Жанр произведения старик море

Сюжет и жанр повести Хемингуэя «Старик и море».

«Старик и море» — повесть Эрнеста Хемингуэя, вышедшая в 1952 году. Рассказывает историю старика Сантьяго, кубинского рыбака, и его борьбу с гигантской рыбой, которая стала самой большой добычей в его жизни.

Сюжет: 84 дня старый кубинский рыбак Сантьяго выходит в море и не может ничего поймать. Даже его маленький друг Манолин почти перестал ему помогать, хотя они по-прежнему дружат и часто разговаривают о том о сём. На 85-й день старик выходит в море, как обычно, на своей парусной лодке, и ему улыбается удача — на крючок попадается марлин около 5,5 метров длиной. Старик жалеет, что с ним нет мальчика, одному справиться нелегко. В течение нескольких дней между рыбой и человеком происходит настоящая битва. Старик смог справиться голыми руками с рыбой, которая длиннее его лодки и вооружена мечом. Но марлин уносит лодку далеко в море, мало поймать рыбу — с ней ещё надо доплыть до берега. На кровь из ран рыбы к лодке старика собираются акулы и пожирают рыбу. Старик вступает с ними в схватку, но здесь силы не равны. Когда он доплывает до берега, от рыбы остаётся один скелет, голова и меч, который Саньтяго дарит мальчику на память.

Литературные исследователи называют повесть выдающегося американского писателя Э. Хемингуэя (1898-1961) «Старик и море» «притчей», вероятно, это действительно так. Так как этот, с одной стороны, очень реалистическое произведение — не простое описание интересного приключения, не просто рассказ о поединке отважного старого рыбака с морем и рыбой. Эта повесть имеет значительно более широкое и обобщенное содержание, которое не сводится лишь к авторской идее о необходимости сохранения человеком мужества и достоинства при любых обстоятельствах.

Читайте также:  Все опасные обитатели черного моря

Притча, это рассказ, носящий поучительный характер. Читая Хемингуэя, мы часто сталкиваемся с философскими темами, такими как единство с природой, мужество и героизм, старость и юность, и, наконец, место человека в жизни. Почему Сантьяго победил рыбу? Он победил, потому что смысл жизни видел в борьбе, умел переносить страдания и не терять надежду. Хемингуэй говорит в этом произведении о том, что человека можно уничтожить, но нельзя победить. Именно это является основной идеей повести.

Хемингуэевская притча о старике и море — также о смирении и о силе духа. Вера — это ключевое понятие в произведении “Старик и море”

Хотя он и не прочитал сто раз “Отче наш” в пределах повествования, но он приобрел ту беспомощность, которая необходима для веры.

Акулы съели рыбу, потому что дело не в везении: иногда счастье дорого стоит. А потому что все на самом деле не в руках старика. Потому что на самом деле не надо просить то, что не твое. Старик раскаялся в том, что он убил рыбу. Он убил рыбу, потому что возгордился, думал, что это его гордое предназначение. «…А на самом деле надо любить то, что тебе дают. Ведь Бог добрый, Он дает то, что у него просят. (Если ты попросишь рыбу, разве Он даст змею?)…» Но не все человек может взять.

42. Феномен постмодернизма в литературе 1950-1990-х годов.

Термин «постмодернизм» появился в период Первой мировой войны в работе В.Паннвица «Кризис европейской культуры» (1917). В 1947 году Тойнби в книге «Изучение истории» использует его в культурологическом смысле. По его мнению, постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре. В 1960-1970-х годах термин «постмодернизм» используется и для определения стилевых тенденций в архитектуре, направленных против безликой стандартизации и техницизма. В скором времени он приходит в литературу и живопись.

Развитию понятия «постмодернизм» оказывали содействие мысли философов Ж.Дерриди, Ж.Баттея, Ж.-Ф.Лиотара, а также концепция семиотика и писателя У. Эко.

Постмодернизм — это, прежде всего особое мировосприятие, духовное состояние, которое характеризует кризисную эпоху. Для этого состояния характерные ощущения разочарованности, растерянности, отчаяния, исчерпанности бытия. Постмодернизм не оставляет никаких надежд, он удостоверяет кризисные моменты в развития общества и человека, которые, по образному выражению У. Эко, «находятся на самом крае пропасти». Дале уже идти некуда. Человеку, который оказался на краю пропасти, все открывается совсем в другом ракурсе — и жизнь и смерть, и именно его существование, которое и подводит его к этому ужасному состоянию. И поскольку любой реальный шаг может стать последним, остается сделать только одно: сделать мысленно шаг в направления себя, заглянуть в самого себя, взглянуть на себя и мир с позиции этой крайней границы. И этот взгляд, который осознается как «последний», так как дальше уже идти никуда, открывает всю нескрываемую правду неблагоустроенной и до сих пор не устроенной надлежащим образом человеческой жизни, лишенной высокой цели, духовного смысла. Но, постмодернизм это не просто кризисное мировосприятие, а еще и осознание кризиса и самоосознание себя в этом кризисном, неспокойном, неустановившемся мире, где разрушаются сами основы бытия. И этот момент — осознание и самоосознание — делает произведения постмодернизма актуальными для нашего времени

