Море погибших кораблей
Поначалу все это кажется какой-то странной, фантасмагоричной декорацией к нереальной реальности. Ну откуда тут, в десятках километров от ближайшей воды взяться кораблям? Какая неведомая сила принесла их сюда и бросила умирать с жарких песках Каралпакстана?
А потом вдруг понимаешь, что идешь по дну моря и от этой мысли становится еще страшнее. Мертвое море, вернее нет.. убитое море.
Мы в Муйнаке на кладбище кораблей. Когда-то тут было море.
Еще 70 лет назад Муйнак мыл вполне процветающим городом на берегу Аральского моря, снабжавшим весь, тогда еще огромный Советский Союз, рыбными консервами. Рыбу ловили в Арале, бессточном соленом море-озере на границе Казахстана и Узбекистана.Флот Аральского моря включал 158 кораблей, на которых в 1965 году работало 2200 рыбаков. Питали Арал две реки — Сырдарья и Амударья.Амударья брала свое начало в предгорьях Таджикистана и по дороге до моря значительная часть воды терялась — уходила на полив или просто в грунт. Беда пришла в 1950 году, когда чья-то умная голова придумала построить Каракумский канал, забравший почти 50% воды Амударьи.
За такое вмешательство природа начала мстить и одно из четырех самых больших в мире озер стало стремительно пересыхать. За несколько десятков лет там, где плавали рыбы стали царствовать пески. На смену Аральскому морю пришла Аральская пустыня — Аралкум.
Муйнак в переводе значит живучий. Рыбзавод закрылся, но город выжил, приспособившись к жизни среди песков. О том, что когда-то тут была вода напоминают лишь старые рыболовецкие суда, притягивающие сотни туристов и напоминающих о той страшной экологической катастрофе, которую люди сделали своими собственными руками.
Первое кладбище кораблей я видела у нас на Кольском, в Териберке. Оно оставляет впечатление грустное, но море вот оно, плещется и корабли друге по нему все равно ходят и жизнь продолжается. А тут. тут ощущение полной тоски с привкусом какой-то инопланетности, потому что глаза видят, мозг все понимает, а подсознание все равно отказывается верить..
Возможно это покажется странным, но именно мертвые корабли помогают сегодня Муйнаку выжить, принося доход от тех туристов, которые приезжают сюда, практически на край света ( да, он бывает не только в Заполярье), что бы сделать себяшнечку на фоне корабельных скелетов.
Я иду по раскаленному песку. Хорошо, что на мне чудесные финские тапочки на толстой подошве, иначе сожгла бы ноги. Внимательно гляжу под ноги, сильно ядовитых змей тут вроде как нет, но лучше не рисковать. А еще колючки, да-да, те самые, верблюжьи. Я не знаю как их едят верблюды, но если они впиваются в ногу, то это больно.
Возле ближних кораблей туристическая тусовка, пока есть время ухожу к дальним. Идти недалеко, но солнце жарит так, что мозги, кажется, сейчас закипят, а вода в бутылочке давно стала противно-теплой.
Он стоит среди своих товарищей по несчастью, у него вспорото брюхо и кажется, что каждый, заходящий внутрь, делает ему больно
Источник
Кладбище кораблей у Аральского моря в закладки
До 1960-х годов Аральское море было четвёртым озером планеты. В его водах водилось много рыбы, на берегах работали порты и заводы, люди были трудоустроены, в городах шла жизнь.
Потом всё изменилось. Море начало высыхать. Не могу вспомнить, где происходило похожее. На ум приходит только обратный процесс — постройка морей на Волге и затопление городов — Мологи, Калязина, Весьегонска, Ставрополя-на-Волге. В общем, только от самого факта ухода моря становится не по себе.
Не по себе было и местным. В Муйнаке, куда мы сегодня и поедем, люди очень надеялись вернуть море. Рыли каналы и строили дамбы. В конце концов просто плакали и просили море не уходить. Но всё было напрасно. Говорят, в одну ночь море ушло сразу на 200 метров. Проснувшись, люди просто не узнали своего родного города.
Сегодня — бывший порт Муйнак. Остатки прежней жизни.
Текст и фото cr2
По гипотезам, Аральскому морю всего 10 000 лет. Активное его изучение началось с середины XIX века, с приходом в эти края русских. С тех пор же ведутся и наблюдения. За весь период наблюдений (1850—1960 года) колебания уровня Арала не превышали 3 метров и происходили только по природным причинам. То есть до 1960 года состояние Аральского моря оставалось вполне стабильным.
