Обитатели океанов, морей, рек, озёр
Обитатели океанов, морей, рек, озёр 12.09.2018 10:33
На нашей планете находится много рек, морей и океанов. Нас радует голубизна воды, прекрасный водный пейзаж. Но интересно, есть ли жизнь под водой? Кто живет в воде рек, морей и океанов? Чем они питаются? Есть ли у них враги? Как спасаются от врагов? Какую пользу приносят природе? На эти вопросы мы попытались найти ответ входе реализации нашего проекта в нашей группе.
Цель проекта: создание условий для расширения представлений детей о подводном мире и его обитателях. Для начала мы с ребятами определили, что мы знаем о обитателях подводного мира. Далее мы определили, что мы хотим узнать обо всех, кто живёт под водой, и что надо сделать ,что бы узнать?
Для начала мы создали выставку в группе морских обитателей. Ребята принесли из дома игрушки: черепашек, рыбок, нерпу, ракушки разные по размеру и виду, сувениры из ракушек, магниты с изображением обитателей подводного мира, создали мини – библиотеку по теме. Сделали подборку познавательных видеороликов о жизни обитателях под водах.
Просматривая книги, познавательные видеоролики в группе , ребята открыли для себя, что подводный мир-это мир, состоящий не только из водных живых обитателей, но и из других объектов: водорослей, камней, рифов. В каждом водоеме-свои обитатели. В реках живут такие, как: карась, сом, окунь,лещ, щука и многие другие. В море живут: черепахи, морские звезды, крабы. Все они отличаются по форме, способам передвижения, характеру питания. В океане живут: осьминоги, мурены, морские котики, акулы. Некоторые из подводных обитателей опасны для людей и других морских жителей, на пример, скат. Он может убить человека разрядом электрического тока, который находится в хвосте. Мурена-самая ядовитая змея в мире. От ее укуса мгновенно можно погибнуть. Краб может больно ущипнуть своими клешнями.
На дне водоемов растут разные водоросли, кораллы. Они служат для водных обитателей и кормом и убежищем от врагов. Собрав интересную информацию мы поделились опытом с ребятами другой группы, пригласили к нам в группу, что бы рассказать и показать выставку подводных обитателей, мини — библиотеку книг, иллюстрации, рисунков и поделок по теме. Провели подвижную игру «Море волнуется раз», где ребята изобразили в своих фигурах разных обитателей, закрепили их названия и характерные особенности внешнего вида.
К нам в детский сад пригласили социальных партнёров сотрудника Библиотеки БАМ №1 Голикову Ирину Витальевну, которая предоставила плакаты, книги и журналы об обитателях подводного мира.
Дети овладели обобщающим понятием «подводный мир, подводные жители», узнали их называния, простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, наличие особенностей: плавников, щупалец, клешни), способах передвижения (лазит по дну, плавает), о пользе, которую приносят природе.
Все получили огромное удовольствие от проделанной работы.
Источник
Океаны
Океаны составляют один глобальный, связанный между собой массив солёной воды, часто называемый Мировым океаном.
Границы океанов определены континентами.
Части Мирового океана, окружённые сушей называют морями, заливами, бухтами.
У Гомера Океан — не только бог, но первоначало всего сущего.
2. Атлантический океан — второй по величине (16 %) океан Земли после Тихого океана.
Средняя глубина — 3 736 м, наибольшая — 8 742 м (жёлоб Пуэрто-Рико — Карибское море).
Название произошло от имени титана Атласа (Атланта) в греческой мифологии или от легендарного острова Атлантида.
Атлас или Атлант — в древнегреческой мифологии могучий титан, держащий на плечах небесный свод.
3. Индийский океан — третий по размеру (20 %) океан Земли.
Ширина Индийского океана составляет приблизительно 10 000 км между южными точками Австралии и Африки.
4. Северный Ледовитый океан — наименьший по площади (4 %) океан Земли.
В 2000 году государства — члены Международной гидрографической организации приняли решение выделять Южный океан как самостоятельный пятый океан, соединяющий в себе южные части Атлантического, Индийского и Тихого океанов, в пределах, ограниченных с севера 60-й параллелью южной широты, а также ограничиваемых Договором об Антарктике.
Принятая площадь Южного океана 20,327 млн км? (между побережьем Антарктиды и 60-й параллелью южной широты).
Площадь Океанов
мил. км 2
мил. км 2
м
м
(Марианский жёлоб)
(жёлоб Пуэрто-Рико)
(Зондский жёлоб)
(Южно-Сандвичев жёлоб)
(в Гренландском море)
По характеру рельефа на дне океана выделяются несколько ступеней:
- Шельф — глубина от 100 м до 200—500 м;
Шельф (англ. shelf — отмель) — выровненная область подводной окраины материка, примыкающая к суше и характеризующаяся общим с ней геологическим строением.