Постмодернизм отображает общий абсурд жизни, разрыв социальных и духовных связей, потерю моральных ориентиров в обществе. Дисгармония и деструкция — такие основные признаки постмодерного художественного мира. Здесь нет ничего определенного, постоянного. Этот мир ужасный и химерический. Он отпугивает своею запутанностью и неопределенностью, глубиной кризиса и безысходности.

Произведение постмодернизма подается не как готовая вещь, а как процесс взаимодействия художника с текстом, текста с пространством культуры и социальным пространством, текста с художником и т.п. Здесь речь идет о специфической особенности постмодерного письма, которое предусматривает подчеркнутую условность изображаемого. Произведение представляет собой так называемый условный текст и условный мир. И все в этом художественном мире подчиняется правилам эстетической игры. Игровое начало присуще большинству произведений постмодернизма. У читателей возникает впечатление, что герои не живут, а играют в жизнь. И художник будто не пишет, а играет в литературу, играет с читателем. По законам игры в постмодерных произведениях могут происходить разнообразные события на гране реального и ирреального. Игра дает возможность свободного перехода из одного времени в другое, из действительности — в мир подсознания и т.д. Возникает вопрос: а зачем же эта игра, эта подчеркнуто условная эстетичная деятельность. А речь в том, что эстетичная игра способная превратить трагедию в фарс, то есть определенным образом преодолеть трагизм бытия, хотя бы и на эстетичном уровне. Кроме того, эстетическая игра, своеобразная театрализация искусства разрешает художнику совместно с читателем переиграть сызнова те или иные ситуации, заглянуть не только в сокровенные уголки действительности, а и в себя, и наконец— освободить человека от гнета трудной реальности, существующего абсурда.

Если модернизм эксперементировал с формой, то постмодернизм экспериментирует со смыслом и содержанием.

Источник

Старик и море (повесть)

Старик и море (повесть)

«Старик и море» (англ. The Old Man And The Sea ) — повесть Эрнеста Хемингуэя, вышедшая в 1952 году. Рассказывает историю старика Сантьяго, кубинского рыбака и его борьбу с гигантской рыбой, которая стала самой большой добычей в его жизни.

Содержание

История создания

Замысел этого произведения созревал у Хемингуэя в течение многих лет. Еще в 1936 году в очерке «На голубой воде» для журнала «Эсквайр» он описал подобный эпизод, случившийся с кубинским рыбаком. Сама же повесть была опубликована в сентябре 1952 года в журнале «Лайф». В том же году Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за свое произведение, в 1954 году — Нобелевскую премию по литературе.

Сюжет

84 дня старый кубинский рыбак Сантьяго выходит в море и не может ничего поймать. Даже его маленький друг Манолин почти перестал ему помогать, хотя они по-прежнему дружат и часто разговаривают о том о сём. На 85-ый день старик выходит в море, как обычно, на своей парусной лодке, и ему улыбается удача — на крючок попадается марлин около 5,5 метров длиной. Старик жалеет, что с ним нет мальчика, одному справиться нелегко. В течение нескольких дней между рыбой и человеком происходит настоящая битва. Старик смог справиться голыми руками с рыбой, которая длиннее его лодки и вооружена мечом. Но марлин уносит лодку далеко в море, мало поймать рыбу — с ней ещё надо доплыть до берега. На кровь из ран рыбы к лодке старика собираются акулы и пожирают рыбу. Старик вступает с ними в схватку, но здесь силы не равны. Пока он доплыл до берега, от рыбы остался один скелет.

