Загрязнение мирового океана урок

Разработка обобщающего урока по теме «Гидросфера. Загрязнение Мирового океана.»
план-конспект урока по географии (7 класс)

Урок географии в 7 классе по теме » Гидросфера. Загрязнение Мирового океана.»

Скачать:

Вложение Размер
gidrosfera._zagryaznenie_mirovogo_okeana.pdf 180.96 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока с подробным разбором каждого этапа.

Урок направлен на формирование коммуникативно-познавательной компетенции учащихся 7 класса посредством приемов критического мышления при изучении проблем загрязнения Мирового океана. Для проведения ур.

Мировой океан Главная особенность Мирового океана – его огромные, подавляющие размеры. Широко известно избитое, но тем не менее верное замечание о том, что наша планета должна бы называться не З.

laquo;Загрязнение Мирового океана&raquo.

В течение последних нескольких десятков лет происходит загрязнение океанов и морей такими вредными для их жизнедеятельности веществами, как нефть, тяжелые металлы, пестициды, радиоизотопы и дру.

Презентация к домашнему заданию по технологии ведения дома 6 класс, страница 39, задание 2: найдите в интернете материал о загрязнении Мирового океана.

Урок новых знаний. Урок «Нефть как источник загрязнения мирового океана» является составной частью курса «Органическая химия», следовательно, на данном уроке должны будут решат.

Источник

Лекция . Загрязнения Мирового океана, охрана Мирового океана, законодательные основы
план-конспект

Загрязнение Мирового океана

Скачать:

Вложение Размер
lektsiya_09_-_zagryazneniya_mirovogo_okeana_ohrana_mirovogo_okeana_zakonodatelnye_osnovy.doc 184 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция . Загрязнения Мирового океана, охрана Мирового океана, законодательные основы

Роль Мирового океана в функционировании биосферы как единой системы трудно переоценить. Водная поверхность океанов и морей покрывает большую часть планеты. При взаимодействии с атмосферой океанские течения в значительной мере определяют формирование климата и погоды на Земле. Все океаны, включая замкнутые и полузамкнутые моря, имеют непреходящее значение в глобальном жизнеобеспечении населения земного шара продуктами питания.

Океану, особенно его прибрежной зоне, принадлежит ведущая роль в поддержании жизни на Земле, поскольку около 70% кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в процессе фотосинтеза планктона.

Мировой океан покрывает 2/3 земной поверхности и дает 1/6 часть всех белков животного происхождения, потребляемых населением в пищу.

Океан и моря испытывают нарастающий экологический стресс из-за загрязнения, хищнического вылова рыбы и моллюсков, разрушения исторически сложившихся нерестилищ рыбы, ухудшения состояния берегов и коралловых рифов.

Особые опасения вызывает загрязнение Мирового океана вредными и токсичными веществами, в том числе нефтью и нефтепродуктами, радиоактивными веществами.

О масштабах загрязнения говорят следующие факты: ежегодно прибрежные воды пополняются 320 млн т железа, 6,5 млн т фосфора, 2,3 млн т свинца. Например, только в водоемы Черного и Азовского морей в 1995 г. было сброшено 7,7 млрд м 3 загрязненных производственных и коммунальных сточных вод. Наиболее загрязнены воды Персидского и Аденского заливов. Воды Балтийского и Северного морей также таят в себе опасность. Так, в 1945-1947 гг. английским, американским и советским командованием в них было затоплено около 300 000 т трофейных и собственных боеприпасов с отравляющими веществами (ипритом, фосгеном). Операции по затоплению проводились в большой спешке и с нарушениями норм экологической безопасности. Корпуса химических боеприпасов к 2009 г. сильно разрушились, что чревато тяжелыми последствиями.