А дальше — начало всем известной катастрофы. Советскому союзу нужен был хлопок, для чего воды Амударьи растаскивают на каналы для орошения, вода не доходит до устья, море мелеет. Тема известная, останавливаться на ней долго не хочется.
Интересно другое. Ученые говорят, за 10 000 лет жизни море меняло свои границы 9 раз. По непроверенным гипотезам вода переливается в Каспий. В общем, Арал сжимался и снова разливался. На дне высохшего сегодня водоёма находят свидетельства этих колебаний. Это остатки росших здесь тысячи лет назад деревьев или «Кердери» — мавзолей XI-XIV веков, который долго находился на глубине 20 метров.
Отсюда можно сделать вывод, что нынешнее обмеление моря — очередной этап, а хлопковые каналы просто ускорили процесс, и люди виноваты не до конца. Может быть даже стоит ждать возращения моря. Одно понятно точно: даже если это и произойдёт, мы этого не застанем. Но факт остаётся.
Как бы то ни было, давайте посмотрим на современный порт Муйнак, а точнее на то, что от него осталось. Для большего понимания, даю несколько карт. Вот анимация из сети, на которой видно, как меняется уровень моря с 1960 по 2008 года. Всего вода упала на 31 метр — высота 10-этажного дома!
И несколько фотографий меняющегося уровня.
Фото NASA. Аральское море в 1970 году. Воды ещё много, но море уже начинает мелеть:
В конце 1980-х море рзделилось на две части. Бывшую северную часть стали называть Малым морем (Казахстан), южную — Большим (Узбекистан). Чуть позже Большое море делится на Западное и Восточное, а остров Возрождения, на котором был советский полигон по испытанию бактериологического оружия, становится сначала полуостровом, а потом и просто сушей.
Фото NASA. 2006 год. К этому времени ушло 85 % бывшего объёма:
Фото NASA. 2009 год. Море мелеет очень быстро. Практически всё высохло за последние 10 лет:
В отличие от Узбекистана, Казахстан предпринял ряд мер по спасению своей части моря. Была построена дамба, в результате чего Малое море начало наполняться, в нём появилась рыба.
На бывшем высоком берегу моря стоит памятник. Дата обновляется, а вот контуры Арала давно уже уменьшились:
На другой стороне — море 1960 года, до начала быстрого высыхания. В тот момент, когда были мы, рисунок находился в тени. Символично. Тенью как будто показывается, что лучшие годы здесь давно прошли.
За оградой обрыв, а где пески — когда-то была вода:
Корабли. Вся суша до горизонта в 1960-х служила дном. То, что вдалеке поначалу можно принять за воду, на самом деле соль:
Кораблей было очень много, теперь многие распилили на металлолом. По слухам, официально оставшиеся трогать не будут, сохранят как память, но как будет на деле — неизвестно:
Состояние всех судов среднее:
Спускаемся от уже знакомого нам высокого берега вниз. Бывшая кромка. Представьте здесь воду. Жара, шум волн, отличнейшее песчаное дно:
Красота уходила очень быстро. Ещё в середине 1990-х годов море находилось на расстоянии 45 км от Муйнака, а в начале 2000-х уже ушло на 100 км.
Теперь же до воды отсюда 180 км — расстояние от Москвы до Рязани:
Из-за резкого повышения солёности, вся флора и фауна в Большом море погибла. Водоём потерял промысловое значение.
Судьба самого Муйнака печальна. До обмеления в море водилось очень много рыбы, градообразующим предприятием в городе был рыбоконсервный завод. С отступлением моря в 1980-х, чтобы не закрывать завод, сюда привозили замороженную рыбу из России.
Дело оказалось невыгодным, в 1990-х рыбоконсервный завод закрывается. Началась безработица, жители стали покидать свои дома и уезжать в соседние города.
На смену волнам и штормам пришли пыльно-солевые бури. Пестициды и химикаты, смываемые с хлопковых полей в Амударью и море, теперь стали разноситься ветрами на сотни километров. Многие местные жители начали болеть, увеличилась смертность. Часто фиксировались глазные и кожные болезни, поражения желудочно-кишечного тракта.
Местность начала превращаться в пустыню, а многие родники стали не пригодны для питья из-за высокого содержания тех же пестицидов.
Порт стал кладбищем кораблей:
Или точкой, куда заезжают многие, путешествующие по Узбекистану. Наша команда — не исключение.
