовский «Парус», несмотря ни на что, всегда оставался в школьных программах и всегда, замечу, вызывал эмоциональный отклик школьников. Интересным он остаётся для них и сейчас. Может быть, потому, что семнадцатилетний поэт удивительно точно передал состояние юной души, мечтательной, порывистой, ищущей. И
современный подросток открывается ему навстречу, чувствуя родство с молодым поэтом, несмотря на то что их разделяют столетия.
Работу со стихотворением мы начинаем с подготовительной беседы, которая поможет детям окунуться в атмосферу морской романтики. Наверняка вы не раз наблюдали за морем.
Каким вы любите его больше всего? Почему?
Большинство шестиклассников говорит о спокойном море, поражающем прозрачной водой, сквозь которую видны камешки, ракушки, мелкие рыбёшки, плещущиеся у берега. Им нравятся закатные и рассветные краски, отражающие небо, а самое главное — то умиротворение, которое рождает такое море.
Многим по душе море с белыми барашками небольших волн, лёгкой рябью от бриза и криками чаек. Кому-то просто нравится купаться, нырять, брызгаться в ласковой морской воде. Кто-то любит лунную дорожку на морской глади и тихий плеск ночных волн. А какие ассоциации и каких героев вы чаще всего связываете с морем?
Дети называют: корабли, чайки, волны, паруса, приключения, путешествия, неизведанные острова, сокровища, золотой песок, яхты; пираты, капитаны, моряки, русалки и т. д.
Какие из них, на ваш взгляд, самые романтические и почему?
О романтике, без сомнения, нам напоминают слова: паруса, приключения, путешествия, неизведанные острова, пираты, капитаны … Ведь именно с ними связана тема рискованных и увлекательных дальних странствий, сулящих неожиданности и открытия, дающих возможность проявить себя и даже, может быть, совершить подвиг.
И когда смотришь на море, то невольно связываешь с ним все эти удивительные возможности. Давайте и мы сейчас полюбуемся морскими пейзажами, чтобы ещё раз проникнуться духом любимого нами моря.
Почему никогда не надоедает наблюдать за морем?
Оно всегда разное и меняется на наших глазах, каждый раз удивляя новыми красками, переливами света, игрой волн … Поэтому все так и любят наблюдать за ним. Как любил и Михаил Лермонтов … Стихотворение «Парус» он написал в семнадцать лет, то есть ему было немногим больше лет, чем вам, и по возрасту его можно сравнить с нашими старшеклассниками.
Попробуем представить, каким он был в этом возрасте, о чём мечтал, какие настроения им владели. Теперь, когда мы подготовили подростков к восприятию произведения, и звучит «Парус» в исполнении учителя, после чего обращаемся к учащимся с вопросами.
Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
Детям нравится стихотворение своей романтической устремлённостью, энергией, которая исходит от него, привлекают их и морские картины, созданные молодым
поэтом.
Почему поэт не может оторвать взгляда от паруса «в тумане моря голубом»?
Парус всегда приковывает внимание тех, кто на берегу. Он зовёт за собой, так и
хочется оказаться на этом судне, которое, подняв паруса, уходит в море и постепенно тает где-то у горизонта. Куда оно плывёт? Кто стоит у штурвала? Что его ждёт? Целый рой мыслей и фантазий проносится в голове у того, кто следит за парусом в море, и невольный вздох сожаления вырывается из груди, когда парус исчезает «в тумане моря, голубом» …
Опишите картину, которую видит поэт с берега моря. Она одна или их несколько?
В стихотворении описана не одна картина. Сначала мы видим безбрежную гладь синего моря, лёгкую дымку голубого тумана над ним. В синеве неба и моря ярко белеет парус, он движется вдаль, становясь всё меньше и меньше, и скоро растает вдали:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Затем перед нами разворачивается картина бури, шторма, с которым парусник отважно борется:
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит …
И наконец, возникает умиротворённый пейзаж: полный штиль, тишина, море, как зеркало, отражает лёгкие облака и искрится от солнечных лучей, которые пронизывают воду:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой …
Можно ли видеть эти картины одновременно? (Нет.) Тогда что из этого следует?
Можно предположить, что поэт реально видит первую картину, а остальное дорисовывает в своём воображении.
Как вы считаете, всё ли можно увидеть с берега?
Нет, с берега виден только парус «в тумане моря голубом». Две другие картины мы будто видим с борта корабля, куда переносит нас воображение поэта.
Кстати, какое слово нам подсказывает, что парус очень далеко?
Это слово белеет, которое помогает понять, что очертания паруса постепенно сливаются с морской далью и он исчезает за горизонтом.
Есть ли что- то общее в этих картинах?
Да, их объединяет романтическое начало. Какое чувство вызывает каждая из них? Первая зовёт нас в дальние страны, увлекает мечтой о путешествиях, вторая тревожит, третья дарит умиротворение.
