Взгляды томаса мора кратко

Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Философия — рефераты, презантации, шпаргалки, лекции, семинары

Философия Томаса Мора

Томас Мор (1478 — 1535) — английский писатель и политический деятель. Гуманистическое мировоззрение Т. Мора отражен в его главном труде «О наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия . » В этой книге дается весьма критический описание состояния английского общества времен первоначального накопления капитала

, а также проект идеального общества, вроде платоновской «Государства». В своем проекте Т. Мор опирался на идеи, заимствованные из Библии, на определенные идеи античных и раннехристианских авторов, некоторых итальянских гуманистов.

Сторонник христианского гуманизма, Т. Мор именно с раннего христианства выводил идеи равенства и социальной справедливости. Значительной степени Т. Мор опирался на идеи платоновской «Государства», но в отрицательном отношении к частной собственности он пошел значительно дальше Платона. Если у Платона собственности лишены только два высших правящих состояния, то у Т. Мора в утопической стране собственности лишены все ее граждане. В жизни этого государства деньги, драгоценности, золото ничего не значат. Высшей ценностью здесь провозглашается человек. Т. Мор формулирует идеал всесторонне развитого человека, для которой чужды пренебрежение к земной жизни и аскетизм. Согласно эпикуреизма счастье человека он видит в чувственном удовольствии. Однако среди земных радостей жизни первое место принадлежит здоровью, оно мера всех чувственных наслаждений.

Читайте также:  Какое море рядом с норильском

Значительное место в жизни утопийцев занимает религия. Сторонник христианского гуманизма, Т. Мор всячески подчеркивает ее значение как морального учения. В своем стремлении восстановить истинный смысл христианства он был далек от того, чтобы навязывать его силой. В Утопии царит веротерпимость. Утопийцам присущи миролюбие, отрицательное отношение к войне и насилию.

Источник

Социально-политические взгляды Томаса мора

политология

  • Давлетгаряева Разифа Гариповна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Закирова Минзаля Шамильевна , магистр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • Похожие материалы

    Томас Мор – английский философ и писатель, придерживающийся гуманистических взглядов. Его главной книгой является «Утопия», в которой он рисует свой идеал общества в виде фантастического острова-государства. Он следует многим мыслителям эпохи Возрождения, усмотревших в культе индивидуализма, ставшего идейным стержнем Ренессанса, ограниченность и обращались к осмыслению социальности, без которой полноценное существование невозможно и которую необходимо усовершенствовать. Методом построения такого общества он считает убеждение людей в необходимости такого будущего. Главным инструментом жизнедеятельности общества он считает общечеловеческую мораль [1; 2].

    Мор видел в Реформации угрозу для церкви и общества, критиковал религиозные взгляды Мартина Лютера и Уильяма Тиндейла и, находясь на посту лорд-канцлера, препятствовал распространению протестантизма на территории Англии. Отказался признавать Генриха VIII главой церкви Англии и считал его развод с Екатериной Арагонской недействительным. В 1535 году был казнён в соответствии с Актом об измене. В 1935 году причислен к лику святых Католической церкви. Скорее всего, его взгляды должны быть охарактеризованы как традиционализм, но революционный дух его книги говорит о присущей ему симпатии к новшествам, к умеренному либерализму [3; 4; 5].

    Главной темой размышлений Мора стали проблемы социально-политического устройства. Он не создал оригинальной социально-философской концепции, основанной на глубоко разработанной теоретической философии, однако вызывает интерес его содержательный подход к рассмотрению социальных проблем, в котором тем не менее прослеживается его отношение к проблеме взаимоотношений индивида и общества. Важное место в мировоззрении Мора занимают религиозные убеждения. С одной стороны, он образцовый католик, выступающий против протестантизма и англиканской церкви. С другой стороны, он гуманист, понимающий необходимость научного мышления, просвещения людей своей эпохи. Мы считаем, что он является последователем католического философа Фомы Аквинского, предложившего искать союз между религией, наукой и образованием [6; 7]. Такую же позицию отстаивают и ряд мусульманских богословов [8].