От построек порта, по словам местных, не осталось и следа. Также разобрали все прибрежные строения.
Усыхание моря повлияло и на климат региона. Лето стало более сухим и жарким, зима — более холодной и продолжительной.
Многие специалисты до сих пор видят решение проблемы Арала только в повороте сибирских рек на юг. Но она дорогостоящая, и на мой взгляд совершенно утопичная и идиотская. Последним активным ее сторонником был бывший мэр Москвы Лужков. Даже если это и случится, по мнению учёных, морская чаша заполнится только через 200 лет…
Теперь немного отдохнём от текста. Несколько картинок без комментариев. Всё понятно и так.
По прогнозам Большое море исчезнет полностью к 2020 году. Таким образом в Узбекистане моря не останется совсем, а от некогда четвёртого озера на планете останется только бывшая северная часть в Казахстане — Малое море.
Источник
Пустыня брошенных кораблей или трагедия Аральского моря
Аральское море около 70 лет назад было четвёртым по площади озером мира — столь обширное, что здесь процветала рыболовная торговля. Теперь, впервые за 500 лет, Аральское море практически высохло, и брошенные здесь гигантские ржавеющие корабли стали чуть ли не единственным доказательством светлого прошлого.
Аральское море, длиной 426 километров, было настолько велико, что простиралось на две страны, которые в настоящее время пересекают лишь пыльные остатки озера: Узбекистан и Казахстан. Но если вернуть время на несколько десятилетий назад, то обе страны окажутся под правлением Советского Союза. В 1930-х годах в СССР приняли решение о реализации огромного сельскохозяйственного ирригационного проекта, в ходе которого началось масштабное строительство оросительных каналов. Для орошения использовались воды рек, впадавших в Аральское море. Довольно скоро это отразилось на состоянии самого Арала: с 1961 года море стало резко мелеть. И с этого времени уровень моря начал понижаться с возрастающей скоростью — от 20 до 90 сантиметров в год.
До 1970-х годов в Аральском море обитало свыше 30 вида рыб; на его территории действовало 10 рыбозаводов, несколько рыбоконсервных комбинатов, более 60 рыбоприёмных пунктов. После разделения Арала на две части солёность воды повысилась, в результате чего большая часть рыбы погибла. Дренажные воды, поступающие с полей в русло двух рек, стали причиной отложений из пестицидов и других сельскохозяйственных ядохимикатов, которые теперь появляются на месте бывшего морского дна. В свою очередь, бури разносят пыль с примесью химикатов, которые уничтожают или замедляют развитие естественной растительности.
Сейчас общий объём воды составляет около 10 % от прежних размеров, но история Аральского моря ещё не закончена. Несмотря на всё это периодически предлагаются проекты по частичному возрождению Аральского моря.
Источник
Кладбище кораблей на Аральском море
Кладбище затонувших кораблей на берегу Аральского моря.
Фотографии и текст Французова Дениса
1. Проезжаем через поселок Жаланаш. Полное ощущение, что попали в какой-то постапокалиптический фильм, а если точнее, то в старую вторую часть «Безумного Макса». Вода отступила, земля выжжена солнцем, никому не нужные лодки лежат на суше. И среди этого всего живут люди.
2. Если подвинуть Дэф поближе, снять задний кардан и подсоединить выход из раздатки к вот этой вот штуке. Впрочем, что-то я увлекся. Интересно, а в оригинале как эта циркулярная пила приводилась в движение?
3. Съезжаем с грейдера, надолго оставляя цивилизацию позади. Впрочем, за этим ведь мы и ехали! С крыши Дэфа получаются интересные виды а-ля «с высоты птичьего полета».
4. Вскоре грунтовка исчезает, и становится ясно почему — мы среди большого солончака. Такыр, выжженая земля. За коркой, которая с виду кажется твердой, скрывается глина. Скользкая, вязкая, коварная.
5. До этого здесь неделю шли дожди, и теперь мы очень осторожно выбираем себе путь. Даже в такие безобидные с виду места не рискуем съезжать, так как до помощи несколько десятков километров, а «лебедиться» здесь не за что. Поэтому приходится постоянно искать пути объезда. Впрочем, виды, появляющиеся на горизонте, с лихвой все компенсируют.
6. Чем дальше едем, тем сильнее ощущение, что мы на Марсе. Когда-то очень-очень давно эти скалы были под водой.