Наиболее распространенными веществами, загрязняющими океан, являются нефть и нефтепродукты. В Мировой океан ежегодно поступает в среднем 13-14 млн т нефтепродуктов. Нефтяное загрязнение опасно по двум причинам: во-первых, на поверхности воды образуется пленка, лишающая доступ кислорода к морской флоре и фауне; во-вторых, нефть сама по себе является токсичным соединением. При содержании нефти в воде 10-15 мг/кг гибнут планктон и мальки рыб.

Настоящими экологическими катастрофами являются крупные разливы нефти при разрыве трубопроводов и крушении супертанкеров. Только одна тонна нефти может покрыть пленкой в 12 км 2 поверхности моря.

Как уже упоминалось в п. 11.1, в 2010 г. в результате аварии на нефтяной платформе за 3 месяца проведения восстановительных работ в Мексиканский залив вылилось 4 млн баррелей нефти. На восстановление пострадавших прибрежных морских экосистем потребуется как минимум 5 лет.

Особенно опасным является радиоактивное загрязнение при захоронении радиоактивных отходов. Первоначально основным способом избавления от радиоактивных отходов было их захоронение в морях и океанах. Это были, как правило, низкорадиоактивные отходы, которые упаковывали в 200-литровые металлические контейнеры, заливали бетоном и сбрасывали в море. Первое такое захоронение произвели в США в 80 км от побережья Калифорнии.

До 1983 г. 12 стран сбрасывали радиоактивные отходы в открытое море. Например, в воды Тихого океана за периоде 1949 по 1970 г. был сброшен 560 261 контейнер.

Принят ряд международных документов, основной целью которых является охрана Мирового океана. В 1972 г. в Лондоне была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов с высоким и средним уровнем радиации без специального разрешения. С 1970-х гг. осуществляется экологическая программа ООН «Региональные моря», объединяющая более 120 стран мира, совместно использующих 10 морей. Были приняты региональные многосторонние соглашения: Конвенция по защите морской среды Северо-Восточной Атлантики (Париж, 1992 г.); Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бухарест, 1992 г.)

С 1993 г. был запрещен сброс жидких радиоактивных отходов. Поскольку их количество постоянно увеличивалось, в целях защиты окружающей среды в 1996 г. между американскими, японскими и российскими фирмами был подписан контракт на создание установки по переработке жидких радиоактивных отходов, скопившихся на Дальнем Востоке.

Большую угрозу проникновения радиоактивности в воды Мирового океана представляют течи атомных реакторов и атомных боеголовок, затонувших вместе с атомными подводными лодками. Так, в результате подобных аварий к 2009 г. в океане оказалось шесть ядерных энергоустановок и несколько десятков ядерных боеголовок, ускоренно разъедаемых морской водой.

На некоторых базах ВМФ России радиоактивные материалы до настоящего времени нередко складируются прямо на открытых площадках. А из-за нехватки средств на утилизацию в некоторых случаях, радиоактивные отходы могли попасть непосредственно в морские воды.

Следовательно, несмотря на предпринимаемые меры, радиоактивное загрязнение Мирового океана вызывает большую тревогу.

Исчезновение глобального климатического явления — течения Эль-Ниньо. Это течение представляет собой грозное природное явление, периодически приносящее неисчислимые бедствия многим странам мира. Дело в том, что по неизвестным пока причинам в довольно стабильной мировой системе пассатов и океанических течений иногда происходит сбой: меняется направление ветров, а масса теплой воды вместо Индонезии и Австралии устремляется к берегам Америки. Перемещение огромных масс теплой воды приводит к усилению испарения с поверхности воды. В атмосфере возникают гигантские насыщенные влагой области, становящиеся своеобразной преградой для сезонных тихоокеанских ветров — пассатов, и они меняют свое направление.

Такой сбой не проходит без катастрофических последствий для климата ряда стран: в одних из них начинается длительная засуха, другие страдают от бесконечных дождей, вызывающих наводнения. Практически Эль-Ниньо в той или иной степени влияет на климат всех стран. Но особенно от него достается Америке, особенно Южной. Достаточно вспомнить, что в 1982 г. из-за этого течения на севере Перу осадков выпало в 30 раз выше нормы, что привело к наводнению и голоду. В 1997 г. в этой же стране погибли 300 человек, а 250 остались без крова.