    Главной проблемой социально-политического устройства Т. Мор считал вопрос о собственности, которая порождает множество социальных недугов – неравенство, угнетение, зависть и т.д. Излечение от социальных болезней он видел в замене частной собственности общественной. Т. Мор хорошо знал социальную и моральную жизнь современной ему Англии. Его сочувствие к тяжелому положению народных масс получило отражение именно в книге «Утопия», которая пронизана влиянием идей Платона, и прежде всего его сочинением «Государство».

    Самая специфическая черта социально-философской концепции Т. Мора – антииндивидуалистическая трактовка общественной жизни, мыслимая им в его версии идеального государства. Последовательный антииндивидуализм требует отмены частной собственности, уравнивая всех в потреблении (эту идею мы впоследствии обнаруживаем в теории научного коммунизма марксизма). И если у Платона частная собственность отсутствует лишь в правящих сословиях, то в утопическом государстве Т. Мора она отсутствует у всех. Т. Мор пытался свести государство к большой семье, в которой не может быть имущественного расслоения, ибо в рамках семьи частная собственность утрачивает свой смысл. При этом необходимо, чтобы люди осознали эту утрату и приняли ее.

    По примеру Платона Т. Мор считает справедливость и следование законам главнейшей опорой государства. Причем жители Утопии подчиняются не столько юридическим, сколько этическим законам: писаных законов у них очень мало. Интересно, что такой взгляд на регулирование общественной жизни высказывали классики марксизма-ленинизма. У жителей Утопии своя религия, более древняя, чем христианство. Содержание ее сводится к убеждению в существовании единого божественного существа (Родителя), разлитого во всем мире. Здесь мы видим противоречие во взглядах католика Мора и идеолога Утопии. Впрочем такие противоречия обнаруживаются и по ряду других вопросов этого социалиста-утописта.

    Методология анализа общества, предложенная Мором, вряд ли оправдана. Но для своего времени она была прогрессивна, она показывала, что есть и другие пути общественного устройства. К сожалению, Мор не видел других путей объяснения общественного развития, многомерности исторического и социологического знания [9].

    На основе сказанного выше, можно сделать следующие выводы:

    1. Поскольку Т. Мор утверждает, что несовершенство индивидуального существования людей в государстве детерминируется сложившейся системой собственности, это фактически означает объективный подход к взаимоотношениям индивида и общества, при котором социальное целое в лице общественных отношений воздействует на индивидов, превращая их в страдающие объекты.
    2. Изменив социальное целое, можно добиться изменения индивидуального существования в лучшую сторону.

    Список литературы

    1. Давлетгаряева Р.Г. Воспитание как определяющий фактор дальнейшего развития человечества // Современный мир: экономика, история, образование, культура сборник научных трудов. Уфа, 2005. С. 301-304.
    2. Давлетгаряева Р.Г. Универсальная этика и кризис современной цивилизации // Особенности развития агропромышленного комплекса на современном этапе материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XXI Международной специализированной выставки. 2011. С. 182-183.
    3. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в свете философии права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 1 (52). С. 41-44.
    4. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в правовом и педагогическом пространстве // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 19-26.
    5. Семенова Э.Р. Идеи традиционализма и либерализма в философии права // Альманах современной науки и образования. 2013. № 3 (70). С. 161-163.
    6. Rakhmatullin R., Semenova E. Thomism of the unity of the religious and scientific knowledge // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 288-291.
    7. Зиатдинова Ф.Н., Давлетгаряева Р.Г. Основные принципы организации и управления в системе образования // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2013. № 2 (26). С. 130-132.
    8. Рахматуллин Р.Ю. Религия и наука: проблема взаимоотношения (на примере ислама) // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 793-795.
    9. Рахматуллин Р.Ю. Проблема объективности исторического знания или как возможен единый учебник истории // European Social Science Journal. 2014. № 8-3 (47). С. 69-73.

    Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Источник

    Томас Мор. Биография. «Утопия» основные идеи

    Томас Мор

    Томас Мор (рожд. 7 февраля 1478 г. – смерть 6 июля 1535 г.) – величайший мыслитель средневековья, английский философ, писатель, юрист. Основатель утопического социализма. Томас видел в Реформации угрозу для церкви и общества, относился критично к религиозным взглядам Мартина Лютера и Уильяма Тиндейла. Находясь на должности лорд-канцлера, препятствовал распространению протестантизма на территории Великобритании.