7. Грунтовка же тем временем просто манит нас дальше, узнать, что скрывается за очередным поворотом.
8. Ээээ. Шаровидные конкреции? Здесь? Но, во всяком случае, год назад возле Шергалы мы видели абсолютно то же самое!
9. Срываясь со склона, мелкие камни оставляют за собой причудливые дорожки, причем каждый из них почему-то движется по своей траектории, отличной от прямой линии.
10. Ну красота же!
11. Во время очередной остановки совершенно случайно залезаю на склон горы, чтобы сфотографировать кемпер на фоне моря. Так, а что это за черная точка у нас на горизонте? Где мой телеобъектив?
12. Корабль, да еще и практически целый! Глазам своим не верю! Вот это удача, мы ведь ничего не знали про это место!
13. Сворачиваем с грунтовки и по азимуту направляемся к берегу. Да, не каждый день из лобового стекла Дэфа открывается подобная картина. Впрочем, близко подъезжать не стали из-за боязни заболоченности почвы. Лежит себе на небольшой отмели в паре десятков метров от берега. Такое ощущение, что всю свою жизнь только и делал, что ждал нас.
14. Выглядит намного лучше, чем те суда, возле которых мы провели ночь. Возможно, все-таки сказывается удаленность от населенных пунктов.
15. Общий вид. Жаль, что из-за воды к нему не получилось подойти ближе. А возможно, оно и к лучшему.
16. Посмотрим направо. Что там у нас? Обалдеть можно, да ведь он здесь не один!
17. Скорее к ним! Вдруг они уплывут.
18. Несмотря на кажущуюся близость, искали мы их долго, и виной тому берег моря, который оказался на добрый десяток метров ниже степной дорожки. Можно просто проехать мимо и вообще ничего не увидеть!
Покореженный исполин лежит на морском берегу. А что там на нем такое виднеется?
19. Выцветший флаг исчезнувшей страны на утонувшем корабле.
Аж до мурашек по коже. Пожалуй, это было моим самым сильным ощущением за всю экспедицию. А вокруг ни единой души, лишь мы стоим на берегу, и волны продолжают биться о борт умершего судна.
20. Рядом покоится еще один корабль.
21. Кран с блоком и распашные створки на палубе.
23. Другой ракурс. Знали ли люди, построившие эти корабли, что их ждет такая судьба?
24. Так и лежат они на берегу моря, заброшенные и забытые. Хотя, наверное, им было бы лучше, чтобы люди про них вовсе не вспоминали.
25. Тем временем ненадолго выглянуло солнце, и мы побежали к судну вдалеке. Лазурное море, чистое небо, белый песок побережья — идиллия!
26. Из-за того, что этому кораблю не повезло оказаться на самом берегу, сохранность у него значительно хуже. Местные жители потихоньку срезают то, что можно срезать.
27. И тут мы почувствовали запах. Запах старой машины. Ржавый металл, нагретый на солнце, вперемешку с маслом, морской водой и теплым ветром, дующим со стороны степи. Запах корабля, который лежит здесь не одно десятилетие. Его не спутаешь ни с чем.
28. Вообще я сам очень люблю старые машины и механизмы. Сделанные в те далекие времена, когда человечество еще не знало про пластик и «запрограммированное старение». Мне они почему-то кажутся живыми.
29. Именно с этими мыслями я заглянул в трюм. Ведь у этого исполина было совершенно иное предназначение.
30. Но судьба сложилась иначе.
31. Так и покоятся эти несколько кораблей на самом берегу ушедшего моря, ожидая своей участи. Местные жители в разговорах с нами «ласково» называли их «металлолом», и этих людей тоже можно понять — когда работы нет и нечем кормить семью, становится как-то не до сентиментов.
32. Ну а мы, в свою очередь, были просто рады тому, что успели застать этот «металлолом», сделанный много лет назад в далекой стране.
33. В стране под названием СССР. Также смотрите «Развал СССР: события 20-летней давности».
34. Под конец в очередной раз выглянуло солнце, и цвета словно преобразились. Я бегал вокруг с фотоаппаратом.
35. И чуть не споткнулся об иллюминатор, который валялся на берегу.
36. А лежащие вдалеке суда словно наблюдали за нами.
37. Попрощавшись с этим местом, мы отправились в путь.
Кто знает, увидимся ли мы когда-нибудь еще раз.
Также смотрите «Постапокалипсис: бронетанковый ремонтный завод» и «Кладбище космических аппаратов».
Источник