Какие краски преобладают в описаниях моря? (Голубые, синие, лазурные, золотые.) Но мы не только видим, но и слышим шум моря.
Какая строфа помогает нам услышать вой бури и свист ветра? Какие звуки этому способствуют?
В строфе
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит.
Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит —
отчётливо слышатся звуки бури: шум и грохот штормовых волн, скрип гнущихся
под ветром мачт, тревожные крики чаек. И помогают этому звуки: р, щ, с, ч.
Здесь использован художественный приём аллитерации.
А в какой строфе нам слышится спокойный плеск волн и какие звуки помогают воссоздать его?
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой …
В этой строфе преобладают гласные: о, а, и, а также сонорные согласные (носовые звуки) n, н, м, которые придают стиху плавность, помогают передать лёгкое колыхание воды.
Что неизменно присутствует во всех картинах стихотворения? (Море и парус)
Как они связаны между собой?
Они неразделимы и гармоничны: без моря не может быть и паруса, он повинуется морскому ветру, следует за струёй «светлей лазури» и золотым лучом солнца. Но с другой стороны, парус будто «спорит» с морем, противостоит стихии, противопоставляя ей свои цели и желания. И парус немыслим без … человека. Парус в его руках! Поэтому за образом паруса угадывается человек.
Какими эпитетами охарактеризован парус?
Сначала он назван одиноким, а потом-мятежным. Задумаемся, есть ли между этими эпитетами смысловая связь. Чтобы найти ответ, обратим внимание на некоторые слова и словосочетания.
В первой строфе поэт задаёт сам себе вопросы:
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Назовите ключевые слова в каждом просе. (Ищет и кинул.)
Что можно искать «в стране далекой»?
«Наверно, счастья, — говорят дети. – А может быть, каких-то приключений, чего-то нового, неизведанного». Предполагаются и поиски сокровищ, и исследование новых земель. Но больше всего всё-таки сходятся на мысли о счастье, может быть, потому, что её подсказывает следующая строфа.
А что можно «кинуть» «в краю родном»?
Родной дом, семью, близких людей и друзей, любимые уголки родного края — всё, что связывает нас с родиной.
Подберите синонимы к слову «кинуть». (Бросить, оставить.) Какое слово самое резкое? (Кинул.) В каком состоянии и в каких ситуациях его употребляют? (Такое слово говорят обычно в состоянии возбуждения, может быть, даже раздражения, отрицания, когда сердце что-то активно отторгает, не принимает.)
Обратим внимание на строки: «Увы, он счастия не ищет / И не от счастия бежит».
Что они нам рассказывают о жизни паруса?
У него был дом, «родной край», но почему-то он бежал оттуда (глагол кинул подсказывает нам, что сделал он это в эмоциональном порыве), чего-то ищет в морском просторе, но найдёт ли — неизвестно …
Найдите противоречия в действиях паруса.
Он что-то ищет — но не счастия (а что же тогда можно искать?) и «не от счастия бежит». У него была родина, а теперь он «одинокий». Море одарило его красотой, гармонией («Под ним струя светлей лазури, / Над ним луч солнца золотой»), «а он, мятежный, просит бури … ».
Зачем ему буря?
Возможно, ему хочется испытать себя, померяться силами с бурей, почувствовать себя могучим и вольным. Вот что он ищет, вот что даёт ему ощущение счастья! Лермонтов заканчивает стихотворение строками:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
Чем интересны эти строки?
Из них следует, что можно искать если
не счастья, то покоя. Но когда море дарит
его парусу (Под ним струя светлей лазури, /
Над ним луч солнца золотой), он просит бури.
Как вы думаете, найдёт ли когда-нибудь парус то, что его удовлетворит?
Вряд ли: он в постоянном поиске и движении, и в каждом его новом состоянии обязательно будет то, что не даст ему полной гармонии и заставит снова искать что-то новое.
Хорошо это или плохо?
На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Прекрасно состояние покоя (тишины, душевного спокойствия, красоты и гармонии), но продолжительный покой может привести к лености и омертвению, только в движении (прежде всего в поиске ищущей души) и заключается на- стоящая жизнь. Чувство постоянной неудовлетворённости собою — это признак живой натуры, стремящейся к новым вершинам.
Итак, каким же можно представить молодого поэта Лермонтова по стихотворению «Парус» ?
Он ищет себя, своё место в жизни, пробует силы, мечтает о борьбе со стихиями, о подвигах. Он одинок и среди родных, и среди стихий. Ему не нужен благополучный покой, его мятежная душа восстаёт против него, он пытается слиться с морской стихией, которая созвучна его натуре, но и среди неё герой остаётся в одиночестве.
Как видим, сколько бы лет ни прошло, одинокий парус, белеющий «в тумане моря голубом», всегда остаётся юным и чистым, мятежным и мечтательным. Именно таким создал его семнадцатилетний Лермонтов и подарил ему вечную жизнь …
Источник