Как установили ученые, Эль-Ниньо существенным образом влиял на развитие древних цивилизаций Южной Америки и даже стал виновником гибели некоторых из них.

В 1997-1998 гг. это коварное течение по неизвестным причинам исчезло. Беспрецедентное в современной истории исчезновение глобального климатического явления может иметь драматические последствия для климата всей нашей планеты.

Одной из вероятных причин исчезновения этого течения могло быть необычное усиление восточных ветров над Тихим океаном.

Охрана природы Мирового океана

В настоящее время в океан стало поступать очень много вредных веществ: нефти, пластмасс, промышленных и химических отходов, пестицидов и др., что особенно пагубно влияет на жизнь морских обитателей.

Время разложения отходов, попавших в Мировой океан, представлено в табл. 24.

Таблица 24. Время, необходимое для разложения различных видов отходов в океане

Время разложения, лет

Упаковки от пищевых продуктов с алюминиевой фольгой

Источник

Методическая разработка экоурока «Загрязнение Мирового океана»

Экоурок: Загрязнение Мирового океана

Цели урока: Дать представление о проблеме загрязнения вод Мирового океана.

Оборудование: мультимедийный проектор, рисунки на тему «Спасем природу», географическая карта мира.

учащиеся должны знать: что такое «экология», «Мировой океан».

учащиеся должны уметь: приводить доказательства необходимости сохранения чистоты вод Мирового океана.

учащиеся должны уметь : сопоставлять и объяснять на основании приведенных фактов современные экологические проблемы, находить пути решения этих проблем.;

учащиеся должны уметь : отстаивать свою точку зрения, уважать мнение собеседника, оперировать фактами для доказательства или опровержения существующего мнения.

Тип урока: комбинированный

Технологии: здоровьесберегающая; информационно-коммуникационная, проблемного обучения.

Ребята, давайте вспомним, что такое наука «Экология»?

Какие экологические проблемы вы можете назвать?

Что включает в себя понятие «Мировой океан»?

3.Изучение нового материала :

Учитель: Предлагаю Вам сейчас посмотреть презентацию на тему «Экологический кризис».

Показ презентации «Экологический кризис»

Вопрос к классу:

Ребята, какие экологические проблемы Вы можете назвать?

Какая проблема наиболее остро стоит перед людьми всего Земного шара?

Пауза: Гимнастика для глаз:

— Закройте глаза и посидите тихо и спокойно

— Зажмурьте глаза изо всех сил на 3-5 сек, а потом откройте на 3-5 сек. Повторить 3-5 раз

— Быстро поморгайте в течение 1 минуты

— Смотрите вдаль в течение 2-3 сек. Затем переведите взгляд на кончик носа на 3-5 сек.

— Делайте круговые движения глазами по часовой стрелке, потом – против часовой стрелки. Повторить 3 раза.

Значение воды на Земле трудно переоценить. Без воды невозможна жизнь на Земле. Человек без воды не может прожить более 8 дней. Вода необходима растениям и животным. Всем живым организмам нужна чистая вода.

Поверхность планеты покрыта водой океанов на ¾ площади, но это вода соленая, она не годится для употребления в качестве питьевой. Многие страны уже сегодня страдают от недостатка воды, так как расположены в пустынных районах Земли. Пресная вода суши составляет всего 2 % от общего объема гидросферы. Большая часть ее недоступна для использования, так как находится в Антарктиде и Гренландии в составе ледников.

Вода, которую человек получает из рек, озер и подземных вод, загрязнена и опасна для использования. Виноват в этом сам человек. Уровень загрязнения некоторых водоемов так высок, что санитарные службы городов и поселков запрещают ее использовать для питья.