Персонажи

  • Сантьяго — старый рыбак
  • Манолин — соседский мальчик

Экранизации

  • 1958 — «Старик и море» — фильм Джона Стерджеса
  • 1999 — «Старик и море» — мультфильм Александра Петрова
Старик и море
The Old Man And The Sea
Жанр:
Эрнест Хемингуэй
Произведения Вешние воды • И восходит солнце (Фиеста) • Прощай, оружие! • Там, где чисто, светло • Иметь и не иметь • Снега Килиманджаро • По ком звонит колокол • За рекой, в тени деревьев • Старик и море • Острова в океане • Сады Эдема • Предрассветная правда

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Старик и море (повесть)» в других словарях:

Старик и море — The Old Man And The Sea Жанр: Повесть Автор: Эрнест Хемингуэй Язык оригинала: Английский Публикация … Википедия

Старик и море (значения) — Старик и море: Старик и море повесть Эрнеста Хемингуэя Старик и море фильм Джона Стерджеса по повести Хемингуэя Старик и море мультфильм Александра Петрова по повести Хемингуэя … Википедия

Старик и море (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Старик и море (значения). Старик и море The Old Man and the Sea … Википедия

ПОВЕСТЬ — ПОВЕСТЬ, прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом),тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя,… … Современная энциклопедия

ПОВЕСТЬ — прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и… … Большой Энциклопедический словарь

повесть — и; мн. род. ей; ж. 1. Повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе, и обычно меньшее по объёму. Документальная п. Сборник повестей. Повести писателей начала века. П. о несчастной любви. Бытовая, историческая, военная п. 2 … Энциклопедический словарь

Алые паруса (повесть) — У этого термина существуют и другие значения, см. Алые паруса. Алые паруса Жанр: феерия Автор: Александр Грин Язык оригинала: русский Год написания … Википедия

Белеет парус одинокий (повесть) — Белеет парус одинокий Броненосец «Князь Потёмкин Таврический» Жанр: повесть Автор … Википедия

Хемингуэй, Эрнест — Запрос «Хемингуэй» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Эрнест Хемингуэй англ. Ernest Hemingway … Википедия

1952 год в литературе — Годы в литературе XX века. 1952 год в литературе. 1896 • 1897 • 1898 • 1899 • 1900 ← XIX век 1901 • 1902 • 1903 • 1904 • 1905 • 1906 • 1907 • 1908 • 1909 • 1910 1911 • 1912 • 1913 • 1914 • 1915 • 1916 • 1917 … Википедия

Источник

Старик и море

«Старик и море» (англ. The Old Man And The Sea ) — повесть Эрнеста Хемингуэя, вышедшая в 1952 году. Рассказывает историю старика Сантьяго, кубинского рыбака, и его борьбу с гигантской рыбой, которая стала самой большой добычей в его жизни.

Содержание

История создания

Замысел этого произведения созревал у Хемингуэя в течение многих лет. Ещё в 1936 году в очерке «На голубой воде» для журнала «Эсквайр» он описал подобный эпизод, случившийся с кубинским рыбаком. Сама же повесть была опубликована в сентябре 1952 года в журнале «Лайф». Уже после опубликования повести Хемингуэй в одном интервью приоткрыл свой творческий замысел. Он сказал, что книга «Старик и море» могла иметь и более тысячи страниц, в этой книге мог найти своё место каждый житель деревни, все способы, какими они зарабатывают себе на жизнь, как они рождаются, учатся, растят детей.

Старик и море
The Old Man And The Sea
Жанр:
Это всё отлично сделано другими писателями. В литературе вы ограничены тем, что удовлетворительно сделано раньше. Поэтому я должен постараться узнать что-то ещё. Во-первых, я постарался опустить всё не необходимое с тем, чтобы передать свой опыт читателям так, чтобы после чтения это стало частью их опыта и представлялось действительно случившимся. Этого очень трудно добиться, и я очень много работал над этим. Во всяком случае, говоря кратко, на этот раз мне небывало повезло, и я смог передать опыт полностью, и при этом такой опыт, который никто никогда не передавал [1] .

Сюжет

84 дня старый кубинский рыбак Сантьяго выходит в море и не может ничего поймать. И только его маленький друг Манолин продолжает ему помогать, хотя отец запрещает ему рыбачить со старым Сантьяго. Они по-прежнему дружат и часто разговаривают о том о сём. На 85-й день старик выходит в море, как обычно, на своей парусной лодке, и ему улыбается удача — на крючок попадается марлин около 5,5 метров длиной. Старик жалеет, что с ним нет мальчика, одному справиться нелегко. В течение нескольких дней между рыбой и человеком происходит настоящая битва. Старик смог справиться голыми руками с рыбой, которая длиннее его лодки и вооружена мечом. Но марлин уносит лодку далеко в море, мало поймать рыбу — с ней ещё надо доплыть до берега. На кровь из ран рыбы к лодке старика собираются акулы и пожирают рыбу. Старик вступает с ними в схватку, но здесь силы не равны. Когда он доплывает до берега, от рыбы остаётся один скелет, голова и меч, который Сантьяго дарит мальчику на память.