Континентальный склон — глубина до 3 500 м;
Континентальный склон — переходная наклонная область подводной окраины материка, расположенная между шельфом и подножием материка, граничащим с ложем океана. По геологическому строению и рельефу материковый склон является продолжением суши.
Океанское ложе (Океаническое дно) — глубина до 6 000 м;
Океан определяет основные свойства атмосферы и является источником энергии для многих протекающих в атмосфере процессов.
На циркуляцию воды в океане влияют ветры, вращение Земли, а также барьеры суши.
Озёра
В мире насчитывается около 5 млн. озёр.
Общая площадь озёр земного шара составляет около 1,8 % суши.
Классификация озёр
- Природные
- Искусственные
- Наземные
- Подземные
- Сточные
- Бессточные
- Пресные
- Солёные
Крупнейшие озера Мира
Название озера | Максим-ная площадь поверхности, тыс. км 2 | Высота над уровнем моря, м | Максим-ная глубина, м | Часть света |
Каспийское | 371 | -28 | 1025 | Азия (Россия, Казахстан, Туркмения, Иран, Азербайджан) |
Верхнее | 82 | 183 | 393 | Северная Америка |
Виктория | 68 | 1134 | 80 | Африка |
Гурон | 60 | 177 | 208 | Северная Америка |
Мичиган | 58 | 177 | 281 | Северная Америка (США) |
Танганьика | 34 | 773 | 1470 | Африка |
Байкал | 32 | 456 | 1637 | Азия (Россия) |
Малави | 31 | 472 | 706 | Африка |
Большое Медвежье | 30 | 157 | 137 | Северная Америка (Канада) |
Большое Невольничье | 29 | 156 | 150 | Северная Америка (Канада) |
Эри | 26 | 174 | 64 | Северная Америка |
Чад | 26 | 281 | 11 | Африка |
Виннипег | 24 | 217 | 28 | Северная Америка (Канада) |
Балхаш | 22 | 342 | 26 | Азия (Казахстан) |
Онтарио | 20 | 75 | 236 | Северная Америка |
Ладожское | 18 | 5 | 230 | Европа (Россия) |
Маракайбо | 16 | 0 | 250 | Южная Америка |
Бангвеулу | 15 | 067 | 5 | Африка |
Аральское море | 13,9 | 3,5 | 54,5 | Азия |
Дунтин | 12 | 11 | 8 | Азия |
Онежское | 10 | 33 | 127 | Европа (Россия) |
Тонлесап | 10 | 12 | 14 | Азия |
Эйр | 9,5 | -15 (-9) | 4 | Австралия |
Туркана | 8,5 | 375 | 73 | Африка |
Никарагуа | 8.4 | 32 | 70 | Северная Америка |
Титикака | 8,3 | 3812 | 304 | Южная Америка |
Атабаска | 7,9 | 213 | 60 | Северная Америка (Канада) |
Оленье | 6,3 | 350 | 60 | Северная Америка |
Иссык-Куль | 6,2 | 1608 | 668 | Азия (Киргизия) |
Большое Соленое | 6 | 1282 | 15 | Северная Америка |
Торренс | 5,7 | 34 | 8 | Австралия |
Альберт | 5,6 | 619 | 58 | Африка |
Венерн | 5,5 | 44 | 100 | Европа (Швеция) |
Нам-Цо | 1,87 | 4718 | 45 | Азия |
Байкал — самое глубокое озеро на планете (до 1 642 м) и одно из древнейших, ему около 25 млн лет. В озере сосредоточено около 1/5 мировых запасов поверхностной пресной воды.
В Байкал впадает 336 рек и ручьёв. Самая крупная река, впадающая в озеро Байкал — река Селенга, которая берет свое начало в Монголии.
Из озера вытекает только одна река — Ангара, которая впадает в реку Енисей.
В Байкале обитает около 2 600 видов и подвидов водных животных, более половины которых являются эндемиками (обитают только в этом озере).
В Байкале водятся такие рыбы, как байкальский омуль, хариус, сиг, байкальский осётр, налим, таймень, щука.
На марке изображены:
схематическое очертание озера Байкал, а также представители фауны Байкала: чайка, байкальская нерпа и байкальский омуль.
В центре фотокомпозиции — побережье острова Ольхон и скала «Шаманка». Остров Ольхон расположен в центральной части озера и является крупнейшим среди 27 островов озера.
Пруды
Искусственные водоёмы объёмом до 1 миллиона кубических метров принято называть прудами, свыше миллиона — водохранилищами.
Пруд — водоём со стоячей водой, искусственного (или естественного) происхождения, с размерами, меньшими, чем у озера.
Пруды и озёра отличаются от ручьёв скоростью течения воды.
Источник
Обитатели рек, озер, морей и океанов
Это что за страшный хищник,
В океане грозно рыщет?
Пасть с зубами распахнула.
Берегись, плывёт акула!