Предлагаю привлечь к изучению этой проблемы специалистов: врача СЭС, путешественника, эколога, капитана танкера, агронома, рыбака, инженера предприятия «Водоканал», ученого-гидролога.

Учащиеся, подготовившие доклады, выступают перед классом.

Значение воды на Земле трудно переоценить. Без воды невозможна жизнь на Земле. Человек без воды не может прожить более 8 дней. Вода необходима растениям и животным. Всем живым организмам нужна чистая вода.

Поверхность планеты покрыта водой океанов на ¾ площади, но это вода соленая, она не годится для употребления в качестве питьевой. Многие страны уже сегодня страдают от недостатка воды, так как расположены в пустынных районах Земли. Пресная вода суши составляет всего 2 % от общего объема гидросферы. Большая часть ее недоступна для использования, так как находится в Антарктиде и Гренландии в составе ледников.

Вода, которую человек получает из рек, озер и подземных вод, загрязнена и опасна для использования. Виноват в этом сам человек. Уровень загрязнения некоторых водоемов так высок, что санитарные службы городов и поселков запрещают ее использовать для питья.

Я подтверждаю, что вода нашей реки непригодна для использования в быту в качестве питьевой без предварительной очистки, фильтрования, хлорирования, обработки инфракрасными лучами.

В реке обнаружено повышенное содержание болезнетворных микробов – возбудителей дизентерии, холеры и т.д. Их концентрация особенно увеличивается в летнее время. В июле мы закрываем пляжи, так как купание в реке становится опасным для здоровья.

В реке обнаружены масляные пятна мазута, бензина. Источник их появления – водители, которые пригоняют свои автомобили к реке и моют их прямо на берегу.

Кроме того, выше по течению реки расположены поселки, которые не имеют очистных сооружений, и поэтому все промышленные отходы и бытовые стоки сливают в реку, используя ее как сточную канаву.

Такая тревожная ситуация наблюдается не только в нашей стране, но и за рубежом. В 50-60-е годы прошлого века на побережье залива Минимата в Японии отравленный океан отомстил человеку. Ртуть, сброшенная в воду вместе с промышленными отходами, была переработана морскими организмами в метиловую ртуть. Это очень токсичное вещество накопилось в рыбе и моллюсках. Выловленная рыба использовалась в еду местными жителями. Начались болезни. Люди умирали или теряли рассудок, дети рождались уродами. Завод закрыли, но рыбный промысел в заливе не восстановился, так как на его дне до сих пор лежит 600 тонн ртути.

За время своего многолетнего плавания по океану я заметил, что уровень загрязнения океанской воды очень сильно вырос. Особенно много на поверхности воды плавает пластиковых бутылок, пенопласта, мазута. Часто невозможно постирать белье, так как вокруг яхты, на которой плывешь, на несколько километров расплывается нефтяное пятно.

Я видел птиц, крылья которых выпачканы мазутом, нефтью. Они не могут взлететь, поэтому гибнут.

Я видел танкер, который сел на мель, и из его танков в море выливалась нефть.

Все компоненты природы взаимосвязаны. Гидросфера – это единое целое. До поры до времени человек относился к океанам с благоговением и страхом, а потом начал сбрасывать в воду разнообразные отходы. Баржи уходят подальше от берега в море и сбрасывают в воду твердый мусор и жидкие помои. В океанские впадины сбрасываются контейнеры с радиоактивными отходами, хотя известно, что вода в океане перемешивается благодаря течениям и рано или поздно эта отравленная вода все равно попадет на поверхность и даже может оказаться в районах, густо населенных людьми. За борт корабля выбрасываются отходы с камбуза, прямо в море сливается вода из туалета. Реки выносят сточные воды в прибрежную зону. Пестициды с полей, соединения свинца – все это добавляет в океан грязи.