    Отказался признать Генриха VIII главой английской церкви и считал расторжение его брака с Екатериной Арагонской недействительным. В 1535 г. был арестован и казнен в соответствии с Актом об измене. 1935 год – причислен к лику святых Католической церкви.

    Происхождение. Ранние годы

    Томас Мор родился в Лондоне в семействе юриста. Его отец Джон Мор был богатый человек занимавший должность судьи Высшего королевского суда. Мальчиком Томаса отправили учиться в колледж св. Антония в Лондоне. С 13-ти лет, благодаря связям отца, он воспитывался в семье кардинала Джона Мортона, епископа Кентерберийского и лорда-канцлера.

    В 1492–1494 гг. Мор окончил Оксфордский университет. В университете он выделялся блестящими способностями и в скором времени стал равноправным членом философского кружка, в который входили университетские преподаватели. После 1494 г. Мор, по отцовскому настоянию, занялся углубленным изучением права под руководством лучших английских юристов.

    Личная жизнь

    1505 год – Томас Мор женился на 17-ти летней Джейн Кольт из Эссекса. Это была тихая и добрая девушка и в скором времени родила мужу 4-х детей: сына Джона и дочерей Сесиль, Элизабет и Маргарет.

    1511 год – Джейн умерла от лихорадки. Мор, не желая что бы дети оставались без матери, вскорости женился на обеспеченной вдове Элис Мидлтон, с которой они счастливо прожили всю жизнь. У второй жены также был ребенок от первого брака.

    Политическая деятельность

    1504 год – Томаса избрали в Парламент Англии. В парламенте Мор сразу же выступил за уменьшение налоговых сборов в пользу казны короля Англии Генриха VII.

    За этим последовала месть – монарх посадил в тюрьму отца Томаса Мора. Освобожден он был лишь после того, как Томас самоустранился от общественной деятельности и выложил за свободу отца внушительный выкуп.

    1509 год – Генрих VII умер, и Мор вернулся к политике.

    При королевском дворе

    И уже в следующем 1510 г. он был назначен младшим шерифом Лондона. Все были в восторге от его красноречия, он был известен своей честностью и обостренным чувством справедливости. На него сразу же обратил внимание взошедший на престол король Генрих VIII, тем более что Мор воспел его в своих изящных латинских стихотворениях.

    1515 год – король назначил Мора послом во Фландрию вести переговоры о торговле английской шерстью.

    1517 год – Томас оказал помощь в усмирении Лондона, когда народ взбунтовался против иностранцев.

    1518 год – Мора избрали в члены почтеннейшего органа британского королевства – Тайного Совета.

    1520 год – поблизости городка Кале состоялась встреча Генриха VIII с королем Франции Франциском I, Томас Мор входил в состав свиты короля Англии.

    1521 год – Мор получил к своему имени почетную приставку «сэр», за заслуги перед государством и королем его посвятили в рыцари.

    1529 год – впервые в истории Англии на должность лорд-канцлера назначили выходца из буржуазной среды, по королевской рекомендации им стал Томас Мор.

    Томас Мор «Утопия» (основные идеи)

    В ходе поездки во Фландрию Мор начал работать над первой частью своего легендарного произведения «Утопия». Он закончил ее, когда возвратился домой.

    Принцип построения идеального общества, в котором нет социальных противоречий изложен в его произведении «Утопия» (место, которого нет). Основным источником социальной несправедливости Т. Мор, вслед за Платоном, назвал частную собственность. Частной собственности нет на воображаемом острове и труд это обязанность всех членов общества. Все производимые продукты поступают в собственность общества и потом поровну распределяются между всеми жителями Утопии. Рабочий день длится – 6 часов. От работы освобождаются те кто проявил особые способности к наукам. Самые грязные работы выполняются рабами (военнопленными и осужденными преступниками). Все должностные лица избираются. У мужчин и женщин равные права. Жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

    Это произведение состоит из 2-х частей, которые по содержанию мало похожи, однако по логике неотделимы друг от друга. В этом произведении Мор высмеял разврат и духовное тунеядство, критиковал смертную казнь и кровавые законы о рабочих. Тут же им была предложена программа реформ, при помощи которых можно было изменить положение.