Есть у каждого заслуга,
Чем же славится белуга?
То ли правда, то ли шутка,
Но ревет белуга жутко.
Кто там мечется повсюду,
Не замрет ни на минуту?
Непоседа и вертун,
Всех подвижней рыбка вьюн.
Ясный день, как на картинке!
Ну, откуда здесь дождинки?
На воде не счесть колец
Забавляется голец.
На востоке дальнем стужа
Не берет мороз горбушу,
Что ей холод – ерунда,
Рыбе главное – еда!
Друг за другом мчится стая,
Волны телом разрезая,
То хвосты, то снова спины,
Кто вперёд, плывут дельфины.
Нет озер, таких как наше,
Чище всех оно и краше!
Восхищается елец,
Главный в озере жилец.
Изловить его не просто,
Ведь плавник у рыбы острый!
Хищник, лучше не тревожь,
Защищен надежно ёрш.
Хорошо в реке и сытно,
Только жаль, всего не видно.
Смотрит из воды на берег
Любопытен очень жерех.
Рыбка с острыми зубами,
Убедитесь в этом сами:
Зубки у неё в порядке
Оттого зовут зубаткой.
Есть где рыбе в синем море
Разгуляться на просторе,
День за днем все колесит!
Жить привольно иваси!
Эта важная особа
Смотрит в стороны сурово,
В рот водицы набрала
Проплывает камбала.
К речке наш прикован взгляд:
Брызги в стороны летят,
В ясный день в воде резвясь,
Чешуёй блестит карась!
В самом центре океана
Бьет струя, как из фонтана!
Фантастичный, чудный вид
Дарит нам огромный кит!
Дует щеки гордо рыбка,
На устах у нас улыбка.
На песок на дне прилег
Разрумяный краснощек.
Не желает, ну никак,
Лещ клевать на червяка!
Ни за что я не прощу
Это хитрому лещу!
Этот маленький малёк
Непонятно чей сынок.
Щука он, а может ёрш,
Ну, когда ж ты подрастешь?
Есть чему тут удивиться,
Перед нами рыба-рыцарь!
На дуэль кого привлечь,
Ищет взглядом рыба-меч.
Ну а это, между прочим,
Рыба из семьи рабочей!
Дайте рыбе только повод,
С инструментом рыба-молот.
Кто на дне залег под илом,
Чтоб малькам не видно было?
Труд напрасен, виден им,
Притаившийся налим.
От рыбалки мало проку,
Не клюёт, хоть тресни, окунь.
Он смеется надо мной:
«Я сегодня выходной!»
Рыба крупная икру
Мечет рано по утру.
До чего ж черна икра
У красавца осетра!
Рыбка в зарослях ютится,
Норовит от всех укрыться.
Осторожен как и встарь
Этот маленький пескарь.
Амазонка так прекрасна,
Но купаться в ней опасно!
Притаились утром ранним
В мутной заводи пираньи.
Ох, и юркий этот репус,
Где же он? Гадай, как ребус.
Позади давно восход,
Может скоро заклюёт?
В море рыбе благодать,
То не в бочке пропадать.
Не попасть бы только в сеть,
Об одном мечтает сельдь.
Как чиста в реке вода,
Видно все насквозь до дна:
Под водой усатый сом
Поглощен приятным сном.
Рыба северных морей,
Но не страшен холод ей.
Не берет её тоска,
Без забот живёт треска
Перепутать вы смогли бы
Со змеёю эту рыбу,
Так похожи друг на друга!
Но в воде всего лишь угорь.
Столько рыб не видел сроду
Не числа им нет, ни счета.
Как живая акварель,
Косяком идет форель.
Рыбка плавает по морю
Нет о ней совсем историй.
Кто-нибудь бы написал,
Обижается хамса.
Океаны и моря
Своего хранят царя
До сих пор! Не отрицай,
Существует: рыба-царь!
Есть в селе одном Рыбачьем
Чудо-озеро Чебачье
Каждый в том селе рыбак,
Житель озера – чебак!
Измоталась рыбка за день,
Что за день, будь он неладен!
Отдыхает от погонь
В плотных зарослях чехонь.
Отыскать бы кто помог
В море тихий уголок
«Хорошо побыть в тиши!»
Размечтался крупный шип.
Щука щелкает зубами:
«Поохочусь за мальками».
Но шустрей её они:
«Если сможешь, догони!»
Посреди морских глубин
Проплывает рыба-блин,
Электрический разряд
Носит в теле рыба – скат.
Спорить я, друзья, не буду,
Есть ли рыба – чудо-Юдо?
Может, есть, а может, нет,
Океан хранит секрет.
Проходил вчера у мола,
Вижу, плавает юкола!
Как быть вяленой в воде?
Может я не разглядел?
Рыбка шустро взглядом ищет
Что-нибудь себе из пищи.
Вся в заботах, суетясь,
Промелькнула в речке язь.
Источник