Бедствия, причиняемые загрязнением океана, мало кого волнуют. Потребовалось много усилий и времени, чтобы установить причину печально известной массовой гибели морских птиц в Ирландском море. Выяснилось, что виной всему сложные вещества – полихлордифениды, которые постоянно сбрасывались промышленными предприятиями в русло реки Клайд.

Некоторые из ядовитых веществ, попадающих в море, переносятся далеко от источника загрязнения. Птицы и рыбы также могут разносить сильнейшие яды в самые отдаленные уголки Земли.

Проблема загрязнения вод планеты является общечеловеческой. Но, к сожалению, люди не могут пока объединиться. До тех пор, пока не усилится международное сотрудничество, океану грозит серьезная опасность.

Физкультминутка общего воздействия (4-5 мин.)

Упражнение: «Легли на парту»

Упражнение: «Качание головой»

Исходное положение: стойка ноги врозь

Руки отвести назад, затем в стороны и вверх. Встать на носки, расслабив плечевой пояс. Руки опустить вниз с небольшим наклоном туловища вперед.

Исходное положение: стойка ноги врозь, руки согнуты вперед, кисти в кулаках.

Поворот туловища налево и «удар» правой рукой вперед

Крушения танкеров происходят ежегодно. Иногда это случается на оживленных морских путях. Особенно опасны для прохождения судов проливы Ла-Манш, Гибралтарский, Малаккский. Так, в 1970 г. в проливе Ла-Манш столкнулись суда «Пасифик-Глори» и «Аллегро». Громадное пятно нефти разлилось тогда по поверхности океана.

В связи с ростом размеров танкеров увеличиваются и объемы аварийных сливов нефти в океан. Хотя нужно заметить, что при авариях нефти выливается меньше, чем при безответственных действиях команды корабля. Дело в том, что танки нефтеналивных судов (танкеров) промывают морской водой, которую потом часто сливают за борт. И только достойные уважения экипажи собирают продукты очистки танкера и затем перегружают их в специальные емкости.

Но больше всего море загрязняется нефтепродуктами, поступающими с суши, — отходами промышленных предприятий и автомобильных двигателей. Продукты сгорания часто без разбора сбрасываются в море или выносятся туда реками.

Для получения более высоких урожаев плодов и овощей в землю вносятся удобрения. Для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений приходится опылять поля ядохимикатами – пестицидами. Во время дождей или весной с талыми водами удобрения и пестициды попадают в реки. Удобрения усиливают рост водорослей. Разросшимся водорослям требуется больше кислорода, а когда его не хватает, они гибнут. Гниение остатков увеличивает потребление кислорода, недостаток кислорода приводит к гибели всего живого в воде.

Выращивание 1 кг пшеницы требует 750 литров воды, 1 тонны хлопка – 10 000 куб. м. воды. Большая часть пресной воды расходуется на орошение засушливых земель. До сих пор вода на орошение тратится чрезмерно. В некоторых странах вода на орошение подается не по оросительным каналам, а по трубам, что позволяет значительно сократить ее расход, так как по пути к орошаемым полям вода не испаряется и не просачивается под землю.

Раньше в нашей реке водились хариусы, форель. Но сброс промышленным предприятием горячих вод привел к гибели ценных пород рыбы. Сейчас нет в нашей реке форели. Вместо нее поселяются никчемные рыбы – гуппии и циклиды.

В чистой, прозрачной воде водятся голец и форель. Как только в воде появляются сине-зеленые водоросли, она теряет прозрачность, а среди рыб преобладают окунь, лещ, плотва.

В журнале для рыболовов я прочитал, что очень сильно ухудшилось качество воды и в Великих американских озерах. Причина этого – сброс бытовых и промышленных отходов. В озерах изменился химический состав воды. Местную рыбу вытеснила паразитическая морская минога, которая проникла в озеро через канал Уэлленд. Теперь здесь преобладают новые виды рыб типа ушастого окуня.