    Вторая часть «Утопии» – по сути, и является гуманистическим учением Томаса Мора. Его ключевые идеи:

    • Полная демократия и равноправие, несмотря на наличие короля.

    • Глава государства – это, в первую очередь, мудрый король.

    • Продукты должны распределяться только по потребностям.

    • Деньги нужны только при торговле с другими государствами.

    • Эксплуатация и частная собственность заменялась общественным производством.

    • Труд обязателен для всех, но он не должен изнурять.

    Конфликт с королем

    У глубоко религиозного Мора возникли разногласия с английским королем, когда Генрих VIII решил развестись со своей женой. Мор начал настаивать на том, что это может сделать только Папа римский. Климент VII который правил в то время в Ватикане также был против развода. Тогда король разорвал все связи с Ватиканом и начал создавать в стране англиканскую церковь. В результате чего вскорости была коронована новая жена короля Анна Болейн.

    Это вызвало негодование у Мора, при этом до такой степени сильное, что он ушел с поста лорд-канцлера и стал оказывать помощь монахине Элизабет Бартон в публичном осуждении государя.

    Парламент проголосовал о принятии «Акта о супрематии», провозглашавший короля Верховным главой Церкви и «Акта о престолонаследии». По этому документу все английские рыцари обязаны были присягнуть и признать законными детей короля и новой королевы. Томас Мор отказался давать такую присягу и был заключен в Тауэр как изменник.

    Казнь

    1535 год, 6 июля – на рассвете в Тауэр приехал Томас Поп – служащий канцелярского суда и друг Мора. Поп сказал своему другу, что его должны казнить в 9 часов утра. Еще он сообщил о королевской «милости»: монарх заменил Томасу мученическую смерть в Тайберне на отсечение головы.

    Согласно одной версий, Мор спокойно выслушал сказанное и поблагодарил государя за оказанную милость. По другой, он с горечью воскликнул: «Избави, Боже, моих друзей от такого милосердия короля!» Даже недруги Томаса Мора отмечали его необыкновенную твердость духа и мужество, с каким он готовился к смерти. Казалось, что он вовсе не боится смерти. Он находил в себе силы даже шутить. К примеру, когда его доставили в Тауэр, один из служащих потребовал верхнюю одежду узника в качестве вознаграждения. Томас снял колпак и отдавая сказал, что это самая верхняя одежда, которая у него есть.

    В то время любая казнь собирала множество народа. Так было и теперь. Томас Мор со спокойствием прошел мимо стоявших людей. Шел он очень медленно, потому что пытки и допросы, а также сырые казематы Тауэра негативно сказались на его здоровье. У него был изможденный вид и серый цвет лица. Тем не менее, когда он приостанавливался на короткое время, чтобы перевести дух, люди могли видеть, что в его серых глазах, как и прежде, светились мужество, твердость духа и даже юмор.

    Подойдя к наспех сколоченному деревянному помосту, он сказал одному из тюремщиков: «Пожалуйста, помоги мне взойти, а сойти вниз я как-нибудь попытаюсь сам». Способность шутить была с ним до последней минуты. Генрих, побоявшись людского осуждения, запретил приговоренному обращаться с послед­ним словом к народу. Король не без основания опасался, что народ поймет чудовищную несправедливость этой казни, являвшейся, по сути, убийством.

    В связи с этим его последние слова были обращены к палачу: «Шея у меня коротка, целься хорошенько, чтобы не осрамиться».

    Когда осужденный стал на колени и положил голову на плаху, он сказал: «Погоди немного, дай уберу бороду, ведь она не совершала никакой измены». Спустя миг голова Томаса Мора слетела с его плеч.

    Через четыре века, в 1935 г., Томас Мор был причислен к лику католических святых.

    Источник

Оцените статью