Персонажи

  • Сантьяго — старый рыбак
  • Манолин — соседский мальчик

Экранизации

  • 1958 — «Старик и море» — фильм Джона Стерджеса
  • 1990 — «Старик и море» — телевизионный фильм Джада Тейлора
  • 1999 — «Старик и море» — мультфильм Александра Петрова

Примечания

  1. Примечание к повести «Старик и море» в издании «Э. Хемингуэй. Избранное. // Послесл. сост. и примеч. Б. Грибанова. — М.: Просвещение, 1984».
Эрнест Хемингуэй
Романы и повести Вешние воды • И восходит солнце (Фиеста) • Прощай, оружие! • Иметь и не иметь • По ком звонит колокол • За рекой, в тени деревьев • Старик и море • Острова в океане • Сады Эдема • Предрассветная правда
Сборники рассказов Три истории и десять поэм • В наше время • Мужчины без женщин • Победитель не получает ничего • Пятая колонна и первые 49 рассказов • Снега Килиманджаро • Пятая колонна и четыре рассказа о Гражданской войне в Испании • Рассказы о Нике Адамсе • Сборник коротких рассказов Эрнеста Хемингуэя • Эрнест Хемингуэй: Собрание сочинений
Рассказы На Биг-Ривер • Индейский посёлок • Доктор и его жена • Чемпион • Очень короткий рассказ • Дома • Кошка под дождём • Что-то кончилось • Там, где чисто, светло • Канарейку в подарок • Белые слоны • Убийцы • Непобеждённый • Ожидание • Дайте рецепт, доктор • Снега Килиманджаро • Столица мира • Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера
Поэзия 88 стихотворений
Документальная проза Смерть после полудня • Зелёные холмы Африки • Хемингуэй, бурные годы • Праздник, который всегда с тобой • От нашего корреспондента: Эрнест Хемингуэй • Эрнест Хемингуэй: Кубинский репортёр • Эрнест Хемингуэй: Избранные письма • Опасное лето • Место публикации: Торонто Стар • На первый взгляд правда • Under Kilimanjaro
Экранизации Прощай, оружие! (1932) • По ком звонит колокол • Иметь и не иметь • Убийцы (1946) • Дело Макомбера • Предел • Снега Килиманджаро • Убийцы (1956) • И восходит солнце (1957) • Прощай, оружие! (1957) • Старик и море (1958) • Приключения молодого человека • Убийцы (1964) • Острова в океане • И восходит солнце (1984) • В любви и войне • Старик и море (1999)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Старик и море» в других словарях:

СТАРИК И МОРЕ — «СТАРИК И МОРЕ», Россия, Панорама (Ярославль), 1999, цв., 10 мин. Анимационный фильм по одноименной новелле Эрнеста Хемингуэя. Фильм был удостоен премии «Оскар» за лучший анимационный фильм 1999 года. Режиссер: Александр Петров (см. ПЕТРОВ… … Энциклопедия кино

Старик и море (повесть) — Старик и море The Old Man And The Sea Жанр: Повесть Автор: Эрнест Хемингуэй Язык оригинала: Английский Публикация: 1952 … Википедия

Старик и море (значения) — Старик и море: Старик и море повесть Эрнеста Хемингуэя Старик и море фильм Джона Стерджеса по повести Хемингуэя Старик и море мультфильм Александра Петрова по повести Хемингуэя … Википедия

Старик и море (мультфильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Старик и море (значения). Старик и море Le Vieil Homme et la Mer … Википедия

Старик и море (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Старик и море (значения). Старик и море The Old Man and the Sea … Википедия

Старик Букашкин — Евгений Михайлович Малахин Евгений Михайлович Малахин … Википедия

Старик Ксантуса — ? Старик Ксантуса Научная классификация Царство: Животные Тип … Википедия

Старик Хоттабыч (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Старик Хоттабыч (значения). Старик Хоттабыч … Википедия

Старик сам с ноготь, борода с локоть — персонаж волшебных сказок. При встречах с героем дает ему полезные советы: как вернуться домой, как добыть предназнач. коня и др. Гл. роль старика хозяин подземного царства (трех царств медного, серебряного, золотого): спит в море на камне, от… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Раскинулось море широко — Раскинулось море широко известнейшая песня о кочегаре, который умер во время рейса. Музыкально песенный символ судьбы русских моряков. Первая грамзапись песни была сделана в 1912 году Юрием Морфесси. Но подлинную всенародную популярность… … Википедия

Источник

Оцените статью