Инженер предприятия «Водоканал»

Наше предприятие обеспечивает город питьевой водой. Часть воды поступает с водозабора из реки, которая за последние годы сильно обмелела. Часть воды мы получаем из скважины межпластовых вод, которые, как вы знаете, восстанавливаются очень медленно. Каждый житель города ежесуточно расходует около 150 литров воды, а сельский житель – около 55 литров.Сейчас очень многие устанавливают в своих квартирах водные счетчики, после чего значительно меньше платят за воду. Значит, люди начинают расходовать воду более экономно, ведь платить надо по счетчику за каждый литр воды. К сожалению, очень много воды тратится в быту бесполезно. Например, вода капает из плохо закрытого крана, и за минуту ее набегает больше стакана. Значит, за час ее выльется 12 литров, а за сутки – 300 литров питьевой воды утечет в канализацию. Знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал замечательные слова о воде: «Ты сама жизнь… Ты самое большое богатство в мире» Воду надо расходовать экономно. Ведь без воды мы не сможем жить.чистка воды требует больших материальных затрат, но все это окупится. Строятся очистные сооружения. Многие страны, сокращая потребление воды в производстве промышленной продукции, используют одну и ту же воду несколько раз. Крупные предприятия Москвы, Череповецкий металлургический комбинат и некоторые другие переведены на замкнутую систему использования воды.

Завод один раз забирает чистую воду. После использования на предприятии вода не сбрасывается в реку, а очищается и вновь поступает в производство. Это позволило в 10 раз снизить потребление воды.

Мы должны найти путь экономии воды, ведь человек не должен остаться без воды.

Вода обладает многими чудесными свойствами. Она может быть мягкой и жесткой, обыкновенной и лечебной, карбонатной и углекислой…

Лишенная растворенных газов, вода может не замерзнуть даже при температуре -70º С, но стоит бросить в нее льдинку или песчинку, и она сразу превратится в лед, а ее температура поднимется до 0º С

Воду можно довести до температуры + 150º С без закипания. Если же в такую воду попадет пузерек воздуха, она мгновенно закипит, а температура остановится на 100º С.

Очень интересно ведет себя омагниченная вода. При использовании ее резко сокращается накипь в паровых котлах. Этой свойство воды используется на электростанциях, морских и речных судах.

Люди давно заметили целебные свойства «серебряной» воды. Еще 2500 лет назад персидский царь Кир во время походов пользовался водой, которая хранилась в серебряных сосудах. Такая вода губит многие бактерииб В Древней Индии воду обеззараживали раскаленным серебром. «Серебряную» воду используют космонавты в космических полетах.

Каждому из нас в сутки необходимо 2-5 литров питьевой воды. В год взрослый человек расходует на свои нужды более 200 тонн воды.

В настоящее время страны, которые испытывают дефицит пресной воды, транспортируют к своим берегам айсберги, завернутые в полиэтиленовую пленку. Люди научились опреснять морскую воду. Уже сейчас работает более 700 установок опреснения в разных странах. Многие страны покупают пресную воду. Например, Германия покупает чистую воду в Швейцарии. Вода в Кувейте стоит дороже бензина. А африканское государство Ботсвана на своем гербе начертало девиз: «Да будет вода!» у нас в стране не хватает пресной воды на Урале и в Забайкалье.

Учитель: предлагаю составить план мероприятий по спасению вод Мирового океана от загрязнения.

Учащиеся предлагают различные варианты экологических мероприятий, составляют список на доске и в тетрадях.

Подводятся итоги урока.

Необходимо принять меры по сохранению чистой воды не только для настоящего поколения людей, но и для будущего человечества. Вода необходима людям как воздух, как пища. Берегите воду!

5. Домашнее задание: Записать в тетради, какой личный вклад каждый из нас может внести для спасения вод Мирового океана от загрязнения.

Источник

Читайте также:  Восточную часть материка омывает океан
Оцените статью